Проблемы, которые привели к трагедии, являются системными.
На 926–м км федеральной трассы Тюмень – Ханты–Мансийск автобус, перевозивший детей–спортсменов СК «Сибиряк» с соревнований по акробатике, прошедших в ХМАО, столкнулся с грузовым автомобилем. В автобусе находились 32 пассажира, из них 29 детей. В результате ДТП погибли 12 человек, в том числе 10 детей.
Эта трагедия встревожила все общество. Кто виноват в случавшейся трагедии – техника, погода или человек? Как избежать ДТП при массовых перевозках детей? Какие автобусы опасны для подобных перевозок? И, наконец, не уйдут ли от ответственности те люди, которые в той или иной мере оказались причастными к этой катастрофе? Не свалят ли они всю вину только на водителей или на экстремальные погодные условия?
С 1 января 2017 года вступило в силу постановление Правительства РФ № 1177. В соответствии с ним для осуществления организованных детских перевозок должны использоваться автобусы, с выпуска которых прошло не более 10 лет. К сожалению, таких машин, особенно на периферии, явно маловато. Трагедия в ХМАО придала дискуссиям о детских перевозках новое звучание, поставив еще один вопрос: что важнее – жизнь детей или выживание малого бизнеса?
Ответ журналисты надеялись получить на пресс–конференции, которая была посвящена проблемам обеспечения безопасности при массовых перевозках детей. И в первую очередь от официального представителя Генеральной прокуратуры РФ Александра Куренного. Он и начал разговор, заявив, что сотрудники следственных органов и прокуратуры сразу же после ДТП организовали проверку всех без исключения лиц, причастных к организации спортивного мероприятия и к перевозке детей на него и после его окончания.
– К сожалению, в очередной раз приходится, как говорится, бить по хвостам, когда трагедия уже произошла, а ведь ДТП можно было предотвратить, – посетовал работник прокуратуры. – При проверках постарались определить степень вины каждого. И водителей, и организаторов соревнования, и департамента физкультуры и спорта автономного округа. Есть немало вопросов к руководителям спортклуба «Югра» и спортшколе «Сибиряк», откуда приехали погибшие дети, к Федерации акробатики ХМАО. И, конечно, к АО «ГК «Северавтодор», которое ответственно за очистку автотрассы от снега и содержание дороги в надлежащем состоянии. А с этим выявлены как раз большие проблемы.
Словом, прокуратурой проделана определенная работа, и по ее результатам против ряда виновных в трагедии уже заведены уголовные дела, к другим будут приняты административные наказания. Но остались еще вопросы, по которым предстоит принять решения. В частности, почему автобус с детьми отправился в путь без сопровождения машины ДПС? Оказывается, как пояснил Александр Куренной, по существующему сегодня законодательству машина ДПС придается для сопровождения колоны из трех и более автобусов. Представитель прокуратуры считает, что эти правила надо менять, и чем скорее, тем лучше. Обязать сопровождать и один автобус с детьми. По крайней мере в тех регионах, которые отличаются плохими погодными условиями в различные времена года. Особенно в зимний период, когда происходит больше всего аварий. Конечно, это потребует дополнительных затрат из федерального и региональных бюджетов. Но уместен ли разговор о денежных затратах, когда речь идет о жизни детей?
Предложение о внесении поправок в правила перевозок детей активно поддержал вступивший в разговор первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по социальным отношениям и качеству жизни граждан Георгий Федоров.
– Почему чиновники определенного уровня ездят в сопровождении машины ДПС, а тут автобус с большим количеством детей в обильный снегопад при плохой видимости отправился один по трассе, на которой неоднократно уже происходили ДТП с тяжелыми последствиями? – недоумевает он. – Считаю совершенно правильными требования, предъявляемые к автокомпаниям, выделять для перевозок детей лучшие автобусы, а не те, что оказались не занятыми. И наиболее классных и опытных водителей. А вообще, надо ужесточать не правила, а контроль за перевозчиками и теми структурами, которые отвечают за проведение того или иного мероприятия. Как можно было при таких погодных условиях отправлять автобус в путь, неужели юным спортсменам нельзя было переночевать в Ханты–Мансийске? У нас в такую погоду авиарейсы отменяют, а машины путешествуют с надеждой – авось пронесет.
По словам Георгия Федорова, у нас много говорится о качестве федеральных автомагистралей, немало делается для того, чтобы они отвечали стандартам безопасности движения. В частности, за последнее время ситуация в Подмосковье заметно изменилась в лучшую сторону. Но остается еще немало федеральных трасс, где требуется провести капитальный ремонт и модернизацию дорожного покрытия. К таким аварийным относится и магистраль Ханты–Мансийск – Тюмень. Именно этим дорогам требуется уделить главное внимание. Иначе ДТП не избежать.
Руководитель подкомитета по туристско–экскурсионным перевозкам комитета по туризму Московской торгово–промышленной палаты, член комиссии по транспорту Координационного совета по детскому туризму при Правительстве РФ Михаил Болигузов убежден, что речь следует вести не только о водителях и даже не столько о водителях, а о машинах. Зачастую компании для перевозок детей выделяют автобусы, которые не отвечают закрепленным в правилах требованиям и их назначениям. Проблемы, которые привели к трагедии в ХМАО, являются системными. И заключаются они в том, что в принятом постановлении № 1177 все правила сведены в одну кучу.
У нас существуют различные виды детских перевозок. Так, отдельным специфическим видом являются перевозки детей в школу, особенно в регионах и сельской местности. А также массовые поездки школьников в театр или музей. Совершенно отдельным видом являются туристско–экскурсионные перевозки детворы, нередко вместе с водителями. А придерживаться всем приходится общих правил, не учитывающих специфику массовых перевозок детей.
– Мы много говорим о нарушениях, допускаемых водителями, требуем ужесточить наказания за эти нарушения, о техническом состоянии дорог, о нормативно–правовых документах. Но, к сожалению, мы порой забываем о человеке. В советские времена много внимания уделялось воспитанию водителей. Сейчас этим никто и нигде не занимается. И не хочет заниматься. Потому мы и сталкиваемся на дорогах с агрессией и хамством, – так начал свое выступление председатель Гильдии автошкол России Сергей Лопарев.
Сегодня более чем в 6700 автошколах обучают водителей по 16 категориям и подкатегориям. Выступающий откровенно признал, что большинство выпускников автошкол не готовы к езде по федеральным и региональным магистралям. О какой квалификации может идти речь, если на практическое обучение будущих водителей отведено всего 15% времени?! А будущим водителям автобусов запрещено выезжать на трассы. На приглашение пройти курсы по повышению квалификации, организованные в автошколах, молодые водители откликаются неохотно, а руководители автокомпаний не желают отпускать их на дополнительную учебу. Стоит ли после этого удивляться, что именно молодые водители зачастую становятся виновниками ДТП?
Михаил Болигузов поднял вопрос о проведении органами госнадзора массовых проверок автопредприятий, которые ожидаются после трагедии в ХМАО, хотя по указанию президента страны малый и средний бизнес должны быть на три года освобождены от всяких проверок. Такие массовые проверки только способствуют коррупции со стороны проверяющих, особенно сотрудников ГИБДД, но никак не улучшают ситуацию с обеспечением безопасности движения и сокращением числа ДТП.
На что Александр Куренной ответил, что в прокуратуре имеется реестр, в котором определены предприятия и компании, в которых запланирована проверка в 2017 году. Каждый желающий может узнать о них на официальном сайте Генпрокуратуры. Никаких дополнительных проверок, тем более тотальных, не намечается. За исключением ХМАО и автотрассы, на которой произошла трагедия. Прокуратура, по словам Куренного, стоит как раз на страже бизнеса. А что касается плановых проверок, то контролирующие организации требуют предъявить документы, определенные в постановлении № 1177.
– Авария на трассе во время гололеда – явление довольно частое. Но всю ответственность за ДТП, как правило, возлагают на водителей. Автохозяйства же остаются почему–то в стороне. Есть ли у вас возможность наказывать дорожников, которые не содержат трассу в надлежащем состоянии?
– Безусловно, такая возможность есть, – сказал Александр Куренной. – Сейчас, например, мы привлекаем к ответственности не только компанию «Северавтодор», но и сотрудников той службы, которая с наступлением зимы проверяла, в каком состоянии содержится трасса Ханты–Мансийск – Тюмень. Мы и сами регулярно проводим такие проверки, которые позволяют предупредить, а зачастую и предотвратить ДТП на тех трассах, где удалось обнаружить серьезные нарушения дорожниками правил безопасности.
А Георгий Федоров добавил: «Нам надо повышать уровень ответственности всех без исключения людей, участвующих в перевозках детей. Я бы не наказывал водителя, который отправился в путь при снегопаде и гололеде. Ему приказали, и он поехал, не мог отказаться. Вот и надо наказывать того, кто отдал такой приказ, понимая, что рейс будет рискованным. Но мы часто надеемся, что авось все обойдется. Обходится далеко не всегда, так что лучше перестраховаться».
Владимир ЧИСТОВ
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.