Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Неподъемная ноша,

 |  Безопасность
Неподъемная ноша,

или  Куда склонится чаша весов.

1.jpgВ Совете Федерации состоялось заседание Временной комиссии СФ по мониторингу реализации Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обеспечения транспортной безопасности». В мероприятии, которое провел председатель комиссии, заместитель председателя Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Максим Кавджарадзе, приняли участие представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти – Минтранса России и Ространснадзора, Минюста и ФСТ России, а также организаций транспортного сообщества.

Что показал мониторинг

В феврале 2014 года вступили в силу основные положения Федерального закона № 15–ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности», направленные на защиту транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов.
Тогда же была создана и Временная комиссия СФ по мониторингу реализации указанного Федерального закона. Уже первый год работы комиссии показал, что в этой сфере законодательства имеются правовые пробелы и противоречия.
На очередном заседании участники обсудили эффективность устанавливаемых мероприятий и их обоснованность с точки зрения обеспечения транспортной безопасности. Речь шла о расходах хозяйствующих субъектов за 2014–2015 годы, связанных с реализацией требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Например, для ГБУ г. Москвы по эксплуатации и ремонту инженерных сооружений «Гормост», по словам начальника отдела по делам ГО, ЧС и ОБ Ивана Конкова, потребность в финансовых средствах для реализации планов обеспечения транспортной безопасности на 443 объектах транспортной инфраструктуры составляет более 16 млрд руб. «Деньги на эти цели выделяются в малом объеме, поэтому исполнить все требования закона о транспортной безопасности в указанные сроки не представляется возможным», – сказал Иван Конков.

Рост тарифов неизбежен

Незавидное положение у предприятий транспортного комплекса, которые обязаны организовать защиту от актов незаконного вмешательства согласно Федеральному закону № 16–ФЗ «О транспортной безопасности» и приказу Минтранса РФ № 42 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства».
Скажем, для обеспечения норм транспортной безопасности открытому акционерному обществу «Барнаульский автовокзал» необходимо более 5,5 млрд руб., государственному унитарному предприятию пассажирского транспорта Московской области «Мострансавто» потребуется порядка 5,7 млрд руб. Начальник отдела транспортной безопасности ГУП МО «Мострансавто» Виктор Зайцев подчеркнул, что на выполнение всех требований ФЗ № 16 денежных средств не хватает, и предложил предусмотреть частичные компенсации или дотации из бюджета субъекта РФ.
Любопытные данные представил директор МУ ПАТП № 1 г. Вологды Алексей Карулин, который на примере своего предприятия оценил предстоящие затраты на мероприятия по выполнению требований по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и ТС автомобильного транспорта, представленные в таблице.
«Итого, для ПАТП № 1 г. Вологды затраты на реализацию приказа № 42 составят: на оборудование – более 407 млн руб., ежегодные затраты – более 329 млн руб. Таким образом, для реализации мероприятий по исполнению законодательства о транспортной безопасности потребуется заложить сумму затрат в тариф на проезд в автобусе», – констатировал Алексей Карулин. Это значит, что проезд в автобусе вырастет с нынешних 25 руб. до 40 руб. за одну поездку. «Вынужденное повышение цены за проезд в общественном транспорте существенно затронет интересы малоимущего населения – детей и пенсионеров, для которых общественный транспорт является единственным доступным средством передвижения на городских и пригородных маршрутах», – заключил директор вологодского предприятия.
Так как тарифы на проезд в общественном транспорте в Вологде социальные, то ПАТП № 1 несет убытки в размере 47 млн руб., а доскональное выполнение всех требований приказа № 42 Минтранса России приведет к тому, что «вся идеология городского общественного транспорта как быстрого, удобного и мобильного разрушится, пассажир с нами не поедет», убежден Алексей Карулин. По его мнению, об эффективной системе транспортной безопасности можно будет говорить только в том случае, если будет защищен весь город, а не отдельное транспортное средство.

b1.jpg

Не тот уровень

Расходы открытого акционерного общества «Российские железные дороги» составят свыше 762,7 млрд руб. Заместитель начальника департамента безопасности ОАО «РЖД» Михаил Теканов сообщил, что в компании порядка 80 тыс. объектов, где необходимо обеспечивать нормы транспортной безопасности. Он отметил важность методики оценки уязвимости, которая должна быть разработана по всем видам транспорта. «Но при этом методика должна содержать критерии по определению зоны транспортной безопасности, чтобы мы понимали, что мы защищаем», – полагает Михаил Теканов.
Если посмотреть расходы метрополитенов, то государственному унитарному предприятию города Москвы «Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина» необходимо затратить порядка 24,4 млрд руб., муниципальному предприятию городского округа Самара «Самарский метрополитен имени А.А. Росовского» – свыше 265 млн руб., муниципальному предприятию города Нижнего Новгорода «Нижегородский метрополитен» – 491 млн руб.
Заместитель директора по безопасности нижегородского метро Вадим Дубков обратил внимание на то, что в рамках обеспечения мероприятий по транспортной безопасности предприятие закупило специализированное оборудование – стационарные рентгеновские установки, взрывозащитные контейнеры, ручные и стационарные металлодетекторы, системы радиационного контроля и др., провело обучение сотрудников. Но для работы с таким оборудованием, как переносной комплекс обнаружения взывчатых веществ на основе быстрых нейтронов, портативный обнаружитель паров взрывчатых веществ, переносной рентгено–телевизионный комплекс, требуются специальные знания и навыки, которые вряд ли возможно получить в рамках 72–часовой программы обучения. Другими словами, уровень специалистов не позволяет с максимальной отдачей использовать это дорогостоящее специализированное оборудование и выявить нарушения, в связи с чем Вадим Дубков высказался за целесообразность его передачи специальным подразделениям ФСБ и МВД.

Двойные затраты

Еще более критические высказывания прозвучали от представителей авиакомпаний. Заместитель генерального директора по авиационной безопасности – руководитель департамента авиационной безопасности ОАО «Авиационная компания «Трансаэро» Александр Таранец с сожалением отметил, что «мероприятия по транспортной и авиационной безопасности никак не коррелируются, поэтому предприятию приходится нести двойные затраты: и по авиационной, и по транспортной безопасности». Расходы открытого акционерного общества «Авиационная компания «Трансаэро», связанные с реализацией федерального закона, составят более 22,7 млрд руб.
«Мы как законопослушные участники этого процесса выполняем многое – это касается оценки уязвимости, планов обеспечения транспортной безопасности. На это уходят миллионы рублей, но я хочу сказать о тех миллиардах, которые мы не сможем осилить: от нас требуется оснащение воздушных судов инженерно–техническими средствами видеонаблюдения и организация видеотрансляции в режиме реального времени, – продолжил Александр Таранец. – Оборудование одного ВС стоит 350 тыс. долл. США, всего в компании 100 судов, то есть на оборудование парка потребуется 35 млн долл. США, или почти 2 млрд руб. Ежегодные затраты на связь – 648 млн долл., на эксплуатацию – около 700 тыс. долл. США».
Немаловажная деталь: это оборудование должно быть сертифицировано и его установка должна быть согласована с производителем ВС. Неизвестно, сколько времени уйдет на согласование, да и установка самого оборудования также занимает несколько месяцев, другими словами, воздушные суда будут на этот срок изъяты из эксплуатации. «Грубо говоря, ваш парк встанет «к забору», и мы дадим западным перевозчикам зарабатывать деньги», – уточнил Максим Кавджарадзе. «Это произойдет в том случае, если аналогичные требования о транспортной безопасности не будут применены к западным авиаперевозчикам, но пока таких действий в отношении западных авиакомпаний не прослеживается», – объяснил Александр Таранец.
Естественно, что затраты, произведенные авиакомпанией, неминуемо приведут к повышению тарифов – в среднем от 2 до 4 тыс. руб. на каждый билет.

Татьяна ЛАРИОНОВА,
обозреватель «ТР»
(Окончание следует)

 

 


 

9.07.2015


просмотры:

398

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться