Когда дурной пример заразителен.
Клин клином
Власти Подмосковья в борьбе с дорожными хамами и наглецами действуют по принципу «клин клином вышибают».
Дорожная картина, известная многим: теплое время года, машины устремились к загородным домам и водоемам. Поток плотный, медленный, но движется. Но хочется быстрее. И вот у кого–то из водителей не выдержали нервы: он съезжает на обочину и вскоре скрывается впереди. Проезжает километр–два и видит, что впереди – ограждение, столб, припаркованная машина… В общем, препятствие.
Надо возвращаться на трассу. В этот момент, когда он втискивается, машины на шоссе вынуждены тормозить, пропуская его, и этот маневр запирает все шоссе по принципу «бутылочного горлышка». О том, какие выражения вслух или про себя раздаются при этом в салонах многих автомобилей, лучше промолчать.
Однако бывает и так, что основной поток, стремясь сохранить хоть какую–то скорость, не пропускает наглеца на шоссе. В итоге – жди скандала или аварии. В свое оправдание водители кричат о том, что торопятся в аэропорт, к больному и т. д. Известные отмазки. Иные пытаются доказать свое право нарушать кулаками. В приступе неимоверной «крутизны» начинают «строить» остальных: «Да вы знаете, кто я такой?!» Конечно, знаем: хам дорожный.
Вообще–то выезд на обочину не запрещен, в частности, водитель может съезжать на нее для остановки. Не запрещен и выезд с обочины для продолжения движения после остановки. Вот только езда по обочине запрещена, таково требование ПДД, и карается штрафом в 1500 руб. Наказание небольшое, оно нарушителей не пугает, и потому признаем честно: на всех подмосковных трассах немало тех, кто считает это «прегрешение» допустимым и безобидным, рассматривая обочину как дополнительный ряд на случай пробки. Те, кто долго за рулем, знают, что на некоторых участках дорожной полиции отродясь не было, почему не рискнуть. Да и дурной пример заразителен: почему ему можно, а мне нельзя?
Расправа
Попытки найти «окно» в плотной веренице автомобилей, а по существу – влезть без очереди, приводят не только к разборкам водителей, но и к трагедиям с многочисленными жертвами. Одна из них произошла под Пермью. Там автомобилиста–«обочечника» избили битой до смерти из–за брызг, вылетевших из–под колес его машины. Вот что позднее рассказали следователям свидетели происшествия. 38–летний Александр Андреев, к слову, бывший инспектор ДПС, ветеран чеченской кампании и многодетный отец, сидевший за рулем иномарки, решил объехать автомобильный затор по обочине. Так как на улице шел дождь, он обрызгал серебристую иномарку, в которой были открыты окна. Грязь попала на пассажиров. Но Андреев не остановился для извинения, и оскорбленные им мужчины устремились в погоню. Догнав обидчика, вытащили из машины и зверски избили бейсбольной битой, руками и ногами, нанося удары в область туловища и головы. Александр Андреев скончался в больнице. 24–летний, 42–летний и 38–летний жители Перми, официально нигде не работающие, осуждены на три года лишения свободы каждый. Также им предстоит выплатить по 100 тыс. руб. компенсации морального вреда матери и вдове погибшего, которой теперь предстоит ставить на ноги пятерых детей. Такая вот жизненная драма из–за банальной обочины.
Еще больше жертв оказалось в крупном подмосковном ДТП. Там также причиной стал обгон по обочине. Все началось с маневра 50–летней женщины, управлявшей кроссовером «Тойота RAV4». На 7–м км малого бетонного кольца, в районе поворота на санаторий «Полет», она совершила по обочине обгон впереди идущих машин. Возвращаясь обратно на проезжую часть, автоледи не справилась с управлением и на скорости около 120 км/час вылетела на встречную полосу. Задев по касательной иномарку, врезалась в вазовскую «девятку», которая превратилась в бесформенную груду железа. Спасателям пришлось извлекать пострадавших при помощи специального инструмента. Водитель и трое пассажиров «девятки» погибли. Другие участники аварии, в том числе и его виновница, значительных травм не получили.
Всадники без головы
Если кому–то нужны еще примеры на этот счет, зайдите в YouTube, введите в поисковой строке слово «обочина» и посмотрите, как машины нетерпеливых водителей врезаются в ограждения, столбы, деревья, падают в кювет. Иногда особо рьяные «всадники без головы» на внедорожниках обгоняют общую вереницу едущих по обочине еще правее и устраивают аварии. Все это – к большой радости водителей, не лезущих на обочины, которые не скрывают своего презрения и злорадства по отношению к так называемым обочечникам.
Впрочем, даже без аварий «умники», желающие обогнать пробку по обочине, приносят законопослушным автомобилистам немало неприятностей, о чем те рассказывают на различных форумах.
«Почему те люди, кто обгоняет по обочинам, не лезут, скажем, в магазине без очереди? А потому что в живой очереди очень большая вероятность за такие же действия иметь попорченный вид лица, а в пробке никто не будет связываться – авария никому не выгодна...»
«Считаю тех людей, которые меня объезжают по обочине, как минимум, хамами. К сожалению, это часть общей культуры вождения. К тому же именно они с пеной у рта всем рассказывают, как приятно ездить по Европе».
«Стоишь в очереди, как вежливый и воспитанный на принципах равенства, а тебя обгоняют «рациональные» сограждане, записавшие всех стоящих во второсортные, типа ездить не умеют. А пробка становится длиннее, потому что мучительно решается вопрос: кто, из какого ряда или с обочины, должен сейчас проскочить».
«Лично меня напрягают те водители, которые напрягают остальных. Можно лихачить так, чтобы остальным не доставлять беспокойства, а можно всем действовать на нервы…»
Дошли до суда
В прошлом году сайт «АвтоВзгляд» запустил среди своих читателей опрос на тему: что больше всего вас раздражает по дороге на дачу? Опрос, в котором приняли участие 7800 человек, показал, что больше всего бесят людей эти самые обочечники. Каждый третий читатель сайта назвал эту категорию водителей самым серьезным раздражителем. На втором месте по накалу негативных эмоций – пробки на дорогах. Так считают 26% читателей. На самом деле обочечники и пробки – явления взаимосвязанные.
Проблема настолько остра, что стала предметом рассмотрения в Верховном суде России. Причиной стало ДТП, произошедшее еще в 2014 году в Самарской области. Один из водителей, поворачивая налево, столкнулся с движущимся по обочине автомобилем. На местном уровне ГИБДД определила, что виноваты в ДТП оба – один, потому что двигался по обочине, второй – из–за того, что не принял во внимание помеху справа. Однако главная судебная инстанция страны, проанализировав ситуацию после обращения обиженного самарца, приняла иное решение. Она отменила его наказание, отметив в постановлении, что водитель, движущийся по обочине, не имел преимущественного права движения. Таким образом, суд подтвердил, что каждый, кто едет по обочине, с точки зрения ПДД, – вне закона. Знаковое решение для многих российских автомобилистов.
Позволит ли оно улучшить ситуацию на российских дорогах? Вице–президент движения автомобилистов России Леонид Ольшанский уверен, что данное решение повлекло за собой ясность, прежде всего, для инспекторов ГИБДД при оформлении ДТП: «Теперь, когда в нарушение ПДД водитель выедет на обочину, он будет знать, что если он в кого–то врежется – вина будет лежать только на нем. Поэтому ему необходимо быть максимально внимательным. Он должен всех пропустить независимо от того, большая дорога или маленькая».
Самооборона
Многие водители настроены против обочечников весьма решительно, придумывая для борьбы с хитрецами самые разные методы. Вспомнив средневековую фортификацию, жители ряда населенных пунктов роют рвы вдоль обочины, лишая автомобилистов возможности туда заезжать. Весьма креативно, в частности, проблему решили в Свердловской области: расположили на обочине бетонные полусферы, раскрашенные в веселых божьих коровок, которых разрисовывали педагоги и ученики местной художественной школы. И красиво, и эффективно.
Жители домов, близ которых проходят трассы, порой рассыпают гвозди и шурупы в местах, где любят порулить особо нетерпеливые. Даже одно пробитое колесо, и дорога с заездом на обочину становится гораздо дольше, чем просто поездка по дороге в общем потоке.
Впрочем, эти методы – вне правового поля. Но есть и реальные примеры борьбы с дорожными хамами законными методами. Например, в Подмосковье к началу теплых деньков вдоль трасс региональное управление ГИБДД совместно с региональным управлением министерства транспорта подготовило «подарок»: на областных трассах для профилактики нарушений ПДД появились сто 3D–макетов автомобилей ДПС. В отличие от обычных картонных муляжей, эти макеты в ночное время будут имитировать включенную «мигалку».
Но и это не все. На трассах М–1 «Беларусь», М–5 «Урал», М–7 «Волга», М–8 «Холмогоры», М–10 «Россия», А–103 Москва – Щелково, А–104 Москва – Дубна, А–107 «Малое московское кольцо», А–108 «Большое московское кольцо», Старосимферопольское шоссе, Носовихинское шоссе теперь работают комплексы видеофиксации, которые следят не только за скоростью движения и рядностью, но и за ездой по обочине. Работают они как во встречном, так и в попутном направлениях, так что выезжать на обочину после камеры так же неосмотрительно, как и до нее. В эффективности действия такого инструмента борьбы с нарушителями сомневаться не приходится. Согласно сообщению официального сайта Центра БДД Московской области, расширение функционала камер фото– и видеоконтроля на трассах Подмосковья продолжится, в целом их число превысит тысячу единиц.
Ремень воспитания
Помогут ли камеры одолеть обочечников? Специалисты отвечают утвердительно, ссылаясь при этом на пример того, как отечественных водителей приучили пользоваться ремнем безопасности. Тогда последовали жесткие меры, и ныне те, кто ездит без ремня, остались в меньшинстве. А ведь ремни, в отличие от езды по обочинам, не влияют непосредственно на безопасность окружающих.
К слову, камеры, фиксирующие движение по обочине, полностью исправили одного из моих коллег. Ему пришло несколько «писем счастья», и после нескольких штрафов он прекратил съезжать на обочину. Признался: «Честно говоря, не знал, что такие камеры теперь есть. В общем, отучили…» Хотя, разумеется, мог бы сделать это и без финансовой «стимуляции».
К слову, в цивилизованной Европе стоит кому–то попытаться объехать затор по обочине, как десятки рук возьмут телефоны и сообщат в полицию. Может, воспользуемся и этим опытом? Ради спасения своей и чужих жизней…
Владимир ГОНДУСОВ
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.