Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Когда уверенность зашкаливает

 |  Безопасность

Завышенная самооценка приводит к трагедии.
Одной из обсуждаемых тем в рамках деловой программы прошедшей недавно 20–й Московской международной выставки запасных частей, автокомпонентов, оборудования и товаров для технического обслуживания автомобиля MIMS Automechanika стал человеческий фактор как составляющая безопасности грузовых и пассажирских перевозок. Обсуждая этот вопрос, руководитель проектов экспертного центра «Движение без опасности» Максим Данилин, в частности, отметил, что наибольшее число аварий у нас происходит с легковыми автомобилями.
– Однако мы в своей работе основное внимание уделяем ситуации, связанной с пассажирским и особенно с грузовым транспортом, – пояснил Максим Данилин. – Сегодня по российским дорогам курсируют 900 тыс. автобусов и 5,5 млн грузовиков, на долю которых приходится 60% пассажирских и 55% грузовых перевозок. Вместе с тем статистика ДТП свидетельствует, что на 100 пострадавших при ДТП с легковым транспортом погибших порядка восьми человек, в то время как на 100 человек пострадавших при ДТП с грузовым транспортом погибших уже одиннадцать.
По мнению специалистов экспертного центра «Движение без опасности», основной причиной ДТП в сегменте коммерческих перевозок является человеческий фактор, выраженный в таких факторах, как усталость, недостаточная квалификация и завышенная самооценка водителя, а также отсутствие плана работы и медицинского осмотра перед рейсом. Порядка 68% ДТП с участием грузового транспорта происходит как раз по вине человека в сочетании с другими факторами, такими как дорога и транспортное средство. Доля таких аварий достигает 88%. Плюс далекое от совершенства техническое состояние автотранспортного средства. Сюда входит отсутствие должного внимания к его осмотру и предрейсовому контролю.
– Техническое состояние российского парка, к сожалению, отследить очень сложно, – сказал Максим Данилин. – Между тем в ходе анализа работы крупных транспортных корпораций был сделан вывод, что одна из основных причин ДТП – экономия на запчастях и расходных материалах. Большинство компаний закупают самые дешевые запчасти, которые впоследствии приводят к поломке более серьезных агрегатов – двигателей или тормозной системы.
Возвращаясь к составляющим человеческого фактора как главной причине большинства дорожно–транспортных происшествий Максим Данилин провел любопытную параллель между опытом, стажем и возрастом водителей. Наибольшее число ДТП – 73% – совершают водители старше 40 лет и имеющие стаж вождения 10 лет и больше. Здесь наблюдается отсутствие роста квалификации, зато самоуверенность, а зачастую возвеличивание собственного эго приводят к тому, что реальные знания водителя остаются на уровне четырехлетнего стажа, а уверенность в непогрешимости собственных действий зашкаливает. Однако обеспечить эту непогрешимость физически водитель не в состоянии. Таким образом, возрастной состав водителей грузопассажирского транспорта, по чьей вине происходят аварии, – это в основном граждане предпенсионного возраста. То есть в возрасте от 38 до 50 лет виновниками ДТП являются 33% и от 50 до 65 лет – 35%.
– Минимизировать влияние человеческого фактора и, соответственно, повысить безопасность грузопассажирских перевозок необходимо за счет контрольных мероприятий, – подчеркнул Максим Данилин. – А именно, необходимо контролировать состояние водителя путем обязательных медицинских предрейсовых осмотров, отслеживать режим труда и отдыха с помощью тахографа, составлять план работы водителя так, чтобы ему не приходилось перерабатывать.
Эксперт подчеркнул, что эти требования уже предъявлены к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, занимающимся перевозками, однако порядка 70% грузоперевозок осуществляются физическими лицами, и именно по их вине за 7 месяцев нынешнего года произошло подавляющее количество ДТП. Вместе с тем на протяжении последних полутора лет в Правительстве РФ вопрос уравнивания в обязанностях владельцев грузового транспорта вне зависимости от формы собственности активно обсуждается. Однако точка в этом вопросе пока не поставлена, и число аварий неизменно растет. Причем тяжесть последствий в случае аварии с грузовиком на 34% выше, чем с легковым автомобилем.


Валерий БУДУМЯН,
обозреватель «ТР»

 



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться