В работе по обеспечению безопасности перевозок
во главу угла должна быть поставлена профилактика нарушений.
Как это ни банально звучит, но никаких положительных результатов без слаженной и стабильной работы всего коллектива добиться невозможно. Ведь в жестких рамках действующего законодательства без блеска в глазах сотрудников, без полета мысли, без регулярного совершенствования профессионализма служащих, используя исключительно тривиальные подходы в решении поставленных задач, невозможно полноценное исполнение полномочий, возложенных на Ространснадзор.
Целенаправленная работа нашего управления по повышению качества работы и позволяет занимать лидирующие позиции среди 64 управлений Госавтодорнадзора на протяжении последних двух лет.
Перво–наперво хотелось бы остановиться на нормативно–правовой базе. Ни для кого не секрет, что законодательство Российской Федерации постоянно совершенствуется. С каждым годом оно становится все более соответствующим реальным условиям. Несмотря на это, практический опыт осуществления контрольно–надзорной деятельности говорит о необходимости продолжения ее совершенствования.
Действующее законодательство, устанавливая ответственность за нарушения в подведомственной Ространснадзору сфере, предполагает, что перевозчик является законопослушным лицом, зарегистрированным в качестве субъекта предпринимательства в установленном порядке. На практике зачастую мы имеем дело с гражданами – владельцами транспортных средств, занимающимися оказанием услуг по перевозке пассажиров и грузов, не прошедшими необходимые для начала предпринимательской деятельности процедуры. В результате своей нелегальной деятельности они не только уходят от уплаты налогов, но и не несут никакой ответственности за несоблюдение требований обеспечения безопасности перевозок. И наши действия по профилактике и пресечению правонарушений в установленной сфере сводятся только к информированию ФНС о выявленных фактах.
На сегодняшний день законодательством недостаточно конкретизированы правовые границы регулярных перевозок пассажиров и перевозок пассажиров по заказу. Это позволяет перевозчикам, осуществляющим заказные перевозки по регулярным маршрутам, не выполнять требования законодательства, предусмотренные для лицензиатов, и, соответственно, избегать ответственности. Кроме того, перевозчики, осуществляющие регулярные пассажирские перевозки под видом «заказных», наносят ущерб рынку легальных перевозчиков, не позволяя ему стабильно развиваться.
Что касается осуществления функции по контролю за перевозкой опасных грузов, больший эффект имело бы наделение сотрудников Ространснадзора полномочиями по контролю в отношении внутрироссийских перевозчиков, учитывая, что Ространснадзором осуществляется выдача специальных разрешений на перевозку опасных грузов, свидетельств о подготовке водителей, перевозящих опасные грузы, и прочих документов, связанных с обеспечением перевозки ОГ.
С принятием технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» полномочия по контролю за сохранностью автомобильных дорог федерального значения делегированы Ространснадзору. Вместе с тем деятельность Ространснадзора в процессе осуществления соответствующих функций и имеющаяся судебная практика в совокупности показали, что существующая нормативно–правовая база и полномочия Ространснадзора недостаточны для эффективного выполнения поставленных задач, направленных на обеспечение сохранности автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального и местного значения.
При осуществлении функции по лицензированию перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, не предусмотрено уведомление Ространснадзора как лицензирующего органа об изменении количества транспортных средств, участвующих в процессе перевозки. Таким образом, получив лицензию и задекларировав при этом одно–два транспортных средства, лицензиат может увеличить свой парк транспортных средств до любого количества, располагая при этом теми же техническими возможностями. Следствием этого может стать использование лицензиатом транспортных средств, не соответствующих установленным требованиям, что, несомненно, ставит под угрозу безопасность всех участников дорожного движения.
Об инспекторском составе. В последнее время все чаще повторяют, что он заметно «постарел».
Но если говорить о среднем возрасте инспекторского состава Южного управления госавтодорнадзора, то следует отметить тенденцию в противоположную сторону, в сторону его «омоложения». Так, за последнее время средний возраст госслужащего сократился на 4 года и не достигает 40 лет. Нами на постоянной основе проводится работа по привлечению молодых специалистов. Сегодня наше управление является практической базой для прохождения практик для студентов таких вузов, как РАНХиГС, ДГТУ, РИНХ, РГУПС, ЮФУ.
По инициативе Южного УГАДН ученым советом ДГТУ утвержден профиль «Государственный и муниципальный контроль и надзор в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства» по направлению подготовки бакалавров 23.03.01 «Технология транспортных процессов». В настоящее время ведется работа по созданию базовой кафедры. Целью создания такой кафедры служит усиление практической направленности образовательного процесса в университете, адресная подготовка высококвалифицированных специалистов по согласованным с Южным УГАДН профессиональным образовательным программам, соответствующим профилю деятельности Управления и ориентированным на удовлетворение кадровых потребностей.
Тут следует сказать о повышении квалификации сотрудников управления. За последние три года прошел повышение квалификации 61 госслужащий, а это более 50% общей численности. Помимо этого в условиях постоянного совершенствования действующего законодательства мы уделяем большое внимание процессу самообразования сотрудников. Управлением успешно используется Программа по вступлению в должность инспектора, которая предусматривает закрепление за новым сотрудником инспектора–наставника. Наставником составляется план по введению в должность, предусматривающий изучение нормативной документации, участие в контрольных мероприятиях, что заканчивается сдачей зачета. Кроме того, с действующим инспекторским составом регулярно проводятся занятия, в ходе которых начальники отделов доводят до сведения подчиненных изменения в законодательстве с использованием наглядных материалов – презентаций и рассмотрением проблемных вопросов, возникающих при исполнении полномочий.
После известных политических событий на Украине в нашей работе появились несколько новых проблем. Стоит напомнить, что на достаточно протяженной границе Ростовской области с Украиной и самопровозглашенными территориями ДНР и ЛНР имеются много дорог, по которым осуществляются перевозки пассажиров и грузов. Учитывая, что прямого сообщения между Украиной и вышеназванными территориями нет, перевозки между этими сторонами осуществляются через территорию Ростовской области. Имеющихся возможностей управления на сегодняшний день недостаточно для осуществления транспортного контроля по всем направлениям. Вместе с тем количество выявленных нарушений за текущее полугодие со стороны перевозчиков ДНР и ЛНР, связанных с перевозкой без учетных талонов, без разрешений на перевозку опасных грузов, осуществлением каботажных перевозок значительно выросло по сравнению с аналогичными показателями за 2014 год. Следует констатировать, что это всего лишь вершина айсберга, и в полном объеме проконтролировать перевозчиков с вышеназванных территорий управлению не хватает возможностей.
Особенную тревогу вызывает резкий рост перевозок пассажиров автобусами. Со стороны ФТС они не подлежат контролю, а имеющиеся стационарные пункты Ространснадзора перевозчик находит возможность объехать. Фактически осуществляются регулярные перевозки без какого–либо регулирования. Трагическим примером такой перевозки может служить дорожно–транспортное происшествие в Белгородской области, когда водитель микроавтобуса, перевозившего пассажиров из Луганской области, уснул за рулем, допустив столкновение с грузовиком, в результате погибли 11 пассажиров.
Теперь о контрольно–надзорной деятельности на предприятиях. Как показывает практика проведения плановых проверок транспортной деятельности предприятий, сложности как таковые возникают по причине сознательного ухода перевозчиками от проведения плановых проверок своей деятельности. В арсенале они имеют несколько способов по уклонению от проверок, таких как реорганизация предприятия, прекращение деятельности, передача транспортных средств по договору аренды и т. д. И недобросовестные владельцы ими не пренебрегают, фактически продолжая свою деятельность.
Всем хорошо известно, что этот год проходит в непростых условиях в связи с международной обстановкой.
Это еще обусловлено и введением российского эмбарго на определенные группы товаров как защитной меры на санкции Запада. Что поставило задачу перед нашим управлением, как, впрочем, и перед нашими коллегами, осуществляющими деятельность в субъектах РФ, имеющими границу с иностранными государствами либо через которые проходят транзитные международные маршруты, по пресечению ввоза запрещенной продукции на российский рынок. В рамках осуществления Южным управлением госавтодорнадзора полномочий по транспортному контролю такая работа организована и проводится на постоянной основе.
Игорь ВЫСОЦКИЙ,
начальник Южного управления госавтодорнадзора
17.09.2015