Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Защитить пассажиров и транспортный комплекс

 |  Безопасность

на вопросы «ТР» отвечает заместитель министра транспорта РФ Николай Захряпин.

– Николай Юрьевич, безопасность на транспорте имеет одно из первостепенных значений для безопасности нашего государства с учетом его обширной и протяженной территории. Транспортный комплекс ввиду специфики является наиболее уязвимым для противоправных посягательств. Какие основные задачи стоят перед Минтрансом в области обеспечения транспортной безопасности?
– В первую очередь это дальнейшее совершенствование законодательства, в том числе путем оптимизации подходов по реализации требований транспортной безопасности в условиях экономических ограничений. Необходима координация деятельности по реализации законодательства в области обеспечения транспортной безопасности на международном, федеральном и региональном уровнях с учетом имеющихся и прогнозируемых угроз. Сегодня реализуются меры в отношении проектируемых и строящихся объектов транспортной инфраструктуры, создаются условия, при которых объекты транспортной инфраструктуры на этапе ввода в эксплуатацию будут соответствовать требованиям законодательства в области транспортной безопасности.
Считаем необходимым распространить требования законодательства о транспортной безопасности на иностранных перевозчиков, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации.
– Какие меры предприняты для совершенствования нормативной правовой базы в области обеспечения транспортной безопасности?
– Минтранс России проводит целенаправленную работу по формированию и совершенствованию нормативной правовой базы. Особенно хочу сделать акцент на Федеральном законе № 15–ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности», вступившем в силу 4 февраля 2014 г.
В порядке реализации данного федерального закона предусматривалось разработать и принять 27 нормативных правовых актов, из них 16 постановлений Правительства РФ и 11 ведомственных приказов федеральных органов исполнительной власти.
По состоянию на сегодняшний день изданы 12 постановлений Правительства РФ. Зарегистрированы Минюстом России:
– 9 приказов Минтранса России;
– 1 приказ Минздрава России от 29.01.2016 № 39н «Об утверждении Порядка прохождения работниками подразделений транспортной безопасности ежегодного медицинского осмотра, предусмотренного статьей 12.3 Федерального закона от 09.02.2007 № 16–ФЗ «О транспортной безопасности», включающего в себя химико–токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов и формы заключения, выдаваемого по его результатам»;
– 1 проект приказа, предусматривающий прохождение проверки сотрудниками подразделений транспортной безопасности на годность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и служебного огнестрельного оружия, который в настоящее время находится в разработке в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации.
11 января 2016 г. Правительством РФ в Государственную думу Российской Федерации внесен проект поправок к проекту федерального закона
№ 750871–6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности», которые позволят осуществлять дальнейшие планирование и совершенствование системы мер по обеспечению транспортной безопасности.
– Что можно ожидать на этом направлении в ближайшей перспективе?
– Данными поправками предусматривается отсрочка применения требований по обеспечению транспортной безопасности, предусмотренных частью 1 статьи 8 Федерального закона «О транспортной безопасности» в отношении отдельных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
В частности, городского наземного электрического транспорта, автомобильного транспорта, используемого для перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщениях, железнодорожного транспорта, используемого для перевозок в пригородном сообщении, а также в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих категорированию по видам транспорта, за исключением объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта.
Также предусматривается отсрочка реализации указанных требований по обеспечению транспортной безопасности в части оснащения техническими средствами объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Она осуществляется поэтапно в сроки, установленные соответствующими планами обеспечения транспортной безопасности.
Особняком стоят транспортные средства воздушного транспорта, оснащение которых системами видеонаблюдения будет осуществляться начиная с 1 января 2019 г., тоже поэтапно, но в сроки, установленные соответствующими планами обеспечения транспортной безопасности.
Хотелось бы отметить, что в целях актуализации отлагательных мер Минтрансом России предлагается поэтапная реализация требований в отношении вышеуказанных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, за исключением оснащения системами видеонаблюдения транспортных средств воздушного транспорта, до 1 января и 1 июля 2018 г. соответственно.
– Николай Юрьевич, в настоящее время в Минтрансе России продолжается работа по совершенствованию нормативной правовой базы в области обеспечения транспортной безопасности. Нельзя ли рассказать об этом более подробно?
– Да, конечно. Минтрансом России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также представителей бизнес–сообщества доработаны и внесены в установленном порядке в Правительство Российской Федерации соответствующие проекты постановлений, утверждающие требования по обеспечению транспортной безопасности, предусмотренные частью 1 статьи 8 федерального закона № 16–ФЗ на железнодорожном транспорте, метрополитене и на воздушном транспорте, а также устанавливающие порядок выдачи специальных разрешений на перевалку грузов повышенной опасности в портах, расположенных на внутренних водных путях.
Кроме того, на проработке в Аппарате Правительства Российской Федерации находится проект постановления, определяющий перечень воздушных судов авиации общего назначения, на которые распространяются требования законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, подготовленный Минтрансом России при участии Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам развития авиации общего назначения и навигационно–информационных технологий на основе глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС.
Для полноты картины сообщу, что в 2016 году Правительством Российской Федерации приняты и вступили в юридическую силу требования по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного, городского наземного электрического транспорта, морского и речного транспорта и объектов дорожного хозяйства, а также требования по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства.
Кроме того, внесены изменения в нормативные правовые акты Правительства РФ, в частности, наделяющие федеральные агентства по видам транспорта полномочиями по утверждению результатов оценки уязвимости транспортных средств, проведенной субъектами транспортной инфраструктуры.
Также отмечаю, что 18 июля 2016 г. принято постановление Правительства РФ № 686 «Об определении участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также иных обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений, устройств и оборудования».
В настоящее время Минтрансом России готовятся изменения в данное постановление Правительства Российской Федерации, предусматривающие положения, в которых здания, сооружения, устройства и оборудование, предназначенные для ремонта и отстоя судов внутреннего водного плавания, а также используемые в целях перевозок и входящие в состав автобусных, троллейбусных и трамвайных парков (депо), будут исключены из перечня объектов транспортной инфраструктуры, в отношении которых необходимы разработка и осуществление полного комплекса мер по обеспечению транспортной безопасности.
– В нашей стране успешно реализуется Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте. Как известно, она наравне с другими включает мероприятия по повышению эффективности контроля и надзора за обеспечением безопасности. Что на сегодняшний день уже сделано в рамках реализации программы?
– В рамках реализации мероприятий Комплексной программы самыми современными техническими средствами были оснащены 205 объектов транспортной инфраструктуры. Мероприятия по оснащению техническими средствами обеспечения транспортной безопасности мостового перехода через р. Дон (км 1061+569 на автомобильной дороге М–4 «Дон») будут завершены после проведения общестроительных работ по реконструкции указанного объекта транспортной инфраструктуры.
В связи с проведением работ по реконструкции Рокского тоннеля завершение его оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности планируется уже в этом году.
Ранее в рамках программы, в частности, в 2010–2013 гг., повышена защищенность пассажиров и персонала на транспорте от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Сформирована многоуровневая функциональная система, направленная на защиту жизни и здоровья населения на транспорте от актов незаконного вмешательства, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Создано единое информационное пространство, включающее в себя взаимосвязанные автоматизированные информационные и аналитические системы, улучшено материально–техническое обеспечение подразделений внутренних дел на транспорте и кинологической службы МВД России, внедрена система подготовки и обучения в области обеспечения транспортной безопасности.
– В своих выступлениях на разных площадках вы не раз обращали внимание на проблему обеспечения государственного контроля в области транспортной безопасности по привлечению к ответственности недобросовестных перевозчиков. В том числе и иностранных. Предприняты ли какие–то меры для реализации этой задачи?
– В настоящее время Минтрансом России проводится работа по распространению положений законодательства о транспортной безопасности на иностранных перевозчиков, осуществляющих международные перевозки в нашей стране, а также следующих транзитом.
Так, 12 декабря 2016 г. состоялось совещание с участием представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, на котором одним из вопросов был вопрос подготовки нормативного правового акта, предусматривающего наделение Федеральной службы по надзору в сфере транспорта полномочиями по проведению плановых (рейдовых) осмотров транспортных средств в процессе перевозки пассажиров и грузов.
Также на совещании была заслушана позиция Ространснадзора о необходимости создания единой системы контроля для перевозчиков и детализации механизма получения информации об иностранном перевозчике, к которому будут предъявляться требования по обеспечению транспортной безопасности, с целью осуществления эффективной контрольно–надзорной деятельности.
Также отмечаю, что во взаимодействии с заинтересованными ведомствами и органами отраслевого сотрудничества Содружества Независимых Государств (СНГ), включая Антитеррористический центр СНГ, проводится целенаправленная работа в сфере обеспечения транспортной безопасности в рамках содружества.
Глобальной целью этой деятельности является выработка сторонами согласованного комплексного подхода к решению на пространстве СНГ основных задач в области обеспечения транспортной безопасности. Именно такой подход позволит реализовывать необходимые меры, направленные на защиту от актов незаконного вмешательства, в том числе за пределами Российской Федерации.
Одним из результатов данной работы явилось подписание в мае 2014 г. на Совете глав правительств СНГ в Минске Соглашения об информационном взаимодействии государств – участников СНГ в области обеспечения транспортной безопасности.
На заседании Совета глав правительств СНГ, состоявшемся в мае 2015 г. в Республике Казахстан, утверждена Стратегия обеспечения транспортной безопасности на территории государств – участников СНГ при осуществлении перевозок в международном сообщении.
В целях реализации данной стратегии разработан проект Плана первоочередных мероприятий на период 2017–2019 гг., который 09.12.2016 был одобрен Экономическим советом СНГ и вынесен на рассмотрение Совета глав правительств СНГ.



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться