Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Выпил – не заводись

 |  Безопасность

Потенциальным убийцам давно пора сказать жесткое стоп!

Каждое сообщение о ДТП с участием пьяных водителей и немалыми жертвами заставляет поневоле задуматься. Кто эти люди, которым безразлична даже собственная жизнь? Откуда и куда они ехали под градусом? С работы? Из дома? И главное: почему не боятся наказания? Строчки из популярной песни «Я сегодня немного пьян и не сяду уже за руль» – не про них.
Какая необходимость была у пьяного сотрудника угрозыска из подмосковной Ивантеевки 26–летнего лейтенанта полиции Юрия Иванова гнать свой «Мерседес» в 7:30? Опаздывал на службу? Или хотел показать свою «крутость» 46–летней знакомой Людмиле Гуркиной, у которой накануне был день рождения. Мол, с «корочкой» все дозволено, даже после застолья.
На 40–м километре трассы М–8 «Холмогоры» «Мерседес» на высокой скорости влетел в стоявший на обочине «Судзуки». По сообщению СК, «нарушая правила дорожного движения, Юрий Иванов совершил столкновение с автомобилем, в котором находились трое взрослых и двое детей. От сильного удара автомобиль с пятью людьми вылетел на обочину. В результате ДТП скончались четверо взрослых и ребенок… Жертвами аварии стали диакон Воскресенского собора Тутаева Алексей Шумилин, его беременная супруга Юлия, их грудная дочка и мама Юлии. Их трехлетний сын в тяжелом состоянии с закрытой черепно–мозговой травмой и переломом бедренной кости был госпитализирован.
Полицейский, в крови которого позднее было обнаружено 0,4 промилле алкоголя, и его пассажирка остались живы. Впрочем, как заявила дочь Людмилы Гуркиной, «мама в очень плохом состоянии, не может говорить. В момент трагедии она спала и ничего не видела. Мы знаем, что Иванов сейчас сидит, но лучше бы он сдох», – заявила девушка журналистам.
Тем временем в соцсетях появился пост подруги полицейского Светланы Филипенковой, которая обратилась к тем, кто его осуждает: «Юра, я с тобой! Никто не святой! Что, никто не ездил выпивши за рулем?».
Горько осознавать, но действительно, на дороге, к сожалению, не все «святые». Кошмарные ДТП, происходящие по вине пьяных водителей, раз за разом будоражат общественность. В Татарстане дорожная трагедия унесла восемь жизней, в Ростовской области – пять. Расследование показало: водители были пьяны. Нетрезв был и водитель грузовика, который протаранил жилой дом в Свердловской области. От мощного удара погибли пять человек, в том числе трое подростков. Все они находились в кабине фуры.
В Башкирии, слава Богу, трагедии не произошло: полицейские задержали пьяного водителя, который перевозил детей в школьном автобусе. Содержание алкоголя в его крови превышало норму в 100 раз. В Краснодаре 26–летний изрядно выпивший мужчина, пытаясь «припарковаться», протаранил во дворе дома восемь машин.
Люди уже не сдерживают своих эмоций. «Вчера в нашем Ярославле случилась очередная трагедия на дороге, унесшая жизнь четырехлетнего малыша. На нерегулируемом пешеходном переходе дорогу переходила семья – отец со старшей дочкой и мать с младшим сыном. Два ряда остановились, пропуская пешеходов. Но один, нетрезвый, 25 лет от роду, на большой скорости объехал остановившиеся машины по встречке и сбил маму с мальчиком. Мама в реанимации, малыш скончался в больнице. Я не знаю никого из участников ДТП, но мне очень жаль погибшего ребенка и его родителей, страшно от того, что по тем улицам, где передвигаюсь я и мои близкие, ездят пьяные водители, которым до лампочки и ПДД, и жизнь окружающих…» – пишет житель волжского города.
Нетрезвые водители – словно бомба замедленного действия: где и как сработает взрывной механизм в следующий момент, предсказать трудно.
По статистике, ежегодно на российских дорогах по вине пъяных водителей погибают порядка 2 тыс. человек. Ежегодно инспекторы ДПС задерживают около
1 млн пьяных водителей. Как считает начальник Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России генерал–лейтенант полиции Виктор Нилов, нетрезвые водители наряду с наездами на пешеходов и детским травматизмом – одна из острых проблем транспортного трафика.
Кого–то не останавливает даже ужесточение ответственности за управление автомобилем в состоянии опьянения или отказ от медицинского освидетельствования на состояние опьянения, чем, к слову, ранее активно пользовались некоторые любители принять на грудь. А ведь в перечне наказаний – не только лишение прав на полтора–два года, но и значительное увеличение штрафов: за первое нарушение – 30 тыс. руб., повторное – 50 тыс. руб. При этом за повторное нарушение реально попасть в места не столь отдаленные. Недавно в Удмуртии в колонию–поселение сроком на 1 год и 2 месяца судья отправил 30–летнего Максима Киселева. За езду под градусом в 2013 году его уже лишали водительских прав. Тогда он получил условное наказание. Теперь последовало реальное лишение свободы. За такое же нарушение отправился в колонию и житель башкирского города Нефтекамска 25–летний Баутин. Его задержали в текущем апреле, а год назад за езду в нетрезвом виде на него был наложен административный арест на 11 суток, ему запретили управлять транспортом в течение полутора лет. Теперь Баутина приговорили к одному году лишения свободы в колонии строгого режима и лишили водительских прав на два года.
Увы, как показывает статистика, даже ужесточение наказания не помогает убрать нетрезвых водителей с наших дорог. С упорством, достойным лучшего применения, они продолжают садиться за руль в подпитии. Возможно, надеются, что «проскочат». «У определенного склада ума публики кататься под градусом считается определенного рода «мужской крутостью», принадлежностью к «касте избранных». С собой всегда – специальные пропуска, солидные корочки и специальные визитки из высоких кабинетов на случай остановки», – сетует один из москвичей.
Вот почему раздаются голоса о том, что наказания надо ужесточать. На одном из читательских форумов прочитал: «Единственное решение вопроса – это за пьянку за рулем штраф в размере от 100 тыс. евро. Поймали – суд, штраф и пусть пашет всю жизнь, чтобы выплатить этот штраф». Депутат Госдумы Вячеслав Лысаков называет цифры поскромнее: «За рецидив – штраф от 200 до 300 тыс. руб., либо обязательные работы 480 часов, либо лишение свободы на срок до 2 лет. Получаешь судимость по уголовной статье, даже если наказание будет в виде штрафа, – для многих это крест на карьере. И никаких условных наказаний».
Люди недовольны тем, что за угон автомобиля с причинением ущерба в особо крупном размере, то есть если угнанная машина стоит больше одного миллиона рублей, по нашим законам преступник может получить максимум 10 лет тюрьмы. А за убийство – будем использовать именно это слово – в ДТП в состоянии алкогольного опьянения – всего 9 лет. Напомним, что Александр Максимов, сбивший на «Тойоте» на скорости 120 км/час насмерть семерых человек, в том числе и детей–инвалидов на Минской улице в Москве, был отправлен за решетку на 8,5 лет. Вот и получается, что стандартный кроссовер или внедорожник стоит дороже человеческой жизни.
Высказываются эксперты и за введение нормы «задержание транспортного средства». Речь идет о том, чтобы автомобиль, которым управлял нетрезвый водитель, отправлять на стоянку до уплаты штрафа и расходов на эвакуацию. До того, как деньги уплачены, никто воспользоваться машиной не сможет.
Отсутствие этой нормы приносит немало бед. Вот лишь один из примеров. Когда в лобовом ДТП под Тулой погибли пять человек, в том числе ребенок, было установлено, что виновник трагедии – пьяный, севший за руль сразу после задержания. По данным руководителя пресс–службы областного УМВД Андрея Ярцева, за несколько часов до аварии сотрудники ДПС уже задерживали водителя «Фолькс-
вагена» за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Мужчина отказался пройти тест на алкоголь, автоинспекторы составили протокол и передали машину его жене, владелице автомобиля, которая приехала по вызову полицейских. Спустя два часа еще нетрезвый мужчина вновь сел за руль и, выехав на встречную полосу, столкнулся с «семеркой».
К большому сожалению, за последние несколько десятилетий каких–либо новых возможностей более эффективно выявлять нетрезвых за рулем у сотрудников ДПС ГИБДД не появилось. Видеокамеры, даже самые продвинутые, не выявят пьяного за рулем. «Иногда визуально можно определить, что машина едет неровно, виляет, – отмечают в дорожной полиции. – Бывает, что автомобиль просто останавливают для проверки, и уже в ходе беседы инспектор может почувствовать запах алкоголя и заметить неадекватное поведение…» По оценке специалистов, в Москве ежедневно 7–8 тыс. водителей садятся за руль в нетрезвом виде, а выявляются только несколько сотен.
Отметим, что во многих странах эффективно работают массовые проверки водителей на алкоголь. Вот лишь один пример на читательском форуме: «В Польше с этим сейчас очень жестко. Рейды постоянно. Сегодня наблюдал: в городе много полиции. Заблокировали весь поток машин и проверили приборами всех без исключения. Знаю, как–то поймали судью из города Пшемышль. Был пьян, вроде более одного промилле. На следующий день судья уволился и ушел на пенсию. Кроме этого, признался в нарушении закона, выплатил штраф и попросил максимально наказать лишением прав на год. И это не показуха». Используют такие акции и в других странах, и Россия не исключение.
Виктор Нилов отмечает: «В борьбе с пьяными водителями на дорогах мы очень рассчитываем на помощь общества. И находим реальную поддержку: и факты, и опросы показывают, что люди готовы сообщать нам о тех, кто садится за руль в нетрезвом состоянии. Причем некоторые граждане говорят, что применяют к потенциальному нарушителю методы убеждения – отговаривают человека садиться за руль. Есть люди, которые объединяются в некие группы – к примеру, в ночные автопатрули, в так называемые автодружинники или в интернет–сообщества, обменивающиеся информацией о замеченных нарушителях, и по возможности пресекают подобные факты».
Кстати, нередко в машине, которой управляет нетрезвый лихач, находятся еще и пассажиры. Почему эти люди садятся в авто к потенциальным убийцам, вместо того чтобы сказать им: «стоп!»?

Владимир ГОНДУСОВ

Наша справка: В США за первое вождение в нетрезвом виде предусматривается штраф в размере 500–1000 долл., лишение прав на полгода, тюремное заключение до 1 года. За второе вождение в нетрезвом виде – штраф 5–10 тыс. долл., лишение свободы до 7 лет, лишение прав на 1 год. За ДТП с жертвами – до 10 лет тюрьмы в зависимости от штата. Во Франции за первое вождение в нетрезвом виде – штраф 135 евро до 0,8 промилле, 4500 евро свыше 0,8 промилле. За второе вождение в нетрезвом виде – штраф до 30 тыс. евро. За ДТП с жертвами – штраф 150 тыс. евро, до 10 лет тюрьмы.

 

КСТАТИ

Операция «Нетрезвый водитель»
Дорожные инспекторы несли службу в усиленном режиме. Мероприятия, направленные на профилактику дорожно–транспортных происшествий, включали массовые проверки водителей транспортных средств на выявление алкогольного опьянения. При проведении подобных рейдов для движения транспортных средств оставляют только одну полосу проезжей части и останавливают для проверки все автомобили без исключения.
В областном центре полицейскими в рамках операции были выявлены 15 водителей, находившихся за рулем в состоянии опьянения. 6 из них будут привлечены к уголовной ответственности за повторное управление в нетрезвом виде.
Рейды по выявлению нетрезвых водителей проводятся инспекторами Госавтоинспекции регулярно, но, несмотря на жесткие санкции, в том числе уголовную судимость и высокий риск для собственной безопасности, водители продолжают садиться за руль в нетрезвом состоянии.
Госавтоинспекция напоминает водителям о запрете управления транспортным средством в состоянии опьянения, призывает задуматься о последствиях нетрезвого вождения и безопасности окружающих.

Пресс–служба УМВД России по Мурманской области


просмотры:

463

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться