Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Безопасность в метро

 |  Безопасность

О старых проблемах и новых вызовах российской подземке.

Обеспечение транспортной безопасности на объектах метрополитена стало темой круглого стола, который провела АНО «Индустрия безопасности». Более 50 экспертов, присоединившихся к дискуссии, обсудили подписанное 8 октября 2020 года постановление Правительства РФ № 1641 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов инфраструктуры внеуличного транспорта (в части метрополитенов)».

В обсуждении приняли участие представители четырех метрополитенов России — московского, санкт-петербургского, екатеринбургского и самарского.

КПП ИЛИ ВИДЕОКАМЕРА?

— Теперь появились требования обеспечить безопасности отдельно стоящих объектов, — рассказал заместитель главного инженера службы безопасности ГУП «Московский метрополитен» Юрий Шаповалов. — В их числе тяговые подстанции, диспетчерские и инженерные сооружения метрополитена. Но поскольку на этих объектах персонал появляется эпизодически, то, как нам кажется, усиление мер безопасности здесь вызовет необоснованный рост затрат. Здесь вполне достаточно установить камеры видеонаблюдения, системы контроля и управления доступом и только в случае необходимости прохода в эти помещения специализированного персонала туда же направлять группу быстрого реагирования (ГБР), чтобы проверить, что в эти помещения заносится. Это, пожалуй, основной вопрос, который мы пока решить не можем, так как он не подкреплен законодательно.

Об этом говорили и представители ГУП «Петербургский метрополитен». В частности, начальник отдела транспортной безопасности Алексей Холодных рассказал, что метрополитен разделен на участки, и на трех ближайших станциях каждого участка задействована группа, для которой нужно порядка пяти минут, чтобы прибыть на соседнюю станцию.
— Однако, как и у московских коллег, у нас тоже больной является тема защиты отдельно стоящих объектов инфраструктуры метрополитена, так как это связано с серьезными затратами по оснащению их КПП, — подчеркнул начальник отдела транспортной безопасности Алексей Холодных.

ИЗЪЯТЬ И СОХРАНИТЬ

Есть еще одна общая головная боль — это места хранения изъятых в процессе досмотра запрещенных предметов. В их число в соответствии с постановлением № 1641 вошли опасные химические и биологические агенты.
— Если вспомнить приказ Минтранса России № 227 «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности», то в ст. 10 можно найти перечень предметов и веществ, запрещенных или ограниченных в перемещении в зоне транспортной безопасности, — пояснил технический директор ООО «Южполиметалл-Холдинг» Алексей Шабля. — Все они подразделяются на пять групп: огнестрельное и холодное оружие, взрывчатые вещества, опасные радиоактивные агенты, опасные химические агенты и опасные биологические агенты.

«До недавнего времени транспортники с успехом справлялись только с первыми тремя группами, поскольку металлодетекторы, газоанализаторы, радиационные мониторы применяются уже давно. Проблемы, связанные с опасными химическими и биологическими агентами, не решались в силу отсутствия соответствующего оборудования. Теперь этот пробел устранен».

Алексей Шабля

Оборудование, распознающее опасные химические и биологические агенты там, где КПП поставить невозможно, сегодня тоже существует — комплекс «Сегмент-Гамма» с августа до конца 2020 года проходило испытания в системе вентиляции станции «Нагорная» московского метрополитена.

ЧЕМ МЕНЬШЕ, ТЕМ СЛОЖНЕЕ

— Обозначенные проблемы характерны и для нашего метрополитена, — отметил начальник службы транспортной безопасности самарской подземки Дмитрий Дуров. — Даже, может быть, в большей степени, поскольку наш метрополитен самый маленький в стране и единственный не аккредитованный в качестве ПТБ. Техническое перевооружение планировалось в рамках комплексной программы, но в связи с отсутствием финансирования из федерального и регионального бюджетов в этом году мы, к сожалению, совершенно не перевооружаемся. Техника, которая имеется в распоряжении, устарела.
— КПП нашего метрополитена в соответствии с требованиями должны быть оборудованы техническими средствами, обеспечивающими видеонаблюдение, аудио- и видеозапись. Все это у нас есть, все сертифицировано и исправно работает, — рассказал советник директора по транспортной безопасности МУП «Екатеринбургский метрополитен» Олег Дроздов. — Однако возникает вопрос: для чего нам приобретать переносные средства видеонаблюдения, как этого требует новое постановление? Согласен, такое оборудование имеет право быть у ГБР, но для сотрудников, осуществляющих досмотр у КПП, оно лишнее.

СТАРОЕ И НОВОЕ
Еще одной актуальной теме — совмещению старых технологий с новыми — посвятил свое выступление заместитель руководителя отдела по предпродажной поддержке Dahua Technology Rus Илья Ильичев.
— В московском метро, чтобы не нарушать исторический облик и интерьеры станций, нельзя прокладывать поверх облицовки что-либо, вешать новое оборудование, — пояснил Илья Ильичев. — На этот случай у нас есть технология ePOE. Она позволяет старые аналоговые камеры сменить на IP-камеры, которые снимают видео и транслируют видеопоток в цифровом формате.

Особо опасное место в метрополитене — это платформа, на которой любое неадекватное поведение человека может привести к очень серьезным последствиям.

Одним из способов предупреждения стала созданная разработчиками виртуальная линия, при пересечении которой срабатывает звуковая сигнализация, предупреждающая о грозящей человеку опасности. Можно также нарисовать виртуальную зону, охватывающую опасные участки. И если в эту зону попадает человек — скажем, он упал на пути, — оператор тут же получает сигнал и мгновенно передает его, к примеру, машинисту поезда.

СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ

Представителей метрополитенов волновал вопрос: нужно ли проводить дополнительную оценку уязвимости в связи с изменением законодательства. Начальник отдела оценки уязвимости и категорирования Управления транспортной безопасности Федерального агентства железнодорожного транспорта Ольга Токмачева пояснила, что субъекты транспортной инфраструктуры могут сами проанализировать, соответствует ли ранее проведенная оценка (дополнительная оценка) уязвимости пунктам требований постановления № 1641, и сделать выводы. Если не соответствует, то нужно проводить дополнительную оценку. Если анализ показал полное соответствие оценки уязвимости пунктам требований, субъекты транспортной инфраструктуры принимают решение не проводить дополнительную оценку. Соответствующий запрос для пояснения законодательства направлен в Минтранс России, и Росжелдор ожидает ответа.

Второй не менее острый вопрос касался сертификации оборудования. Заместитель начальника Управления транспортной безопасности Ространснадзора Александр Хуртин отметил, что при выявлении и предотвращении попадания на транспортные объекты опасных биологических агентов законодательство требует использовать сертифицированное оборудование. Однако провести сертификацию практически невозможно из-за отсутствия функциональных требований на такие аппараты. Поэтому позиция Ространснадзора такова: субъекты транспортной инфраструктуры могут по желанию приобретать и использовать при проведении досмотров такое оборудование, как обнаружители бактерий, токсинов и т. д.
Результатом двухчасовой дискуссии стало единодушное мнение ее участников относительно необходимости разъяснения ряда пунктов постановления № 1641, касающихся как обеспечения транспортной безопасности, так и использования технических средств.

Валерий БУДУМЯН,
обозреватель «ТР»

Полностью статью «Техническое перевооружение» можно прочитать №52 2020 г., оформив подписку на газету «Транспорт России».



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться