В Санкт–Петербурге прошел V Международный форум «Безопасность на транспорте». Его главная цель – выработка эффективных решений по формированию безопасной транспортной среды в РФ.
В программу форума входили вопросы категорирования объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств (ТС); международного сотрудничества в сфере обеспечения безопасности транспортной деятельности и снижения аварийности на всех видах транспорта.
Заместитель министра транспорта РФ Николай Захряпин отметил, что в рамках действующего ФЗ «О транспортной безопасности» проделан cyщественный объем работы. Так, по данным подведомственных министерству агентств, проведено категорирование свыше 52 тыс. ОТИ и более чем 151 тыс. ТС. Утверждены оценки уязвимости в отношении более 16 тыс. ОТИ (32% от общего числа) и 17 тыс. (12% от общего числа) ТС.
В рамках программы федерального контроля (надзора) за обеспечением транспортной безопасности были проведены более 14 тыс. проверок, выявлены 32 тыс. нарушений, наложены штрафы на сумму более 144 млн руб., взысканы в бюджет государства около 80 млн руб. Нарушения в основном связаны с отсутствием необходимых документов, несвоевременной разработкой планов по обеспечению транспортной безопасности и, как следствие, их неисполнением.
Минтрансом России совместно с подведомственными агентствами проведен анализ предварительных финансовых затрат, которые представили специалисты отдельных ОТИ.
По результатам проведенного анализа был сделан вывод о том, что расчеты велись без учета поправок, внесенных изменениями в ФЗ «О транспортной безопасности», согласно которым ОТИ предоставлено право самостоятельно осуществлять оценку уязвимости транспортных средств. Кроме того, скорректирован перечень ОТИ и ТС, подпадающих под действие законодательства, а также определен перечень некатегорируемых объектов и транспортных средств, что также позволит оптимизировать финансовые затраты.
В области воздушного и морского транспорта законодательством РФ установлены соответственно аэропортовый сбор и портовый сбор, которые позволяют субъекту транспортной инфраструктуры компенсировать затраты на обеспечение транспортной безопасности.
Кроме того, строительство патрульных дорог, периметровых ограждений на объектах воздушного транспорта и на федеральных автодорогах осуществляется за счет средств федерального бюджета.
На объектах железнодорожного транспорта мероприятия по обеспечению транспортной безопасности учитываются при формировании инвестпрограммы ОАО «РЖД».
Анализ данных показал, что расходы по обеспечению транспортной безопасности в 2014 году на объекты 1–й категории (33 аэропорта) составили от 61 до 99% от их доходов по указанному виду деятельности, а на объектах 2–й категории и ниже (278 аэропортов) они превысили уровень дохода на 30%.
В этой связи совершенствование требований по обеспечению транспортной безопасности объектов воздушного транспорта направлено на устранение расходов по неэффективным мероприятиям.
Расходы ОТИ по транспортной безопасности на морском транспорте составили около 2% от их доходов, на внутреннем водном транспорте – менее 1%.
В результате внесения поправок в федеральный закон о транспортной безопасности общее количество категорируемых ОТИ и ТС на морском и речном транспорте сократилось более чем в 2 раза и составляет около 17 тыс. единиц, при этом затраты на обеспечение транспортной безопасности на один объект составляют 1,25 млн руб.
В соответствии с действующими требованиями по транспортной безопасности автомобильного транспорта и дорожного хозяйства объекты с установленной низшей (четвертой) категорией не подлежат оснащению инженерно–техническими системами и не требуют обеспечения их защиты подразделениями транспортной безопасности при первом и втором уровнях безопасности.
Данное положение требований позволяет снизить затраты на их реализацию по 2,5 тыс. объектов федерального значения и 80 тыс. искусственных дорожных сооружений на дорогах регионального, муниципального и местного значения (затраты на один объект составляют 10 млн руб.).
По данным Ространснадзора, в настоящее время в сфере транспорта в РФ эксплуатируются около 6,5 млн ТС, ранее подлежавших категорированию. В соответствии с внесенными изменениями в закон о транспортной безопасности под его действие подпадают только около 1,1 млн машин, перевозящих пассажиров и опасные грузы. В результате совокупные затраты хозяйствующих субъектов снизятся на 432 млрд руб. и составят в среднем на одно ТС, осуществляющее пассажирские перевозки, 140 тыс. руб., а перевозки опасных грузов – 40 тыс. руб.
Кроме того, из Реестра категорированных объектов исключаются более 600 автовокзалов и станций в населенных пунктах с численностью менее 100 тыс. человек и среднесуточным пассажиропотоком менее 100 пассажиров, что позволит сократить расходы на обеспечение транспортной безопасности на 2,6 млрд руб.
В проекте требований также предусматривается возможность разработки и реализации одного плана обеспечения транспортной безопасности на все ОТИ, расположенные в границах железнодорожной станции и принадлежащие одному субъекту.
В результате общее количество категорируемых ОТИ на железнодорожном транспорте общего пользования сократится в 16 раз и составит около 15 тыс. объектов, что позволит сократить и затраты на обеспечение транспортной безопасности на 20% (112 млрд руб.).
На объектах метрополитена в проекте требований допускается оборудование одного пункта управления обеспечением транспортной безопасности на группу объектов метрополитена. Так, только по Московскому метрополитену возможно будет исключить создание 507 пунктов управления, что позволит сократить расчетную численность соответствующих подразделений на 10 тыс. человек.
Для уменьшения расходов у субъектов предпринимательской деятельности Минтрансом России подготовлен и представлен в Правительство Российской Федерации законопроект, предусматривающий перенос вступления в силу с 1 января 2017 года требований по обеспечению транспортной безопасности для различных категорий ОТИ и ТС на городском наземном электротранспорте; автомобильном по перевозкам пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении; на железнодорожном пригородном транспорте. Исключение составляют ОТИ и ТС воздушного транспорта.
В докладе заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Владимира Чертока речь шла о результатах проверки ИКАО в 2014 году и перспективах госнадзора в гражданской авиации.
Первый этап очередной плановой проверки госсистемы контроля и надзора за обеспечением безопасности полетов в РФ в 2014 году был проведен по таким направлениям, как: воздушное законодательство, организационная структура уполномоченных органов в области гражданской авиации, расследование авиационных событий, аэронавигационное обслуживание и эксплуатация аэродромов.
Среди организаций, чью деятельность проверили аудиторы ИКАО, – Минтранс России, МАК, ФАВТ, Корпорация по организации воздушного движения, а также аэропорт Внуково. Кроме того, инспектировались ТУ Ространснадзора и Росавиации в Северо–Западном федеральном округе.
По итогам проверки не было выявлено серьезных нарушений, в целом реализация стандартов ИКАО производится в соответствии с действующими нормами. Отмечена также стройная система корректирующих воздействий к нарушителям со стороны государства, хотя они значительно слабее, чем принятые в мировой практике.
Государственная система надзора и контроля за безопасностью полетов в РФ находится на приемлемом уровне: по критическим элементам ее уровень превышает среднемировые результаты по первому этапу подобных проверок в полтора–два раза.
Инспекция ИКАО в 2014 году – только первый этап, в 2015 году аудиторы организации рассмотрят порядок выдачи свидетельств и контроль за подготовкой авиационного персонала, правила эксплуатации и поддержание летной годности воздушных судов. Таким образом, к концу 2015 года в РФ завершится второй этап проверки, который пройдет также в ТУ Ространснадзора и Росавиации в Северо–Западном, Южном и Сибирском федеральных округах. При подготовке ко второму этапу проверки необходимо учесть все замечания ИКАО, особенно связанные с подготовкой инспекторского состава.
По заявлению вице–президента – начальника департамента безопасности движения ОАО «РЖД» Шевкета Шайдуллина, целевой показатель безопасности движения в компании по итогам 2014 года перевыполнен на 28,6%.
В 2014 году количество нарушений безопасности движения по вине ОАО «РЖД» снижено на 43% по сравнению с 2013 годом (2244/3948).
Основными приоритетными задачами в области безопасности в холдинге продолжают оставаться формирование системы допуска на инфраструктуру компании и ее приведение к требованиям ПТЭ, а также новые инновационные технологии – управление риск–менеджментом и развитие культуры безопасности.
Управление рисками на инфраструктуре ОАО «РЖД» – основа менеджмента безопасности. Это означает, что принятый остаточный уровень риска и реализация мер по повышению надежности и безопасности обеспечивают представление о рисках как о возможных сценариях и частоте возникновения негативных событий, а также вероятных размерах ущерба.
Вице–президент ОАО «РЖД» напомнил, как история с изломами боковых рам тележек грузовых вагонов лихорадила железнодорожную отрасль на протяжении нескольких лет и стала предметом обсуждения на форуме по безопасности в 2012 году. Именно рекомендации форума дали старт целенаправленной комплексной программе по их предупреждению, реализация которой позволила более чем в три раза сократить количество транспортных происшествий по причине излома литья. Сегодня в этой группе рисков особую тревогу железнодорожников вызывает качество рельсовой продукции. Тяжелейшее крушение из–за ее качества случилось на Забайкальской железной дороге в начале текущего года.
Не находит кардинального улучшения безопасность движения на железнодорожных переездах. На протяжении последних 15 лет на железнодорожных переездах ежегодно регистрируются от 250 до 300 ДТП. При увеличении количества автомобилей на дорогах России прогнозируется дальнейший рост аварийности на железнодорожных переездах. На площадке форума компания в 2011 и 2014 годах привлекала внимание к проблеме с железнодорожными переездами. В результате удалось убедить первого вице–премьера Игоря Шувалова поддержать инициативу ОАО «РЖД» по созданию межведомственной рабочей группы по переездам при Правительственной комиссии по безопасности дорожного движения.
Компания надеется, что этой группой будет решен вопрос о создании ФЦП «Переезды России», сняты многие противоречия между железнодорожниками, автодорожниками, автовладельцами и органами государственной власти, а также утверждены новые Правила эксплуатации железнодорожных переездов.
Подготовила
Ирина ПОЛЯКОВА,
обозреватель «ТР»,
кандидат экономических наук
7.05.2015
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.