И исполнять его обязаны все, кто занят перевозками пассажиров.
Год назад начальник Управления государственного автодорожного надзора по Республике Башкортостан Сергей МЕРЕЖКО опубликовал в нашей газете статью «Либерализм неуместен, когда речь идет о жизни и здоровье людей». Он писал тогда, что необходимо создать нормальные условия для организации безопасных перевозок пассажиров и грузов, перечислил ряд проблем, которые мешают это сделать. Большие надежды Сергей Николаевич связывал с введением в действие Федерального закона № 220–ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров».
– Изменилась ли ситуация за год? С этого вопроса началась наша беседа с Сергеем Мережко.
– С принятием 13 июля 2015 года Федерального закона № 220–ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров» и его поэтапным вступлением в силу с 10 января и 15 июля нынешнего года установились и упорядочились полномочия органов местного самоуправления и исполнительной власти республики.
Ранее на федеральном уровне отсутствовали нормы, позволявшие регулировать рынок пассажирских перевозок, особенно в части количества и технических характеристик подвижного состава, используемого на каждом отдельном маршруте. Фактически полномочия муниципалитетов в данной области ограничивались общей формулировкой, прописанной в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» – организация транспортного обслуживания населения.
Таким образом, вопрос регулирования рынка пассажирских перевозок и, что самое главное, проблема обеспечения безопасного и качественного предоставления услуг по перевозке пассажиров до принятия соответствующих норм оставались открытыми. Неудивительно, что этим сразу же пользовались недобросовестные перевозчики. Местные органы власти пытались добиться порядка на рынке перевозок путем издания нормативных актов. Но отсутствие федерального нормативного регулирования в данной сфере привело к хаосу в деятельности перевозчиков, для которых извлечение прибыли ставилось выше интересов пассажиров.
Вместе с тем потенциал, заложенный в Федеральном законе № 220, несмотря на неоднократное с нашей стороны обращение к органам власти, реализовался не настолько оперативно, как хотелось бы. Так, имели место случаи несвоевременной реализации органами местной власти отдельных положений закона, особенно в части введения в действие реестров маршрутов перевозок, мест ночных стоянок транспортных средств.
Необходимо понимать, что малейшее отступление от норм, предписанных законом, тем более со стороны органов власти, влечет за собой возможность ухода от ответственности субъектов, пренебрегающих нормами и требованиями, определяющими их деятельность.
В свою очередь, не все перевозчики по настоящее время переориентировались на ужесточенный порядок контроля за их деятельностью, опрометчиво считая, что допускаемые нарушения законодательства останутся без внимания административного органа.
Сотрудниками нашего управления проводится целенаправленная работа по пресечению нарушений законодательства в области транспорта, которая привела к положительной тенденции по установлению законности на рынке пассажирских перевозок. Немедленно после введения в действие ответственности за перевозки пассажиров с нарушением порядка использования пассажирского транспорта нами были организованы рейдовые мероприятия. Они показали, с одной стороны, степень готовности рынка к переходу на новые правила деятельности, с другой – степень ответственности за нарушение существующего порядка. Уже за первые два месяца проводимой Управлением работы в данной сфере счет привлеченных к ответственности лиц шел на сотни, а сумма штрафных санкций подобралась к отметке в один миллион рублей.
При этом со стороны отдельных организаций продолжаются попытки любыми способами подорвать проводимую нами работу. Но здесь необходимо понимать, что если ранее перевозчик мог считать, что имеющаяся у него лицензия дает право на игнорирование требований по надлежащей организации перевозок, учитывающих потребность населения в его услугах, то теперь он (перевозчик) обязан понимать неотвратимость наказания за пренебрежение законом и интересами граждан.
– Наверняка в республике, как и в других регионах, существует проблема междугородных пассажирских перевозок под видом заказных. Какой вам здесь видится выход?
– Действительно, практика регулярных перевозок под видом заказных сегодня является одним из способов ухода от ответственности. Решение, на мой взгляд, лежит на поверхности. Это комплексный подход со стороны уполномоченных органов исполнительной власти и органов прокуратуры. В нашем регионе сложилась практика подачи органами прокуратуры исковых заявлений с требованием признания осуществляемых перевозок регулярными и запрета их до исполнения перевозчиком требований законодательства в установленной сфере. При этом наши сотрудники принимают активное участие в подготовке материалов и последующих судебных заседаниях.
– При пребывании в Уфе создалось впечатление, что основные магистрали столицы республики перегружены общественным транспортом. Зачастую он двигается весьма рискованно, чтобы успеть перехватить пассажиров у конкурентов. Судя по всему, действующая в городе транспортная схема не учитывает рост численности подвижного состава, возросшую интенсивность движения. Вы согласны с этим?
– Проблема эта связана, с одной стороны, с отсутствием на федеральном уровне до принятия федерального закона № 220 норм, позволяющих регулировать количество транспортных средств на маршруте. С другой – незаинтересованностью муниципалитета, вызванной отсутствием жалоб от пользующегося услугами перевозчика населения. Тем не менее переизбыток маршрутных транспортных средств на улицах города непременно ведет к увеличению напряженности на дороге, что недопустимо. И, как следствие, может привести к необратимым последствиям.
После вступления в силу положений Федерального закона № 220, предусматривающих ответственность за несанкционированную перевозку, наблюдается тенденция к снижению количества пассажирского транспорта в Уфе, что обусловлено постепенным уходом с рынка перевозчиков, чья деятельность ранее находилась «в тени».
Вопрос же установления и изменения маршрутной сети города полностью возложен на администрацию города. Именно она обязана учитывать все факторы и строить маршрутную сеть таким образом, чтобы последняя отвечала не только критериям удобства, доступности, но и безопасности.
– Во многих регионах все чаще поднимается вопрос о создании системы взаимодействия всех структур и ведомств, которая позволила бы добиться неотвратимости наказания для нарушителей установленных правил. Это касается и перевозки тяжеловесных грузов, и организации весового контроля на автодорогах. Надо поставить дело таким образом, чтобы исключалось движение транспортных средств с превышением весовых и габаритных параметров без специального разрешения и в объезд существующих контрольных пунктов. Создана ли такая или подобная система в Республике Башкортостан?
– На территории нашей республики в соответствии с распоряжением Правительства РБ от 14 сентября 2012 г. № 1185–р в целях осуществления регионального и межмуниципального контроля за недопущением нарушений правил перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов создана подведомственная Государственному комитету РБ по транспорту и дорожному хозяйству ГКУ Служба весового контроля РБ. Она осуществляет свою деятельность на основании заключенных соглашений в тесном взаимодействии с УГАДН по РБ и УГИБДД МВД по РБ. При этом совместная деятельность в установленной сфере позволила качественно повысить уровень сохранности дорог регионального и местного значения и минимизировать факты нарушения законодательства в установленной сфере.
– Как вы оцениваете состояние республиканских дорог? Известно, что немалая часть ДТП происходит именно из–за неудовлетворительного их состояния…
– Управлением на постоянной основе организован контроль за соблюдением подконтрольными организациями, осуществляющими обслуживание федеральных дорог, проходящих по территории республики, требований, установленных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и дорожной деятельности. Данная работа, как и уже упомянутое взаимодействие с органами ГИБДД и органами власти республики, позволяет нам постоянно контролировать содержание дорог на территории субъекта в плане соответствия требованиям безопасности дорожного движения.
Беседу вел
Евгений УШЕНИН,
спецкор «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.