помогут предупреждать ДТП по ходу движения.
Дорожная обстановка в современном мире и с современным плотным трафиком меняется буквально каждую секунду. И избежать аварии, заранее прогнозируя ближайшие события и действия других водителей, становится все труднее. Но представьте, что вы едете за впереди идущим авто, и на заднем стекле водитель сообщает, что впереди него помеха, и сейчас он будет экстренно тормозить. Интересно, не правда ли?! Именно так и работает технология Vehicle 2 Vehicle (V2V), только сообщения высылает не водитель, а непосредственно сам автомобиль.
Многие транспортные средства в настоящее время предлагают передовые функции безопасности, такие как автономные тормозные системы и контроль над слепыми зонами, используя при этом разного рода датчики и камеры для оценки окружающей обстановки. Но технология V2V идет в этом плане на один шаг дальше.
Vehicle 2 Vehicle (V2V) – это система обмена беспроводными сигналами автомобиля с другими рядом двигающимися автомобилями – обмена данными о скорости соседних автомобилей и статусе торможения и положения, что позволяет автоматически реагировать на внезапные изменения дорожной ситуации, чтобы избежать ДТП.
Применение автоматического транспорта дает много выгод: комфорт, снижение заторов, безопасность, энергоэффективность и т. п. Проблема в том, что польза автоматического транспорта для конечного потребителя сейчас совсем не очевидна. И при этом существует множество нерешенных проблем. Как автоматический автомобиль поведет себя на автостраде, переполненной «обычными» автомобилями? Как обычные водители будут реагировать на маневры автоматического автомобиля? Что нужно сделать, чтобы на дороге всем стало хорошо и более безопасно?
Перспективы технологий V2V, которые только разрабатываются, обсудили участники «круглого стола».
– Какие тенденции обусловливают развитие V2V–технологии?
Роман Ферштер, глава представительства Mobileye Vision Technologies в России и странах СНГ:
– Главная тенденция, которая обусловила развитие технологий V2V – это прогрессирующий процесс разработки беспилотных автомобилей. О разработке самоуправляемых машин сегодня заявляют даже компании, не имеющие прямой связи с автомобильной индустрией, например, Google и Apple. Сервисы по поиску такси наподобие Uber или по поиску водителей, предлагающих подвезти по цене ниже такси, например, Lyft, не остаются в стороне. Однако наибольший интерес к беспилотному вождению проявляют практически все мировые автопроизводители и новые производители электромобилей.
Процесс вождения представляет собой непрерывное «общение» между водителями. Автомобили без водителей должны научиться общаться друг с другом самостоятельно и ничуть не хуже, чем люди. Без такого общения машины не смогут выполнить даже простейшие маневры.
Юрий Минкин, руководитель департамента разработки беспилотных транспортных средств Cognitive Technologies:
– Развитие V2V связано с необходимостью иметь на борту максимальное количество информации о текущей ситуации на дороге. В том числе и той, которую сложно получить с помощью датчиков, установленных на борту.
Кроме того, технология V2V вызывает повышенный интерес у компаний, которые занимаются разработкой приложений для infotainment – информационные ресурсы, обеспечивающее досуг пассажиров автомобилей с функцией автопилота. Аналитики Международного центра робототехники посчитали, что желание коммуницировать между собой в процессе движения высказывают более трети автолюбителей. Поэтому, например, одна из компаний недавно озвучила идею создания социальной сети для участников движения беспилотных автомобилей.
Александр Уфимцев, директор по развитию навигационного холдинга «СпейсТим»:
– Машины становятся «умнее», естественно, вслед за ними и дорожная инфраструктура тоже должна стать такой же. Ведь главная цель технологий – обеспечение безопасности людей. И в этой зоне ответственности находятся, прежде всего, автопроизводители, которые активно внедряют инновационные технологии в свои автомобили, 90% из которых основаны на микроэлектронике. И на дороге становятся актуальными «умное» предупреждение столкновений, предупреждение ДТП по ходу движения, при въезде на перекресток, повышение безопасности при перестроении и обгоне, легкое распознавание дорожных знаков, коллективный круиз–контроль и другие параметры работы дорожной инфраструктуры.
– Каковы глобальные драйверы роста рынка V2V–технологий?
Александр Уфимцев: – Основная цель внедрения V2V – повышение безопасности при движении по дорогам. По мере роста количества транспортных средств, увеличения скоростей растет напряженность движения, и водитель в определенных ситуациях перестает справляться с анализом текущей дорожной ситуации. Вот здесь ему на помощь и должны прийти современные технологии. И V2V – в первую очередь. По оценке Минтранса США, внедрение V2V позволит ежегодно предотвращать порядка 592 тыс. аварий.
Эффективное внедрение таких технологий невозможно без координации усилий различных участников этого рынка. И здесь несомненным драйвером процесса выступает государство.
В США концепция внедрения таких систем уже разработана. Департамент транспорта США опубликовал документ, выражающий намерение обязывать автопроизводителей оснащать автомобили средствами V2V и V2I–связи, начиная с 2023 года. Схожие процессы сейчас происходят и в Европе.
В России государство может и должно взять на себя роль координатора в этом процессе. Тем более что опыт успешной координации внедрения систем безопасности на транспорте у него имеется – я имею в виду систему экстренного реагирования при авариях «ЭРА–ГЛОНАСС», оборудование которой стало обязательным для установки на все новые транспортные средства в стране, начиная с этого года, обязательность установки системы ESP на все новые авто с 2018 года.
– Что необходимо для того, чтобы самоуправляемые автомобили могли эффективно между собой взаимодействовать?
Роман Ферштер: – Через несколько лет, когда будут представлены автономные автомобили, а произойдет это только в 2021–2022 годах, технологии V2V будут лишь одной из составляющих таких автомобилей.
В отличие от других технологий, о которых так много говорится в последнее время и которые могут работать в автономном режиме, такие как ADAS, технология V2V является сетевой. Само ее название свидетельствует о том, что нужно оборудовать как минимум две машины, чтобы осуществить общение между ними. Подобные технологии должны сначала быть стандартизированы. Очевидно, что направление V2V развиваться будет в соответствии с потребностями индустрии в качестве вспомогательного звена.
Но еще до того, как мы увидим автомобили с технологией V2V, надо будет решить три основных вопроса. Во–первых, это надежность самих технологий, многие из которых все еще «сырые»; во–вторых, внедрение стандартов, протоколов, технологий, а также утверждение необходимых законов; и в–третьих, обеспечение безопасности и защиты, включая кибербезопасность.
В плане надежности самоуправляемый автомобиль должен быть безопасным, уметь передвигаться по любому рельефу местности, вне зависимости от погодных условий и времени суток. Отличий от того, что умеют водители сегодня, быть не должно.
Юрий Минкин: – Технологии V2V, как и вообще решения в области беспилотных технологий, только начинают создаваться во всем мире. Сегодня уровень их проникновения достаточно низок.
Стоит сказать, что наша страна в этой части отстает от ведущих стран мира. Так, в США уже разработана стратегия развития направления Connected Cars. Есть даже предложения департамента транспорта обязывать водителей оснащать свои автомобили системами класса V2V, начиная с 2023 года.
Александр Уфимцев: – Проблематика и задачи во всем мире одинаковы. В настоящее время еще рано говорить о начале эры активного практического использования V2V–технологий. Усилия разработчиков направлены в первую очередь на проверку концепций, алгоритмов работы систем, разработку единых стандартов (особенно – прикладного уровня), создание пилотных зон и накопление реальных данных.
До того как использование этих технологий перейдет в практическую плоскость и автопроизводители начнут серийное оснащение автомобилей V2V–оборудованием, предстоит решить еще немало теоретических и практических задач.
– Как будут, на ваш взгляд, развиваться обсуждаемые технологии в России и мире в ближайшие годы?
Юрий Минкин: – Не стоит ожидать мгновенного прихода этих решений. Это показывает мировой опыт проникновения на рынок новых инновационных продуктов, который многие из нас помнят по ситуации середины 90–х с мобильными телефонами. Как правило, в начале появляется дорогостоящий функционал для люксовых моделей, рассчитанный на vip–категорию потребителей. Когда этот сегмент достигает определенного насыщения, ценовая планка падает и решение становится доступным для массового покупателя.
Александр Уфимцев: – В России в ближайшие время должно завершиться формирование собственной концепции Connected Car (включая V2V). Создана и работает межведомственная рабочая группа по разработке «дорожной карты» для обеспечения возможности внедрения интеллектуальных телематических систем, развития инновационных технологий и повышения безопасности на дорогах, сформирован проектный консорциум российских предприятий.
Следующая задача, которую будет необходимо решить, – это разработка отечественных стандартов и их гармонизация с европейскими и американскими аналогами (как система «ЭРА–ГЛОНАСС» была гармонизирована с европейской системой eCall).
Внедрение V2V–технологий будет проходить постепенно по мере решения технических и юридических вопросов их использования.
– Когда технологии V2V на дорогах общего пользования в российских мегаполисах станут реальностью?
Александр Уфимцев: – Не думаю, что это произойдет в ближайшее время. Чтобы эта технология реально начала приносить плоды, количество машин на дорогах страны, оcнащенных бортовым V2V–оборудованием, должно превысить некоторую критическую величину. Иначе оснащенным таким оборудованием машинам просто не с кем будет «разговаривать» – делиться полезной информацией.
Юрий Минкин: – Появления решений класса V2V на дорогах общего пользования стоит ожидать тогда, когда на последних появятся автомобили соответствующего класса. По нашим оценкам, их массового появления стоит ожидать ближе к середине 2020–х годов.
Подготовили
Виктор ДМИТРИЕВ
и Виталий МОСЕЕВ
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.