На пешеходном переходе ответственность всех участников дорожного движения – обоюдная.
В Общественной палате РФ с участием представителей органов государственной власти, профессионального сообщества, экспертов прошло обсуждение законопроекта «О внесении изменения в статью 12.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», направленного на усиление административной ответственности за непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения. Законопроект уже прошел в Госдуме процедуру первого чтения. Изменениями предлагается увеличить штраф за невыполнение водителями требований ПДД с 1500 руб. до 2500 руб.
Согласно статистике ежегодно в мире в результате дорожно–транспортных аварий погибают около 1,25 млн человек. Почти половина погибающих на дорогах мира принадлежит к «уязвимым пользователям дорог» – пешеходам, велосипедистам и мотоциклистам.
О серьезности проблемы говорит такой факт: дорожно–транспортные происшествия обходятся большинству стран в 3% их валового внутреннего продукта. Согласно прогнозам при отсутствии последовательных контр-
мер ДТП к 2030 году станут седьмой по значимости причиной смертности на дорогах. Поэтому в принятой недавно повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года сформулирована масштабная задача: к 2020 году вдвое сократить во всем мире число смертей и травм в результате ДТП.
Самыми распространенными видами ДТП являются столкновения транспортных средств и наезды на пешеходов. В России в 2015 году на пешеходных переходах произошли 19,8 тыс. дорожно–транспортных происшествий, в результате которых погибли 1233 и ранены 19576 человек, в то время как за аналогичный период 2014 года произошли 19,4 тыс. дорожно–транспортных происшествий, в результате которых погибли 1236 и ранены 19194 человека. Однако повышение с января 2015 года суммы штрафа с 800–1000 руб. до 1500 руб. за невыполнение водителями требований Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, не привело к значительному снижению количества ДТП. С 2014 по 2016 год количество смертельных случаев в ДТП с участием пешеходов снизилось всего на 16,9%, а количество ранений – на 7%.
Кроме того, согласно статистическим данным, число смертей в дорожно–транспортных происшествиях по вине пешеходов превышает количество смертей пешеходов по вине водителей. В частности, в 2015 году по вине водителей погибли 2835 пешеходов, а по вине самих пешеходов смертность составила 4805 человек. За 2016 год данные показатели составили 2393 и 3942 соответственно смертей.
Эксперты отмечают, что повышение штрафов только отчасти решает проблему аварийности на пешеходных переходах, а дифференциация величины штрафа несет в себе коррупционные риски. «Мы должны максимально уходить от практики, когда сотрудник ГИБДД может самостоятельно принимать решение о штрафе, что часто воспринимается как намек на взятку или другое встречное предложение», – сказал председатель Комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению Андрей Максимов. – Необходимо вести работу и с пешеходами, которые также должны нести ответственность за соблюдение правил дорожного движения во избежание аварийных ситуаций, смертности и травматизма. Пока же статистика привлечения водителей к ответственности за нарушение ПДД значительно превышает статистику привлечения пешеходов».
По словам юриста Экспертно–аналитического центра при Общественной палате РФ Светланы Казакиной, наиболее эффективной мерой профилактики ДТП и снижения травматизма на дорогах является не само по себе ужесточение наказания, а обеспечение принципа неотвратимости наказания. Скажем, по данным ОП Кабардино–Балкарии, по итогам работы за 2016 год сотрудниками ГИБДД в республике наложено административных штрафов на общую сумму 755 млн 440 тыс. руб. Но по результатам рассмотрения постановлений взыскано штрафов на сумму 347 млн 235 тыс. руб., что составляет 45,9%. Таким образом, неуплата штрафов дискредитирует само законодательство.
Все участники дорожного движения должны быть равны перед законом, поэтому необходимо вносить изменения в законодательство в части усиления ответственности пешеходов за нарушения ПДД, чтобы ответственность всех участников дорожного движения была обоюдной. «Зачастую в ДТП виноват пешеход, особенно на нерегулируемых пешеходных переходах, когда он должен убедиться, что не создает помех другим участникам движения. Но практика показывает, что поведение пешехода на нерегулируемом пешеходном переходе сотрудниками ГИБДД не рассматривается, и его вина в нарушении ПДД не исследуется», – заметила Светлана Казакина.
Такое положение вещей отчасти способствует тому, что широкое распространение получили так называемые пешеходные подставы. ПДД требуют от водителя безоговорочно предоставлять «преимущество в движении пешеходам» на нерегулируемой «зебре». За нарушение этой нормы положен штраф в размере 1500 руб., что не является значительной суммой для водителей. Поэтому мошенники бьют по другой статье КоАП – 12.24 «Нарушение ПДД, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего». По ней водителю грозит уже 2500–5000 руб. штрафа или лишение прав на 1–1,5 года.
Обычно подстава происходит следующим образом. Машина приближается к нерегулируемому пешеходному переходу, водитель видит на нем неспешно переходящего или стоящего на тротуаре пешехода–мошенника. Понимая, что он не мешает человеку, водитель спокойно, на маленькой скорости пересекает «зебру». В этот момент «пешеход» молниеносно бросается либо на капот, либо в бок машине и картинно падает на асфальт. Немедленно появляются «свидетели ДТП» – сообщники «прыгуна» или «прыгуньи». Далее начинается «театр одного зрителя», то есть водителя. Цель – вынудить автовладельца откупиться на месте от «пострадавшего пешехода» крупной суммой денег. Обычно речь идет не менее чем о 50 тыс руб.
Самое неприятное в этой ситуации то, что даже при наличии автомобильного видеорегистратора доказать свою невиновность практически невозможно, так как мошенник старается не попасть в поле зрения прибора.
Конечно, оборудовать все нерегулируемые пешеходные переходы светофорами и ликвидировать их как класс, невозможно. Это нецелесообразно. Но существенно повысить безопасность и снизить риски для участников движения можно, например, с помощью оборудования пешеходных переходов специальным уличным освещением. Это подтвердили эксперименты, проведенные в Германии. Только благодаря освещению пешеходных переходов количество ДТП удалось снизить на 28%, аварий с участием пешеходов, велосипедистов и мотоциклистов стало меньше на 68%, а несчастных случаев – на 45%. К сожалению, в России единой системы обеспечения безопасности на пешеходных переходах (СОБПП) пока нет. По статистике, 90% наездов на пешеходов происходит в городах и 35% – на пешеходных переходах.
Понятно, что сотрудники ГИБДД не в состоянии контролировать 110 тыс. пешеходных переходов, на которых сбивают 35% пешеходов. Выходом из положения может стать установка автоматических камер фото– и видеофиксации нарушений. Однако все упирается в их стоимость. «Москва на безопасность дорожного движения денег не жалеет и поддерживает усиление административной ответственности до 2500 руб. за непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения», – заявил заместитель руководителя, статс–секретарь Департамента транспорта и развития дорожно–транспортной инфраструктуры города Москвы Андрей Корнеев. По его словам, благодаря установке таких камер на двух столичных перекрестках за 8 месяцев 2017 года были выписаны 898 постановлений о привлечении к административной ответственности. В дальнейших планах – установка нескольких сот камер на нерегулируемых пешеходных переходах, прежде всего в очагах аварийности, что будет способствовать неотвратимости наказания.
Если для Москвы финансовая сторона вопроса и количество собираемых штрафов не принципиальны, многие регионы не располагают такими финансовыми возможностями. Увеличение штрафов за непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения до 2500 руб. даст регионам пусть небольшой, но источник дополнительного дохода. Эти деньги можно направить на закупку камер, срок окупаемости которых существенно снизится. Эксперты не исключили также возможности установления дифференцированного размера штрафа в разных регионах с учетом платежеспособности населения.
Участники дискуссии сошлись во мнении, что проблему надо решать комплексно. Необходимо повышать уровень безопасности путем надлежащей организации дорожного движения, снижения скоростного режима в городах, установления регулируемых пешеходных переходов, светофоров, освещения, построения надземных и подземных пешеходных переходов, правового просвещения и пропаганды и т. д.
В минувшую пятницу состоялось второе слушание законопроекта.
Татьяна ЛАРИОНОВА,
обозреватель «ТР»
В ТЕМУ
Современное оснащение
Пешеходные переходы повышенной
безопасности будут обустроены у 93 школ
93 школы Нижнего Новгорода будут обеспечены пешеходными переходами повышенной безопасности на прилегающих дорогах до конца 2017 года.
Данные цифры озвучил директор МКУ «Центр организации дорожного движения города Нижнего Новгорода» Дмитрий Брылин на заседании постоянной комиссии по транспорту и связи. По его словам, ранее аналогичным образом уже были оборудованы переходы у 29 школ. Таким образом, к концу года уже 122 из 167 нижегородских школ будут оснащены современными системами безопасности пешеходных переходов, а в 2018 году эта работа будет проведена около оставшихся 32 учебных заведений.
В частности, к 1 сентября на 240 пешеходных переходах у всех вышеуказанных 122 школ появилась бело–желтая «зебра». Кроме того, около 60 школ, расположенных рядом с участками с наиболее интенсивным движением, нанесена дополнительная разметка: дублирующая знак «Дети» и содержащая надпись «Школа» на подъезде к пешеходному переходу.
Помимо этого, по данным Дмитрия Брылина, в 2017 году предусмотрено строительство трех светофоров в Ленинском, Приокском и Сормовском районах, а также капитальный ремонт семи и реконструкция двух светофоров (с использованием светодиодов). Идет подготовка к установке 1 501 светоотражающего дорожного знака «Пешеходный переход» и «Дети», 64 «лежачих полицейских» перед переходами и установке 4,7 км пешеходных дорожных ограждений.
Управление по связям
с общественностью и СМИ
городской Думы
Нижнего Новгорода
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.