Уголовное дело, заведенное после аварии на Арбатско–Покровской линии метро в прошлом году, будет передано в суд уже в ближайшее время. После случившегося в подземке был введен многоуровневый контроль за безопасностью, а частота проверок и количество инспекторов были увеличены. Прокурор Московского метрополитена Александр Рыбак рассказал, как в метро обеспечиваются безопасность поездок и антитеррористическая защита, зачем видеонаблюдение отслеживает у турникетов «зайцев» и на что чаще всего жалуются пассажиры.
– Александр Михайлович, чем занимается прокуратура Московского метрополитена? Зачем нужно было выделять отдельный ревизионный орган? Ведь у автобусной сети, например, своей прокуратуры нет.
– Мы осуществляем надзор за работой метрополитена. То, что для этого в системе прокуратуры было создано специализированное ведомство, подчеркивает важность метро как ключевого вида транспорта в Москве. В первую очередь прокуратура контролирует уровень безопасности перевозок пассажиров. Мы следим за соблюдением антитеррористического законодательства, поддержанием общественного порядка, а также координируем работу правоохранительных органов по профилактике, пресечению и раскрываемости правонарушений и преступлений. Кроме того, мы контролируем работу Управления внутренних дел на Московском метрополитене, где трудятся около 6 тыс. человек. Это целая армия людей, обеспечивающая безопасность столичного метрополитена.
– Не могу не вспомнить прошлогоднюю катастрофу на Арбатско–Покровской линии. Тогда между станциями «Славянский бульвар» и «Парк Победы» сошли с рельсов несколько вагонов. Погибли 24 человека, еще 271 получил травмы. Что изменилось после той трагедии в работе по контролю за метро – как на уже существующих, так и на строящихся станциях?
– Мы надзираем только за теми объектами, которые уже введены в эксплуатацию. Пока новые станции строятся, они находятся в оперативном обслуживании территориальных правоохранительных органов. Как только они переходят в эксплуатацию ГУП «Московский метрополитен», мы проводим на них надзорные мероприятия совместно с контролирующими органами. После аварии было проведено полное обследование всех систем жизнеобеспечения метрополитена. Все службы, которые входят в его состав, – электромеханическая, служба тоннельных сооружений, подвижного состава и другие, – были полностью проверены.
Никаких существенных нарушений и сбоев в движении, тем более катастроф, слава богу, больше не произошло. Это говорит о том, что система работоспособна и поддерживается в необходимом состоянии.
– После тех событий Генпрокуратура проверила работу вашего подразделения. По ее результатам вам объявили выговор. Изменилась ли после этого система контроля в подземке?
– Да, был введен многоуровневый контроль. Если раньше за проверку конкретного участка в метро отвечали старший мастер, бригадир и начальник смены, то сейчас помимо них мониторинг проводят начальники дистанций и подразделений. Рабочие проверяют участки ежесуточно. Когда заканчивается движение поездов, в метро наступает период, когда все службы проверяют работу всех систем, мониторят рельсы, пути, подвижной состав, системы пожаротушения и т. д. Руководители дистанций и подразделений сами выработали определенный режим проверок. Мониторинг системы работы метро стал проводиться чаще.
– В последние несколько лет в метро периодически происходили сбои. Можете назвать их причины?
– Сбои происходили в основном из–за того, что многие системы требовали замены. Например, старые кабели периодически загорались. Сейчас их меняют на современные, которые должны быть негорючими и не выделять дыма. Замена происходит планово, а на провода устанавливаются датчики автоматического контроля, которые сообщат диспетчерам, если с кабелями что–то не в порядке.
Увы, часть сбоев происходит из–за отчаявшихся пассажиров, которые бросаются под поезд. При этом шансов выжить у таких «камикадзе» практически нет. Наступает смерть, вызывают следственно–оперативную группу. Ясно, что в это время поезда не курсируют. Предотвратить суицид в метро крайне сложно. Ведь не поставишь полицию вдоль каждой платформы, да и человек может броситься под поезд в любом месте. Многие станции, кроме того, являются памятниками истории и архитектуры, имеют соответствующий статус, и любые изменения в их внешнем облике недопустимы.
– В метро создается система интеллектуального видеонаблюдения. Подскажите, для чего она будет использоваться?
– Будет сформирована картотека пассажиров–безбилетников и лиц, ранее совершивших преступления на территории Московского метрополитена. На входе видеокамера будет идентифицировать человека, который ранее совершал правонарушения в метро, затем оператору метрополитена поступит сигнал. Дальше сама система будет отслеживать перемещения этого пассажира по подземке: где он зашел, где вышел, как он идет по платформе. В случае необходимости оператор сможет моментально передать на станцию дежурным полицейским информацию о «зайце» по телефону. Тогда стражи порядка уделят этому человеку на станции особое внимание.
– Видеоаналитика будет обеспечивать антитеррористическую защиту?
– Она будет отслеживать бесхозные вещи на станциях. Если зашел пассажир с портфелем, сумкой, тележкой и оставил свой багаж более чем на 20 секунд без внимания, а сам отошел, – система даст тревожный сигнал. Может, там находится какое–то взрывное устройство. Место, где стоит бесхозный предмет, будет оцеплено. Приедут взрывотехники с собакой, которая обследует объект на наличие в нем взрывчатых веществ.
– Служба безопасности Московского метрополитена утвердила временный список предметов, которые пассажиры не могут проносить в метро. Когда будет утвержден постоянный перечень запрещенных предметов?
– Над этим работает антитеррористическая комиссия города Москвы. Перечень этих предметов не определен, но уже точно известно, что будет запрещено проносить оружие, взрывчатые вещества, наркотики. После того как список будет утвержден, на каждом пункте прохода в метро установят информационные щиты. Люди должны знать, что можно проносить в метро, а что нет. Кстати, предусмотрено, что пассажиры, имеющие кардиостимуляторы, вшитые в организм, освобождаются от прохода через рамки. Это необходимо, чтобы не вредить их здоровью. Но они должны иметь при себе медицинскую справку. Об этом тоже будет указано в объявлениях.
– Прокуратура метрополитена имеет доступ к системе видеонаблюдения?
– Доступ будут иметь только полиция и метрополитен. Мы имеем право запрашивать эту информацию при необходимости.
– Вы проводили проверку тендеров, которые разыгрывал метрополитен. В конце прошлого года сообщалось, что более 80% конкурсов были признаны несостоявшимися. В чем причины?
– Мы действительно обнаружили много нарушений при проведении тендеров. Сейчас мы проводим процессуальную проверку в порядке, установленном законом. Затем мы дадим по всем фактам нарушений юридическую оценку.
– Можете ли что–то сделать, чтобы в будущем предотвратить количество нарушений при проведении тендеров?
– Мы хотим изменить положение о закупках для нужд ГУП «Московский метрополитен». Сейчас, если конкурс не состоялся, то заказчик имеет право выбирать по собственному усмотрению единственного поставщика. В этой ситуации есть большие возможности для злоупотреблений. Мы работаем над тем, чтобы были внесены изменения в это положение о закупках.
– Прокуратура принимает жалобы от пассажиров. Способы игры в слоты на бездепозитный бонус казино на начало лета в 2023 году. Чем москвичи чаще всего недовольны?
– Некорректностью поведения либо полицейских, либо сотрудников ГКУ «Организатор перевозок», которые проверяют законность прохода в метро у турникетов.
Мы передаем эти жалобы руководству ГКУ «Организатор перевозок», а также сами проводим служебные проверки, запрашиваем информацию с видеокамер, которые стоят в местах, где произошел конфликт. Если жалобы на физическое насилие подтверждаются, то направляем материалы в Следственный комитет на метрополитене. Следователи проводят процессуальные проверки и выносят постановления: либо о возбуждении уголовного дела, либо об отказе. Но в целом жалоб немного. В год к нам приходят порядка 20–30 подобных сообщений.
Беседу вела
Анастасия МАЛЬЦЕВА
23.04.2015
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.