Систематические перевозки грузов автотранспортом с превышением допустимых масс ведут к разрушению автомобильных дорог и необходимости преждевременного их ремонта. Кроме того, разрушение дорог напрямую влияет на увеличение дорожно–транспортных происшествий.
До недавнего времени остановку грузовых транспортных средств, проверку документов на перевозимый груз, а также применение административных мер воздействия в соответствии со статьей 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Ространснадзор имел право осуществлять только в отношении международных автомобильных перевозчиков. Применение мер административного воздействия за нарушения правил перевозки тяжеловесных грузов в отношении внутрироссийских перевозчиков осуществляла исключительно Госавтоинспекция. Такое разделение полномочий негативно влияло на эффективность исполнения государственной функции в целом.
В рамках исполнения поручений по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 8 октября 2014 года был подготовлен план мероприятий («дорожная карта»), направленных на недопущение нарушений при движении тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования.
На настоящий момент в связи со вступлением в силу 248–ФЗ можно констатировать исполнение отдельных пунктов «дорожной карты». Это касается наделения Федеральной службы по надзору в сфере транспорта правом остановки на пунктах весового и габаритного контроля тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств, а в случае осуществления ими перевозок с нарушением установленных правил – правом задержания таких транспортных средств и правом принятия мер административного воздействия к нарушителям. Таким образом, принципиально решен вопрос, который много лет обсуждался на различных уровнях и сопровождался множеством дискуссий, – вопрос о расширении полномочий Ространснадзора в части весогабаритного контроля.
Вместе с тем, несомненно, необходимо продолжать работу по внесению изменений в нормативные правовые акты, которые позволят обеспечить реализацию 248–ФЗ в полной мере. В настоящее время Минтрансом России ведется работа по формированию плана–графика подготовки проектов нормативных правовых актов Правительства РФ и Министерства транспорта РФ в целях реализации указанного Федерального закона. Ространснадзором подготовлены и направлены в Минтранс России соответствующие предложения. Это предложения по внесению изменений в Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, в Правила дорожного движения (в части установления обязанности водителя останавливаться в пунктах весового и габаритного контроля по требованию должностных лиц Ространснадзора и предоставлять им для проверки необходимые документы), в Административный регламент Ространснадзора по исполнению функции осуществления весового контроля автотранспортных средств (в части определения порядка действий должностных лиц Ространснадзора в связи с наделением их новыми полномочиями). Также требуется внесение изменений в 125–й приказ Минтранса России, касающийся порядка осуществления весогабаритного контроля.
Результаты первых двух месяцев работы управлений госавтодорнадзора в соответствии с 248–ФЗ показали следующее. Весовой контроль внутрироссийских перевозок осуществляется Ространснадзором на 54 стационарных постах весового контроля (СПВК) и на 107 передвижных постах. За этот период вынесено 3299 постановлений о наложении штрафов. Из них: на водителей – 3091, на должностных лиц – 101 и на юридических лиц – 82. Общая сумма наложенных штрафов составила более 33 млн руб. Идет практическая отработка механизма привлечения к ответственности юридических лиц, зарегистрированных в других российских регионах. Имеются первые случаи привлечения к административной ответственности грузоотправителей.
Что следовало бы отметить с учетом первых итогов нашей работы? Что необходимо для ее совершенствования и повышения результативности?
Для организации работы с использованием переносного весового оборудования следует обратить внимание на выполнение требований к площадкам для проведения взвешивания. Это: наличие переходно–скоростных полос; соответствие параметров и типа покрытия площадки, размеров и уклонов; наличие наружного освещения переходно–скоростных полос и площадки.
Кроме того, большинство СПВК также не соответствуют требованиям приказа Минтранса России № 125, а именно на 13 из них отсутствуют дополнительные полосы движения с переходно–скоростными полосами, на четырех – системы видеоконтроля, на 31 – специализированные стоянки для хранения задержанных транспортных средств, на шести – доступ в Интернет, на 31 – терминалы для приема электронных платежей.
В связи с отсутствием площадок для хранения задержанных транспортных средств в непосредственной близости от стационарных контрольных пунктов необходимо разработать порядок эвакуации задержанных сотрудниками Ространснадзора транспортных средств на ближайшие штрафстоянки.
Из имеющихся 107 передвижных контрольных пунктов 35 – выпуска 2008–2009 годов – подлежат списанию. Большинство остальных контрольных пунктов выработают свой ресурс через два–три года.
Необходимо поэтапно обновлять парк передвижных контрольных пунктов. Только выполнение целого комплекса мероприятий по приведению в соответствие с требованиями действующего законодательства стационарных и передвижных контрольных пунктов позволит обеспечить эффективное выполнение весового контроля. Необходимо всем заинтересованным ведомствам федерального уровня, а также региональным правительствам и администрациям, заинтересованным в обеспечении сохранности автомобильных дорог, принять соответствующие меры для выполнения требований к местам проведения весового контроля.
В настоящее время весовой контроль осуществляют 778 инспекторов. Потребность Ространснадзора в дополнительной штатной численности для организации работы действующей сети постов в круглосуточном режиме составляет порядка 2600 человек.
Практика осуществления весового контроля показала, что необходимо ускорить внесение изменений в Правила дорожного движения, так как имеются случаи отказа от процедуры взвешивания и предоставления документов, необходимых для контроля.
При этом следует обратить внимание на низкий размер штрафа за невыполнение законного требования сотрудника полиции или должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, об остановке транспортного средства, который составляет от 500 до 800 руб. Полагаем целесообразным обратить внимание на необходимость многократного увеличения размера штрафа, предусмотренного законодательством за такое нарушение.
Кроме того, у Ространснадзора отсутствует доступ в базу ГИБДД России в части владельцев транспортных средств и, следовательно, возможность привлечения к ответственности водителя, проигнорировавшего требование должностного лица Ространснадзора об остановке транспортного средства.
Для ухода от ответственности перевозчики оформляют транспортные средства на частных лиц, у водителей отсутствуют путевые листы, транспортные накладные оформляются таким образом, что невозможно определить грузоотправителя. Штраф за отсутствие указанных документов составляет 500 руб. Считаем, что ответственность за данное правонарушение также необходимо повысить в разы.
Кроме того, необходимо совершенствование информационного взаимодействия и обеспечение совместимости информационных систем весового оборудования и информационной системы Ространснадзора СКАТ–ТК.
В настоящее время СКАТ–ТК используется Ространснадзором для проведения на стационарных и передвижных контрольных пунктах государственного транспортного контроля за соблюдением порядка осуществления международных автомобильных перевозок по территории Российской Федерации.
Системой СКАТ информация о транспортных средствах с нарушениями установленного порядка осуществления международных перевозок грузов направляется в центр обработки данных Ространснадзора, и далее информация рассылается по всем стационарным и передвижным контрольным пунктам на территории Российской Федерации.
Совместное использование системы весового контроля для взвешивания транспортных средств в автоматическом режиме без снижения их скорости и автоматизированной информационной системы СКАТ позволит Ространснадзору обеспечить контроль потока грузовых транспортных средств в местах ее установки с получением специальной информации о транспортном средстве (наличие разрешения, оплата платежей, маршрут движения и т. п.) в реальном режиме времени и минимизирует временной фактор при проведении контрольных мероприятий.
Более того, эта единая информационная программа осуществления транспортного (международного) и весогабаритного контроля позволит четко выстроить многоуровневую систему взаимодействия и внутреннего контроля с ФДА, МВД РФ, ФТС, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов РФ.
Отдельно следует остановиться на вопросе практической реализации функции взыскания административных штрафов, наложенных на владельцев транспортных средств за превышение весогабаритных параметров транспортных средств в автоматическом режиме с использованием средств фотовидеофиксации.
В случае принятия решения Правительством РФ о возложении на Ространснадзор этой функции мы готовы в самые сжатые сроки с использованием общей базы данных по всему перечню контрольно–надзорных полномочий в сфере перевозок автомобильным транспортом приступить к ее исполнению.
Возвращаясь к самой методологии осуществления весового контроля, хочу отметить, что ближайшие несколько месяцев (три) работы в этой области позволят нам выработать механизм наиболее эффективного сочетания стационарного и дистанционного взвешивания, который во многом определит стратегию развития функции весогабаритного контроля в Российской Федерации.
Валерий КУЛИКОВ,
начальник Северо–Западного межрегионального
управления
госавтодорнадзора