Итоговая коллегия, безусловно, событие знаковое. На ней, как положено, ведется «разбор полетов», расставляются акценты и приоритеты, верстаются планы на будущее. Не хватает практически всегда одного – времени. Для того, чтобы выслушать всех желающих выступить. Даже в рамках сурового регламента. Кто–то из не дошедших до трибуны сдает свою пламенную речь в секретариат, кто–то так и увозит ее домой в боковом кармане пиджака или мундира.
Мы решили исправить «зарегламентированную несправедливость» и отправили свою анкету–интервью некоторым руководителям территориальных подразделений Ространснадзора. Сегодня у нас в гостях начальник Восточно–Сибирского управления Государственного морского и речного надзора Андрей ЦУКАНОВ и начальник Управления Госавианадзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ЦФО Владимир МАРИНИЧЕВ.
– Вы наверняка были на итоговой коллегии Ространснадзора. Если бы вам дали слово – на чем бы вы, говоря о своей работе, сделали акцент?
А.Ц.: – На расширенном заседании коллегии, посвященном подведению итогов контрольно–надзорной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных управлений в 2014 году, отмечен рост буквально всех показателей деятельности Ространснадзора, в том числе: количество выявленных нарушений, количество проведенных контрольных мероприятий, сумма поступивших в бюджет штрафов как результат проведения проверок.
Однако указанная информация свидетельствует не только о повышении эффективности контрольно–надзорной деятельности, но и, к сожалению, о все еще крайне низком уровне ответственности судовладельцев, собственников и арендаторов гидротехнических сооружений в вопросах обеспечения безопасности.
Основной причиной возникновения сложившейся негативной ситуации можно считать отсутствие у большинства хозяйствующих субъектов надлежащего знания российского законодательства при осуществлении ими деятельности на транспорте.
В.М.: – Прежде всего, на активизации работы управления по совершенствованию форм и методов контрольно–надзорной деятельности (КНД) при ожидаемом сокращении на 18% количества плановых проверок поднадзорных организаций в будущем году.
На общей стратегии контрольно–надзорной деятельности управления, акцентированной на упредительно–профилактический характер, исходя из требований времени и обстановки. На проведении систематических проверок воздушных судов на перронах аэропортов и на маршрутах полета в воздухе, а также на проведении внеплановых проверок по необходимости.
А также на вопросе финансового обеспечения надзорной деятельности при проведении проверок в регионах ЦФО, оплате командировочных расходов. Суточные расходы инспектора в командировках оплачиваются в размере 100 руб., что не обеспечивает нормального, достойного питания, а проще говоря, жизнедеятельность и выполнение своих функциональных обязанностей.
– Нормативно–правовая база до сих пор остается притчей во языцех. На ваш взгляд, где наиболее «узкое место» в правовом поле?
А.Ц.: – Как уже отмечалось выше, у нас наблюдается устойчивая положительная динамика по основным показателям нашей деятельности, а это количество проверок, составленных протоколов, привлеченных к ответственности лиц, сумма наложенных штрафов и т. д. Однако обществу эти показатели практически не интересны. Простых людей в сфере транспорта волнует один показатель – уровень обеспечения безопасности перевозок. Поэтому основным показателем нашей работы (работы контрольно–надзорных органов) на транспорте необходимо сделать отсутствие аварийных случаев и транспортных происшествий, влекущих за собой травматизм и гибель людей, а также загрязнение окружающей среды.
Наиболее эффективный инструмент, который может свести до минимума риск возникновения тяжелых аварий и катастроф и стимулировать судовладельца заботиться о безопасности судоходства, это неотвратимость наказания и повышение административной ответственности для судовладельцев, деятельность которых не отвечает установленным требованиям, и, наоборот, для добросовестных судовладельцев, стремящихся повысить уровень безопасности судоходства и обеспечить соответствующие условия работы и охраны труда членов своих экипажей, это снижение административных барьеров со стороны контрольно–надзорных органов. Полагаю, что применение риск–ориентированных подходов к планированию проверок хозяйствующих субъектов государственными и муниципальными органами надзора и контроля позволят создать условия, при которых хозяйствующему субъекту будет выгодно соблюдать установленные обязательные требования.
В настоящее время ведется разработка проекта федерального закона «Об основах государственного и муниципального контроля и надзора в Российской Федерации», в которой Ространснадзор принимает активное участие. Ожидается, что с принятием закона изменится сам подход к планированию контрольно–надзорной деятельности, который будет основываться на риск–ориентированных факторах.
В.М.: – При проведении мероприятий КНД, при проверках органов управления воздушным движением имели место случаи невозможности привлечения диспетчеров ОрВД к административной ответственности за нарушения воздушного законодательства. Причина: отсутствие в статье 11.4 КоАП РФ исчерпывающих определений для всех участников процесса использования воздушного пространства, а не только их пользователей. В данной статье не прописаны как участники процесса использования воздушного пространства диспетчеры ОрВД, что затрудняет применение данной статьи во внесудебном порядке.
Эта и подобная информация систематически доводится до профильных управлений Ространснадзора.
– Не секрет, что инспекторский состав заметно «постарел» за последние годы. Техника же в своем развитии шагает семимильными шагами. Есть ли у вас возможность повышать квалификацию своих подчиненных? И поступают ли технические новинки на вооружение проверяющих?
А.Ц.: – Инспекторский состав несколько «постарел», но приходят и молодые кадры. Квалификация сотрудников по разным направлениям деятельности управления поочередно повышается ежегодно согласно плану работы.
Приобретаемые в рамках федеральных целевых программ новые патрульные суда оснащены всеми современными средствами связи и радионавигации, приборами видео– и аудиофиксации нарушений. Приборы радиолокационного наблюдения оснащены автоматизированными системами идентификации.
В.М.: – Да, весь инспекторский состав имеет возможность повышать свою квалификацию. И делается это на регулярной основе.
– Страна наша – от Калининграда до Сахалина – отличается не только часовыми поясами. Есть ли разница в исполнении надзорных и контрольных функций в вашем регионе и, скажем, вашими географическими соседями?
А.Ц.: – Считаем, что какой–то разницы в исполнении контрольно–надзорных функций в зависимости от географического положения органа не должно быть, исполнение требований законодательства и нормативных правовых актов одинаково обязательно для всех хозяйствующих субъектов. В целях унификации проверок и избежания разного подхода инспекторов к проведению контрольно–надзорной деятельности Госморречнадзором разработаны чек–листы проверки предприятий по видам деятельности. Исполнение функций по КНД в отдельных контрольно–надзорных органах бывает осложнено в связи с неразвитостью транспортной системы, когда сложно добраться до места нахождения субъектов, осуществляющих деятельность.
В.М.: – Определяющими в контрольно–надзорной деятельности территориального управления являются количество поднадзорных организаций, плотность распределения данных организаций на территории, физико–географические условия региона, где проводятся проверки. Высокий уровень развития транспортной инфраструктуры Центрального федерального округа Российской Федерации, имеющего самую высокую плотность транспортных сетей железнодорожного и автомобильного транспорта, аэродромной сети воздушного транспорта среди всех федеральных округов России, вызывыает определенные сложности в организации контрольно–надзорной деятельности управления.
– Есть ли проблемы и трудности при осуществлении контрольно–надзорной деятельности на предприятиях?
А.Ц.: – В большинстве своем компании стараются соблюдать предъявляемые к предприятиям и объектам водного транспорта требования законодательства. Однако имеются случаи непонимания ответственности за свои действия или бездействие в части выполнения установленных правил. Разными способами уклоняются от проведения проверок, формально выводят объекты из эксплуатации на период проверки, избегают получения приказов, распоряжений, протоколов, постановлений. Тем не менее благодаря настойчивости инспекторского состава надзорная деятельность осуществляется в полном объеме.
В.М.: – Иногда возникают сложности в проведении проверок организаций малого и сверхмалого бизнеса, отсутствующих по юридическому адресу и фактическому месту деятельности. В управлении при содействии прокуратуры разработаны рекомендации инспекторам и начальникам отделов по действиям в данной ситуации.
– Нынешний год проходит в непростых условиях в связи с международной обстановкой. Имеются ли в вашем регионе проблемы, связанные с этим? И если да, то как они решаются?
А.Ц.: – Да, 2015 год проходит в непростых условиях в связи с международной обстановкой. Однако существенного влияния на деятельность управления по исполнению государственных задач и функций данная ситуация не оказывает.
Закрытие фирм и транспортных компаний в массовом порядке не наблюдается. Мы можем фиксировать снижение активности перевозок, однако транспортный бизнес подвижный, как вода, – в постоянном поиске путей выхода на новые рынки, реализации своих программ и потенциала.
В.М.: – Непростые условия, связанные с международной обстановкой, не оказывают влияния на работу управления. Деятельность управления осуществляется в рамках существующего законодательства Российской Федерации.
Виктор ДМИТРИЕВ
20.08.2015
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.