Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Синдром молодого водителя

 |  Безопасность

Помогут ли ограничительные меры снизить количество ДТП на автомобильных дорогах.

Практика выдачи временных удостоверений молодым водителям на год или два существует во многих странах мира. В Испании она позволила на 53% сократить количество ДТП. В Израиле юноши, получившие права на управление автомобилем, должны первые три года, пока не наберутся опыта, ездить вместе с родителями. И лишь после такой практики временные удостоверения заменят на постоянные, и они смогут находиться за рулем без опеки. В Германии права могут получить лишь после достижения возраста в 21 год. У нас же, как известно, права, причем без всяких оговорок, вручают 18–летним ребятам, прошедшим курсы в автошколах.
Эти факты привел в своем выступлении на пресс–конференции «Временные права для новичков. Профилактика ДТП или лишние ограничения» председатель Союза автошкол Москвы Александр Ачкасов. Активное участие в разговоре приняли также руководитель рабочей группы по безопасности дорожного движения при комиссии по безопасности Мосгордумы Евгений Скворцов, заместитель руководителя комиссии по безопасности по экологии и охране окружающей среды РФ Андрей Бусыгин и профессор кафедры «Организация и безопасность движения» МАДИ, кандидат технических наук Олег Майборода.
Союз автошкол Москвы выступил с рядом предложений для ГИБДД. В частности, предлагается ввести двухлетний испытательный срок для водителей–новичков, на время которого им будут выдаваться временные водительские права. Они автоматически накладывают некоторые ограничения по скоростному движению, по перевозке пассажиров, на езду в темное время суток и по передвижению на сильно загруженных магистралях.
Помогут ли временные права снизить аварийность на дорогах? Александр Ачкасов уверен, что они должны принести несомненную пользу: «Мы 2 года работали над документом, прежде чем решили его обнародовать. Побывали и изучили опыт организации дорожного движения в странах, где сумели добиться значительного сокращения ДТП. Беседовали со специалистами ГИБДД, Минтранса России, депутатами Госдумы РФ и Москвы, министерства образования, с заинтересованными общественными организациями. И везде нашли взаимопонимание и поддержку. Многие хорошо помнят, что в СССР водительские удостоверения выдавались лишь по достижении 20 лет, после того как юноши отслужили в армии, успели повзрослеть и научились соблюдать дисциплину. А ведь тогда и автомашин на автодорогах было значительно меньше, и плотность движения несравнимая с нынешней, одной из самых высоких в мире.
Чтобы познакомиться с зарубежным опытом, не обязательно ехать в далекую Австралию или Израиль. Достаточно побывать в соседней Белоруссии. Там действует ограничение по скорости для молодых водителей в 70 км. И если кто–то превысил ее на 20 км, на первый раз придется заплатить внушительный штраф. А при повторном или более серьезном нарушении его сразу лишают водительских прав».
Председателя Союза автошкол столицы поддержал Евгений Скворцов: «Нас последние три года очень беспокоят нарушения правил дорожного движения начинающими. Допуск граждан нашей страны к управлению автомобилем – это не право, а кредит доверия. Во главу угла должна быть поставлена безопасность. Государство рассчитывает, что человек, допущенный к вождению автотранспорта, будет сознательно соблюдать все правила безопасности, не нарушать их. Ведь любые, даже незначительные нарушения являются основными причинами ДТП, приводят к смертельному исходу. Зарубежный опыт убеждает, что в тех странах, где действуют ограничения для молодых водителей, процент ДТП с летальным исходом минимальный».
Еще один участник «круглого стола» Андрей Бусыгин считает, что в автошколах сегодня не столько учат вождению автомобиля, сколько стараются привить ученикам определенные технические навыки. Закладываются лишь минимальные знания, чтобы, готовясь к экзаменам, они вспомнили тесты и смогли ответить на вопросы в экзаменационных листах. Выезжая на автомагистраль, большинство из них не всегда готовы использовать свои знания, теряются и создают угрозу безопасности движения. Вот почему ограничения для новичков просто необходимы. При этом они должны понимать, что нарушения правил дорожного движения продлят срок замены временных прав на постоянные удостоверения. Это будет у них воспитывать уважение к строгому соблюдению правил дорожного движения.
На этих же позициях стоит и профессор Олег Майборода: «Научить человека сразу уверенно управлять машиной просто невозможно. Мастерство приходит с опытом вождения в реальных условиях. Водитель, получивший права, по сути является полуфабрикатом. Это относится и к молодым, и к тем, кто впервые сел за руль в зрелом возрасте. Доучиваться им приходится, уже выезжая на дороги. Существует даже термин – синдром молодого водителя».
Специалист по организации и безопасности движения заострил также внимание на выдаче начинающим водителям медицинских справок. Его возмущает, что до 90% поступающих в автошколы их просто покупают, не проходя медкомиссию.
Журналисты задали участникам «круглого стола» немало вопросов. Многих интересовало, будут ли временные права выдаваться только начинающим водителям в возрасте до 25 лет или всем без исключения новичкам? И придется ли после истечения испытательного срока снова сдавать экзамен в ГИБДД? Александр Ачкасов пояснил, что этот вопрос пока дискутируется. По его мнению, это должно касаться всех, кто оканчивает учебу в автошколах. И для убедительности привел такой факт: «Ко мне обратился мой давний приятель: у него жена три года назад получила права на вождение автомобиля и ушла в декретный отпуск. Требуется ли ей сейчас пересдавать в ГИБДД экзамен? Я считаю, что необходимо. И это должно касаться не только новичков, но и тех, у кого по разным причинам произошел длительный перерыв в практике вождения транспортных средств».
Спросили журналисты Александра Ачкасова и о его отношении к предложению о привлечении виновников ДТП не только к административной, но и к уголовной ответственности. На что он ответил своим вопросом: «А как вы относитесь к так называемой золотой молодежи, которая устраивает бешеные гонки на Воробьевых горах. Родители покупают своим чадам элитные автомобили, и они уверовали, что им все дозволено, что никто наказать их не посмеет. Что для них штраф в 5 тыс. руб.?»
Союз автошкол Москвы считает, что виновники ДТП с тяжкими последствиями должны нести суровое наказание. И в подтверждение этого довода он напомнил о случае, происшедшем в Германии. Там двое молодых водителей устроили соревнование на скорость вождения автомобиля. Произошло столкновение. Суд приговорил обоих гонщиков к пожизненному заключению.
Одна из журналисток сообщила, что далеко не все поддерживают предложение о введении временных удостоверений, многие из них считают, что надо просто лучше обучать будущих водителей в автошколах. Александр Ачкасов объяснил, что внедрение любого новшества дается нелегко, всегда находятся те, кто выступает против. И напомнил, как много людей поначалу возражали против ремней безопасности. Сейчас же все осознали, что в случае ЧП в пути они могут спасти водителю и пассажиру жизнь. А какие бурные дискуссии развернулись вокруг предложения, чтобы водители и родители перевозили детей в автомобиле в специальном детском кресле!
Даже при создании Союза автошкол Москвы, в которые сегодня входят все ведущие учебные заведения, обучающие будущих водителей, многие поначалу отнеслись к этому скептически, считали, что у них дела идут успешно, так что никакой союз им не нужен. Но организаторы нашли поддержку в городской Госдуме, в столичном ГИБДД. И сегодня эта организация пользуется заслуженным авторитетом. Не скрывал руководитель Союза, что предложения о введении временных прав также вызвали неоднозначную реакцию у автолюбителей. Есть специалисты, возражающие против предлагаемых ограничений.
Что касается предложения улучшить подготовку водителей в автошколах, то с этим были согласны все участники «круглого стола». Кстати, для них подготовлена новая программа проведения занятий, более отвечающая требованиям сегодняшнего дня, и по ней уже проводятся занятия. Вот мнение, высказанное Евгением Скворцовым: «Представьте себе, что в общеобразовательных школах вдруг бы отменили оценки – у учащихся сразу пропадет стимул учиться на «отлично». Аттестат зрелости они ведь все равно получат. Так и у молодых водителей, которые получили постоянные права на вождение автомобиля, нет особого желания повышать свои знания, овладевать мастерством вождения. Зачем, ведь необходимое удостоверение у них уже в кармане. А вот при выдаче временных прав новички будут стараться не нарушать правил дорожного движения, понимая, что иначе получение постоянного документа отодвинут на определенный срок. А то могут и вообще лишить даже временных прав».
Подводя итоги заседания «круглого стола», его участники пришли к выводу, что прежде чем отправлять свой документ в Правительство РФ и в Госдуму РФ, надо во всех регионах провести его широкое обсуждение среди всех заинтересованных лиц и внести в него все дельные предложения, которые наверняка поступят. Медлить с этим нельзя, вопрос о введении в практику временных прав для молодых водителей явно назрел.

Владимир ЧИСТОВ


просмотры:

1187

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться