Стало уже непременным правилом, что каждая пресс–конференция по проблемам обеспечения правил безопасности на автомобильных или железных дорогах, воздушных или водных трассах начинается с информации о допущенных нарушениях и к каким последствиям они привели. Не стал исключением и разговор за «круглым столом», организованный в МИА «Россия сегодня» на тему «Дорожная безопасность: достижения и перспективы».
Повод очевиден: после заседания президиума Госсовета в Ярославле Президент России Владимир Путин поручил Правительству РФ разработать стратегию безопасности дорожного движения. Уже до 1 июня в Госдуму РФ должны быть внесены законопроекты, направленные на снижение смертности населения страны на автодорогах от ДТП. А саму стратегию на среднесрочную перспективу разработать и утвердить до 1 декабря 2017 года. Какие технические новшества способствуют решению этой проблемы? Как действует в этой сфере система «ЭРА–ГЛОНАСС», к разработке которой приступили еще в 2009 году? С какими трудностями сталкиваются законодатели и разработчики новых технических систем? Эти вопросы и предстояло обсудить участникам «круглого стола»: первому заместителю председателя Комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям Владимиру Кононову, генеральному директору АО «ГЛОНАСС» Андрею Недосекову, директору Департамента программ развития министерства транспорта РФ Алексею Семенову, директору Центра безопасности дорожного движения Московской области – ГКУ «ЦБДДМО» Игорю Королеву.
Открывая заседание, Владимир Кононов особо подчеркнул, что проблема безопасности дорожного движения и снижения смертности от ДТП является сегодня наиболее злободневной и актуальной для любой страны мира.
– Но особенно для нас, – сказал он. – На российских дорогах ситуация складывается критическая. В прошлом году произошли 184 тыс. ДТП, в них погибли 23 тыс. человек, что составляет 22% от показателей смертности по всем другим причинам. Вызывает беспокойство и статистика 2016 года. Только за 3 месяца водителями были совершены более 30 тыс. аварий, в которых погибли 3587 и пострадали
41 597 человек. Поэтому необходимо всем – и законодателям, и исполнительной власти, и автомобильному сообществу и, конечно же, общественности приложить максимум усилий для снижения этих страшных показателей.
Далее депутат Госдумы РФ констатировал, что одним из наиболее эффективных путей снижения тяжести последствий ДТП является сокращение времени реагирования на аварию. Если помощь придет в течение часа, то вероятность избежать летального исхода возрастет в 2 раза, А это десятки тысяч спасенных жизней. Недаром этот час называют «золотым».
Не секрет, что помощь пострадавшим опаздывает не только из–за многочисленных пробок на автодорогах. Часто сама информация о ДТП несвоевременно поступает в службы спасения, а порой из нее не совсем ясно, в каком именно месте случилась авария. Сократить время оповещения экстренных служб призвана государственная автоматизированная система экстренного реагирования при авариях и других чрезвычайных ситуациях «ЭРА ГЛОНАСС». На «круглом столе» о ней обстоятельно рассказал Андрей Недосеков.
Единая распределительная инфраструктура включает в себя навигационно–информационную платформу и сеть передачи данных в сеть экстренных служб. В случае, если автомобиль попадает в ДТП, терминал автоматически с помощью сигналов ГЛОНАСС/GPS вычисляет координаты места аварии, а также время, в которое оно произошло. Эта информация автоматически передается в систему, обеспечивающую вызов экстренных служб реагирования по единому для России номеру «112». Спасательные бригады, скорая помощь и ДПС оперативно получают информацию о происшедшем ДТП напрямую, потому что благодаря автоматической системе нет необходимости в каких–либо дополнительных действиях и сообщениях со стороны пострадавших водителя или пассажиров. При этом в областях и городах, где единый номер «112» пока не функционирует, данные от «ЭРЫ ГЛОНАСС» об авариях будут поступать в местные управления МВД и иные службы экстренного реагирования. Посылать вызов можно и вручную, для этого достаточно нажать кнопку «SOS». «ЭРА ГЛОНАСС» полностью совместима с аналогичной европейской системой и соответствует международным стандартам. Проведены первые совместные испытания, и они по решению обеих сторон будут продолжены.
Словом, государственная система экстренного реагирования успешно разработана, и ее испытания показали ее высокую эффективность. Дело теперь за внедрением. Однако на «круглом столе» прозвучало, что долгое время планы оборудования всех транспортных средств спутниковыми системами оставались лишь на бумаге, поскольку законодательная база для их реализации отсутствовала. Но после того, как в 2013 году завершилось тестирование системы, на следующий год был принят и опубликован Федеральный закон «О государственной автоматизированной системе «ЭРА–ГЛОНАСС». Ее внедрение стало обязательным для использования во всех автомобилях, осуществляющих пассажирские и грузовые перевозки по российским автотрассам. А также на машинах, осуществляющих перевозки опасных грузов. Их владельцы должны будут приобрести и задействовать на автомобилях соответствующие терминалы. А российские и зарубежные производители транспортных средств – поставлять на авторынок машины, уже оборудованные такими терминалами.
Как же выполняется принятый закон? Этому вопросу и посвятили, в основном, свои выступления участники разговора. Пожалуй, наиболее оптимистично был настроен Андрей Недосеков. Он заявил, что система уже работает. Функционируют фильтрующие контакт–центры в Москве и Курске. Налажено взаимодействие со всеми территориальными органами МВД. Сигнал из автомобиля к системе поступает в течение 10 секунд. Время реагирования экстренных служб сократилось на 30%, а в отдаленных регионах еще больше. Если все автомобили, курсирующие по отечественным дорогам, будут оснащены системой, то смертность при ДТП удастся значительно снизить.
Только за 3 месяца текущего года в контакт–центр системы «ЭРА–ГЛОНАСС» поступили более 21 тыс. сигналов. Причем не только вызовы при происшедших ДТП, но и при других дорожных ситуациях. В частности, при угрозах нападения на владельца автомобиля. Обращаются в контакт–центр и свидетели ДТП, увидевшие на дороге перевернутую машину или дерево, упавшее на шоссе и перегородившее дорогу автомобилям. Кстати, терминал системы во время движения автомобиля находится в «спящем состоянии». Передача информации происходит только в случае аварии или при каком–либо другом происшествии.
Представитель Минтранса России Алексей Семенов коснулся более узких вопросов, связанных с разработкой проекта «ЭРА–ГЛОНАСС». Он особо подчеркнул, что мы первые в мире обеспечили создание такой системы оповещения с использованием космических технологий. Бюджет данного проекта составил 3,92 млрд руб.
– Внедрение и целенаправленность системы имеют одну четкую и очевидную цель, – заявил Алексей Семенов, – снижение аварийности на дорогах. Что касается суммарного экономического эффекта при ее эксплуатации, то к 2020 году он может составить 666 млрд руб. Еще одна немаловажная деталь – с «ЭРОЙ–ГЛОНАСС» без проблем могут использоваться навигационная спутниковая система GPS, а также европейские и китайские аналоги, которые сейчас успешно развертываются.
На заседании «круглого стола» его участники констатировали, что пока, к сожалению, оснащение автомашин системой «ЭРА–ГЛОНАСС» не стало массовым, несмотря на принятый закон. Они выразили надежду, что к ее внедрению активно подключатся производители транспортных средств. Ожидаются сложности с владельцами личных автомобилей. Пока они не горят желанием устанавливать на своих машинах терминалы.
Впрочем, не хотелось бы заканчивать разговор на пессимистической ноте. Есть регионы, власти которых всерьез занялись решением проблем обеспечения безопасности на автодорогах. Одним из них является Московская область. О том, какая там развернулась работа, рассказал директор ГКУ «ЦБДДМО» Игорь Королев:
– Благодаря реализации на территории Московской области комплекса программ, направленных на повышение уровня дорожной безопасности, число погибших в результате ДТП в 2015 году по сравнению с 2014 годом снизилось на 18%. А в очагах аварийности, которые были заблаговременно выявлены, эти показатели сократились в 2–4 раза.
Одним из основных факторов, оказывающих положительное влияние на дорожную безопасность, является эффективное функционирование системы нарушений правил дорожного движения. В течение 2016–2017 годов в области планируется увеличить количество стационарных комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД до 1055, а мобильных – до 150. В текущем году особое внимание будет уделено решению проблем обеспечения дорожной безопасности на территории муниципальных образований.
Владимир ЧИСТОВ
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.