Почему вооруженные грабители ничего не забирали из машин?
Поставлена точка в деле так называемой банды ГТА, которую называют одной из самых жестоких преступных группировок XXI века. Четверо преступников отправлены на пожизненный срок, пятый осужден на 20 лет лишения свободы.
Группа выходцев из среднеазиатских республик лютовала на дорогах Московской и Калужской областей с марта 2012–го по ноябрь 2014 года. На их кровавом счету – 17 убитых, четверо избитых до полусмерти и трое раненых. «Бандой ГТА» ее назвали журналисты по аналогии с одноименной американской компьютерной игрой, где грабители расправляются с автомобилистами.
Преступники подбрасывали на дорогу шипы, а когда автомобиль с пробитыми шинами останавливался, расстреливали водителя и пассажиров. При этом в некоторых случаях убийцы ничего не забирали из машин, что поначалу поставило оперативников в тупик. Ведь в вылазке участвовали несколько человек, а чего ради – непонятно. «Есть понятие «имущественное преступление», – отмечал сотрудник МУРа, – и есть понятие «организованная преступная группа». Она потому так и называется, что ее участники готовятся к преступлению, ищут тех, кто может сообщить, где лежат деньги, а когда такая информация получена, разрабатываются план и пути отхода. Расстрелы на дорогах явно не тот случай. С точки зрения бандита это нерентабельное преступление. Оружие стоит денег, патроны стоят денег. А сколько можно получить при убийстве водителя, едущего, допустим, на дачу, которого преступники останавливают наугад? При этом риск быть обнаруженными очень велик…»
Пошли слухи о маньяках, стреляющих в людей ради удовольствия, искали украинский след и даже след боевиков запрещенного в России ИГ...
Однако со временем было установлено, что бандиты все же забирали у людей личные вещи, даже те, которые довольно проблематично сбыть. Например, женские платья. «Они действовали как стервятники, уносили с места преступления не только денежные средства, драгоценности, но и личные вещи убитых, а также еду, которую находили в салонах автомобилей», – отметили в Следственном комитете России.
Штаб для нейтрализации банды был создан в мае 2014 года после целой серии нападений на водителей, следовавших с дачных участков.
Когда следователи, сыщики, криминалисты и другие специалисты проверили все нераскрытые убийства, насчитали аж 14 трупов. Началась скрупулезная отработка всех возможных версий. Были получены сотни биллингов и детализаций звонков с мобильных телефонов, проанализированы данные системы «Поток» на сотни номеров машин, одновременно шли оперативно–разыскные мероприятия внутри криминальной среды. Особое внимание было уделено ранее судимым за убийство, проживающим в районах неподалеку от мест преступлений. Нужно было выяснить, где делали дорожные ловушки. Проверяли все гаражи, стоянки, ко-
оперативы, любые мастерские, где могли быть верстак и сварочный аппарат. Хватались за каждый затертый отпечаток на местах преступления. На одном из шипов–ловушек криминалисты смогли выделить потожировой отпечаток и взять образец ДНК. Следы и частицы пота были также обнаружены на гильзе, найденной на месте убийства. Начался поквартирный обход и сбор генетического материала для сравнений. Как пояснил один из сыщиков, «приходили в дома, где были мужчины возрастом от 20 до 40 лет, и брали образец ДНК. А если проще – ватной палочкой под языком проводили. Всего было собрано 9000 образцов».
Но та работа результатов не дала. По словам одного из оперативников, в штабе царило полнейшее отчаяние, и оно нарастало с каждой неделей. Не помогло и усиленное патрулирование на трассах, в том числе и сотрудников в гражданском. Многие склонялись к выводу, что преступники легли на дно или вообще уехали из страны, что означало очередной «глухарь».
И все же специалистам ФСБ удалось установить сразу три рабочих мобильника, которые принадлежали бандитам. Именно «по маршрутам передвижения» Nexia и биллингу мобильного телефона уроженца киргизского города Ош 33–летнего Рустама Усманова, «засветившегося» в местах совершенных преступлений, оперативникам удалось установить: база группировки находится в поселке Удельный Раменского района Подмосковья. Детализация его контактов позволила сыщикам выйти на остальных членов банды.
Но каково же было удивление оперативников при подготовке операции по захвату Рустама Усманова и его подельников, когда те выяснили, кому принадлежит загородный дом в закрытом коттеджном поселке Удельном. Его хозяином оказался начальник управления делами Генпрокуратуры России Алексей Староверов. Приобрел он недвижимость в 2010 году. При этом к особняку «прилагались» перестроенный под сторожку гараж и постоянно проживающая в нем пожилая женщина, приехавшая в столичный регион из Узбекистана. Новых хозяев особняка такие условия устроили, ведь постоянно жить в коттедже они не собирались, поэтому, как и предыдущим владельцам, им требовались сторож и помощница по хозяйству.
Наезжая в загородный дом эпизодически, ни прокурор, ни другие члены семьи не обратили внимания, что штат их «обслуги» постепенно расширяется. Сначала к пожилой женщине в сторожку приехала ее дочь с двумя маленькими детьми. Затем у дочери появился сожитель – тот самый Рустам Усманов. Как позднее рассказали соседи, с его появлением в сторожку стали регулярно наведываться бородатые земляки. Однако заявлять о подозрительных собраниях в полицию не стали – мигранты вели себя спокойно и все время проводили исключительно в беседах.
Позднее выяснилось, что настоящее имя Усманова – Ибайдулло Субханов. Именно он собрал в Подмосковье вооруженную банду для нападений на автовладельцев, состоявшую исключительно из уроженцев Узбекистана и Таджикистана. Уже позднее стало известно, что Субханов, завербованный в 2009 году исламистами, в одном из лагерей Пакистана изучал взрывное дело, методы конспирации и подвергался психической обработке. В 2011 году выехал в Сирию и воевал на стороне запрещенного в России «Исламского государства», но уже в 2012 году оказался в России как трудовой мигрант по липовым документам. Позднее стало известно, что прошел подготовку в исламистском лагере и воевал в Сирии еще один из бандитов – Гуломов. Он отвечал за идеологию преступной группировки…
Спецоперация по задержанию Усманова–Субханова и его подельников началась в ночь на 6 ноября 2014 года. Бойцов спецназа тот встретил с гранатой и пистолетом в руке и был убит. В тот же день в Коломенском районе Подмосковья был обнаружен арсенал бандитов, а в Красногорском районе – мастерская с небольшим токарным станком, на котором и производилась переделка газового и травматического оружия под стрельбу боевыми патронами. Там же нашли специальные штампы для изготовления крестообразных пластин с шипами, которыми прокалывали шины автомобилей.
Примечательно, что тот небольшой цех находился на весьма внушительном дачном участке руководителя ФГБУ «Лечебно–реабилитационный центр» Мин-
здрава России, члена–корреспондента РАМН Константина Лядова. Его садовником был уроженец Киргизии Хасанов, отвечавший в банде за вооружение.
Всего в ходе операции были проверены около ста адресов на территории Москвы и Московской области.
Допросы девяти задержанных и собранные материалы позволили выяснить, что группировка состояла из выходцев из Таджикистана, Узбекистана и Киргизии. Всего же в банде состояли в разное время до 10–15 человек. Она имела так называемый плавающий состав – рядовые члены, поучаствовав в одном–двух нападениях, уезжали в свои республики, а на смену им приезжали другие.
Все бандиты были трудовыми мигрантами. Днем занимались строительством и частным извозом, сферой обслуживания, в общем, вели непримечательный образ жизни, а ночью рыскали по дорогам, ведущим в столичный мегаполис, выискивали одиноких автомобилистов и безжалостно расправлялись с ними.
«Группировка отличалась сплоченностью, наличием лидеров, постоянством форм и методов преступной деятельности, тщательным планированием конкретных преступлений, четким распределением ролей между соучастниками, методами конспирации, наличием огнестрельного оружия и боеприпасов к нему», – отмечалось в официальном сообщении СКР.
По данным следствия, в банду вербовали только тех, у кого погиб кто–то из родственников или близких людей, поэтому был мотив для мести. «Насильственную смерть родственников организаторы умело использовали – они говорили такому участнику, что его долг отомстить».
Чтобы еще крепче повязать участников группировки, ее лидеры практиковали жестокое испытание: чтобы вступить в банду, нужно было убить человека. Кроме того, преступников объединяли крепкие родственные связи.
Отметим, что прокурорский работник Староверов воспринял происшедшие вокруг него события весьма болезненно. И хотя с него впоследствии были сняты все обвинения, поскольку выяснилось, что он не был связан с преступниками, он как «ответственный и принципиальный человек» написал заявление об отставке.
Уже позднее, когда бандиты были обезврежены, следователи установили, что убийства водителей были лишь возможностью для проверки новых членов, кроме того, за счет них пополнялась касса группировки. Одно из нападений принесло бандитам крупную сумму денег: 24 сентября 2012 года на Волжском бульваре пятеро вооруженных разбойников, избив продавца павильона ТЦ «Москва», гражданина Китая, похитили у него сумку с 17 млн руб.
В то же время главари банды готовились к более масштабным преступлениям. В одном из тайников было обнаружено несколько сотен килограммов взрывчатки – гексогена, что указывало на возможность совершения серии терактов в Москве и Подмосковье.
– Участники банды планировали в конце 2014–го и начале 2015 года провести в Москве и Подмосковье серию терактов на стадионах, на спортивных и других массовых мероприятиях, – отметили в правоохранительных органах.
Все девять арестантов первоначально и предстали перед Московским областным судом. Процесс начался в июле 2016 года. В ходе процесса бандиты выставляли себя невинными овечками и валили все на мертвого Усманова–Субханова. Все как один утверждали, что их насильно втянули в преступную деятельность!
Так было до августа 2017 года, когда пятеро подсудимых предприняли беспрецедентно дерзкую попытку совершить побег из здания суда. Матерых убийц в суде конвоировали лишь двое охранников, в том числе – женщина. После заседания бандиты в лифте напали на двоих конвоиров, избили и разоружили их, после чего устроили перестрелку с сотрудниками ОМОНа Росгвардии. Те находились на третьем этаже, обеспечивая безопасность на другом судебном процессе. Омоновцы на месте уничтожили троих злоумышленников, еще один скончался в больнице.
Чтение приговора заняло несколько дней, что не удивительно – материалы дела состоят из 170 томов. Пятерым бандитам предъявлены обвинения в убийствах, разбое, бандитизме, незаконном хранении и изготовлении оружия. В итоге четверо членов «банды ГТА» получили пожизненные сроки. Еще один фигурант уголовного дела сядет в тюрьму на 20 лет. Суд учел, что он, будучи самым молодым членом преступной группировки, давал самые подробные показания и активно помогал следствию.
На сайте СКР тем временем сообщается, что в настоящий момент продолжается расследование в отношении еще пятерых участников банды, которые скрылись и объявлены в международный розыск. Двое из них уже задержаны и находятся под стражей в Республике Таджикистан. Генпрокуратуры ведут переговоры об их выдаче российской стороне.
Владимир ГОНДУСОВ
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.