Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Объединить усилия

 |  Безопасность

В Санкт–Петербурге завершил работу VI Международный конгресс «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни».

С акцентом на инновации

Организаторами мероприятия выступили Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации и Межпарламентская ассамблея государств – участников СНГ совместно с Министерством внутренних дел РФ. В этом году конгресс был посвящен роли гражданского общества в повышении безопасности дорожного движения. Он собрал две тысячи участников из двадцати пяти стран, в том числе девяти государств – участников СНГ – руководителей органов власти, представителей международных транспортных и других организаций, специализирующихся на обеспечении безопасности дорожного движения, учреждений образования и здравоохранения, научно–исследовательских и экспертных организаций, бизнес–сообщества, профес-
сиональных отраслевых ассоциаций, средств массовой информации и общественных объединений.
В ходе мероприятия состоялась широкая дискуссия по вопросам взаимодействия органов власти, общественности и профессиональных сообществ в формировании дорожно–транспортной политики и системы обеспечения безопасности дорожного движения. Насыщенная программа конгресса включала тематические «круглые столы», выставочный форум, отличительной чертой которого на этот раз стали интерактивность и ориентированность на инновационные методы и технологии, презентационные мероприятия, посвященные безопасности дорожного движения.
Заместитель министра транспорта РФ Николай Асаул провел «круглый стол» «Безопасные транспортные системы: использование современных технологий, инструментов обеспечения качества транспортной деятельности и потенциала институтов гражданского общества» с участием представителей органов исполнительной власти более 70 субъектов РФ, ведущих российских и зарубежных экспертов, которые рассказали о передовом опыте в сфере обеспечения безопасности на транспорте. Основными темами «круглого стола» стали: «Формирование межсекторальной государственной политики и активной позиции гражданского общества как важнейшие факторы эффективного обеспечения безопасности дорожного движения» и «Обеспечение безопасности перевозок пассажиров и грузов: от безответственности бизнеса к регулируемой профессиональной деятельности».
Участники дискуссии выступили за дальнейшее внедрение навигационно–информационных технологий, позволяющих контролировать состояние дорожно–транспортного комплекса, координировать действия по ликвидации последствий нештатных ситуаций, моделировать и прогнозировать развитие транспортной ситуации. В частности, с помощью навигационно–информационных технологий будут продолжены разработка новых форм участия гражданского общества при осуществлении государственной политики в сфере обеспечения безопасности дорожного движения (БДД), изучение и внедрение зарубежного опыта взаимодействия госорганов и институтов гражданского общества для повышения БДД, совершенствование профес-
сиональной подготовки и переподготовки водителей, осуществляющих коммерческую деятельность по перевозке пассажиров и грузов.
Выступая на заключительном пленарном заседании, Николай Асаул сообщил об основных направлениях деятельности Минтранса России по обеспечению безопасности дорожного движения. В частности, он рассказал о безопасности перевозок пассажиров, совершенствовании правил организованного перемещения групп детей автобусами, оснащении транспортных средств тахографами, а также о контроле соблюдения режимов труда и отдыха водителей. По его словам, российские перевозчики в условиях возрастающей конкуренции сохраняют долю на международном рынке автотранспортных услуг в размере 40% и при этом обновляют парк транспортными средствами, соответствующими современным экологическим требованиям.
По ключевым вопросам, обсуждавшимся на форуме, по просьбе «ТР» высказались сенаторы Валерий Васильев и Александр Чекалин.
Дорогам – качество

Зампред Комитета Совета Федерации по экономической политике Валерий Васильев, курирующий в сенате вопросы развития дорожной сети в РФ, считает качество дорог одним из важнейших аспектов обеспечения безопасности дорожного движения: «Огромная потребность в новых дорогах очевидна. России не хватает магистралей, тем более скоростных дорог, что негативно сказывается на безопасности движения и, по мнению ряда экспертов, приводит к ежегодным потерям 2–3% ВВП. Многие дороги находятся в плачевном состоянии, ряд из них чрезвычайно перегружен. Порядка 40 тыс. населенных пунктов в России вообще не имеют никакого сообщения, кроме зимника. На мой взгляд, обеспечить возведение качественных и долговечных трасс, а также реконструкцию дорог с использованием новых технологий невозможно без должного финансирования и организации эффективного расходования средств. Поэтому для решения этих проблем необходимо изменить подходы к строительству дорог».
Помимо работы в рамках «круг-
лых столов» интенсивный обмен мнениями шел и в кулуарах конгресса, где обсуждались долгосрочные тренды финансирования дорожной отрасли с учетом новых экономических реалий и потребностей, рассказал Валерий Васильев. Далее он отметил: «Очевидно, что в России должны остаться трехуровневая система финансирования дорог (федеральный, региональный, муниципальный «слои»), целевые дорожные фонды. Но алгоритм пополнения средств необходимо совершенствовать за счет сбора налогов, ставки которых должны максимально отражать объемы предоставляемых пользователям услуг и покрывать ущерб, наносимый дорогам автотранспортом. При этом налоги на автотранспорт и нефтепродукты должны стать строго закрепленными источниками финансирования дорожной отрасли. Жизнь, безусловно, будет вносить свои коррективы. Например, сокращение финансирования дорожного строительства в 2015 году вынудило сделать акцент в основном на строительстве переходящих объектов. Сокращение средств, выделяемых на строительство дорог, продолжилось и в 2016 году. В частности, сокращено финансирование строительства новых дорог на 12%, а это означает сокращение средств на строительство федеральных трасс до 2,4 трлн руб., а региональных – до 43 млрд руб.».
По словам Валерия Васильева, в ходе опроса, проведенного в 75 субъектах РФ, респонденты, имеющие отношение к дорожной отрасли, подтвердили, что существует настоятельная необходимость совершенствования нормативной правовой базы и принятия федерального закона, содержащего положения по организации дорожного движения. В этой связи российским участникам был интересен опыт других стран СНГ при решении дорожно–транспортных проблем в их национальных законодательствах. Сенатор напомнил, что в феврале 2015 года вступил в силу технический регламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог», который позволяет на всех стадиях строительства и реконструкции дорог обеспечивать защиту жизни и здоровья граждан, не допускать нарушения баланса окружающей среды, способствует ресурсо-
сбережению, по сути, обеспечивает минимально необходимые требования безопасности к автомобильным дорогам. Кроме того, в конце весенней сессии 2016 года Совет Федерации одобрил несколько законов, которые должны положительно повлиять на дорожно–транспортную ситуацию в стране, сделать российские дороги более безопасными. В частности, было введено понятие «аварийно опасный участок дороги», предусмотрена установка на железнодорожных переездах комплексов фото– и видеофиксации.

Правила – одни для всех

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Александр Чекалин – один из модераторов «круглого стола», посвященного участию гражданского общества в обеспечении безопасности дорожного движения, считает актуальным дальнейшую интеграцию российского законодательства с законодательствами государств – участников СНГ в сфере дорожно–транспортной безопасности. «Только в этом году российский парламент принял четыре закона, которые вносят существенные изменения в Закон «О безопасности дорожного движения». Такие же процессы идут у наших партнеров. Поэтому такие встречи – это взаимный обмен информацией, рассказ о вступивших в силу новеллах, о приоритетах и замыслах на будущее. Конгресс интересен и важен тем, что на нем были приняты конкретные решения, которые затем будут претворяться в жизнь. Представители стран СНГ обменивались опытом, детально рассматривали положение дел, законодательство, статистику, тенденции. Мы добиваемся того, чтобы между нашими странами не было законодательных «заборов», чтобы законодательство не было диаметрально противоположным, непонятным, нечитаемым и неисполнимым. Оно должно быть одинаковым. Чтобы человек, который приехал, к примеру, из Азербайджана в Россию, даже не почувствовал на дороге изменений в организации дорожного движения, чтении знаков, светофоров, поведении водителей», – подчеркнул сенатор.
К слову, о поведении иностранных водителей на российских дорогах. Александр Чекалин поделился своим видением этой проблемы: «В СНГ, скажем так, «полуоткрытые» границы. За день каждый из нас может увидеть десятки автомашин с номерами из Армении, Таджикистана, Азербайджана, Киргизии, Белоруссии, Украины, за рулем которых сидят граждане этих государств. Они учились водить у себя на родине, получали там права, в том числе и международные. Но как они их получали, по каким основаниям? К таким водителям очень много претензий. Они совершают грубые правонарушения, но при этом остаются недосягаемыми для нашего законодательства. Сотрудники ГИБДД, которые останавливают нарушителей–иностранцев, предлагают уплатить штраф. Но водители в большинстве случаев, ссылаясь на отсутствие денег, требуют составить протокол, которому грош цена. Даже если этот протокол отослать в страну постоянного проживания нарушителя, то водитель обычно остается безнаказанным, поскольку инцидент состоялся в другом государстве, с иным административным и уголовным правом». Сенатор убежден, что государства должны взять на себя взаимные обязательства исполнять постановления. «В российском уголовном праве такие межправительственные соглашения с целым рядом стран есть, – отмечает он. – А в административном – это пока большая редкость. Необходимо заключить межправительственные соглашения, согласно которым государство будет привлекать к ответственности своих граждан на основе административного законодательства той страны, в которой было совершено правонарушение. И вот тогда эти люди будут думать, насколько вежливо и безопасно они себя ведут на российских дорогах».
Александр Чекалин высказал ряд других предложений, направленных на корректировку законодательства в сфере профилактики дорожных правонарушений. Например, среди российских законодателей бурно обсуждается вопрос: надо ли вводить запрет и строгую ответственность для мотоциклистов за езду между машинами по разделительной линии. «Мотоциклисты проезжают в миллиметрах от зеркала заднего вида автомобиля и являются страшной неожиданностью для водителя, возникая ниоткуда. И тут встает вопрос: почему водителя, пересекающего сплошную разделительную линию, могут жестко наказать вплоть до лишения водительского удостоверения, а для такого же участника движения, но на двух колесах, более опасного и непредсказуемого, подобное поведение считается в порядке вещей? – недоумевает сенатор. – Я сторонник того, что к мотоциклистам, которые используют межавтомобильное пространство, следуя по разделительным линиям, необходимо применять такие же меры воздействия, как и к автолюбителям».
Еще одной темой для обсуждения стал вопрос снижения возраста, с которого можно получить водительское удостоверение, до 16 лет. «Тут тоже сталкиваются прямо противоположные мнения. Кому–то кажется, что наша молодежь развита, образованна, творит компьютерные чудеса. Но, лихо управляя автомобилем на планшете, подросток может не справиться с реальной дорожной обстановкой. В качестве компромиссного варианта предлагалось разрешить 16–летним садиться за руль, но с обязательным присутствием на правом пассажирском сиденье опытного водителя, имеющего большой стаж вождения, который сможет подстраховать начинающего автомобилиста», – рассказал Александр Чекалин.


* * *

Участники конгресса обсудили меры законодательного характера и формы участия гражданского общества при осуществлении государственной политики в сфере обеспечения безопасности дорожного движения; направления развития партнерства власти, бизнеса и гражданского общества, объединение их ресурсов для решения общих задач дорожной безопасности; вопросы формирования общественного контроля за перево-
зочной и дорожной деятельностью; пути повышения правового сознания граждан, уровня знаний принципов безопасного вождения и безопасного поведения на дорогах; воспитание «дорожной культуры» участников дорожного движения. Итогом обсуждения стали рекомендации по их реализации при активном участии институтов гражданского общества.
Проведение подобных мероприятий свидетельствует о желании стран Содружества сформировать скоординированную позицию по вопросам совершенствования законодательной базы, разработки и реализации национальных программ по повышению безопасности дорожного движения, защищенности граждан от дорожно–транспортных происшествий и их последствий.

Татьяна ЛАРИОНОВА,

обозреватель «ТР»

КСТАТИ

В итоговых документах форума Межпарламентской ассамблеи СНГ рекомендовано продолжить работу по совершенствованию законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения. Речь идет, в частности, о разработке модельного закона «О медицинском обеспечении безопасности дорожного движения», а также модельного закона, определяющего общие начала и принципы участия граждан и их объединений в обеспечении общественной безопасности, в частности, на дорогах. Отдельным пунктом указана важность дополнительных мер по повышению безопасности детей на дорогах, в том числе – по усилению контроля за использованием детских удерживающих устройств.


просмотры:

431

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться