МВД России тревожит рост аварийности по вине водителей–мигрантов.
В Москве таксист не справился с управлением и въехал в толпу пешеходов на тротуаре. За медицинской помощью обратились семь пострадавших. За рулем находился гражданин Киргизии 28–летний Чынгыз Анарбек. На допросе признался, что к моменту ДТП находился за рулем уже 20 часов и потому уснул. Таксистом в Москве он работал около месяца.
В толпу пешеходов на Новочеркасском бульваре столичного района Марьино врезался и водитель «Фольксвагена». Пострадали десять человек, один из них скончался в машине скорой помощи. Виновник ДТП не пытался скрыться с места аварии. В СМИ попал снимок его водительского удостоверения – гражданина Киргизии Бекжана Сарбишева 1997 года рождения.
Подобное ДТП в Санкт–Петербурге совершил мигрант из Узбекистана. На кадрах видеозаписи видно, как белая иномарка, уходя от погони сотрудников ДПС, на огромной скорости врезается в группу людей. В результате наезда те разлетаются по сторонам. В результате наезда погиб один человек, а трое пострадали.
В подмосковном Подольске водитель сбил 8–летнего мальчика, переходившего проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу, и скрылся с места ДТП. Ребенок получил телесные повреждения. Полицейские установили, что за рулем был 42–летний приезжий из Узбекистана.
О тревожной ситуации с водителями–мигрантами свидетельствует и аналитический отчет о состоянии аварийности на территории России, подготовленный Научным центром БДД МВД. В документе отмечаются ряд негативных тенденций, одна из которых – «ухудшение ситуации, связанной с аварийностью из–за нарушения ПДД гражданами стран СНГ».
Тенденция была замечена еще в 2016 году: тогда в отчете отмечалось, что в четырех из пяти аварий участвовали водители, которые являлись гражданами ближнего зарубежья.
В 2017 году водители–мигранты совершили 1,2 млн нарушений ПДД, и тот показатель глава МВД Владимир Колокольцев назвал «достаточно высоким».
По данным ГИБДД, в нынешнем году по вине таксистов из стран СНГ количество аварий выросло в России на 20%, а в Москве – на 40%.
Координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов отметил, что участники дорожного движения часто жалуются на автолюбителей, приехавших из других стран.
«Они приезжают исключительно на заработки, спешат, плохо знают ПДД, и решения этой проблемы пока не вижу», – говорит первый заместитель председателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков.
Главный эксперт Национального экспертного совета по обучению и тестированию водителей Александр Лыткин подчеркивает «фундаментальные различия» подготовки водителей в разных странах. «У нас даже при всех имеющихся проблемах все–таки подготовка профессиональная. Человек должен пройти курс в автошколе, сдать экзамен, потратив на это средства и время, – говорит Александр Лыткин. – А в некоторых странах СНГ весь процесс обучения, по сути, формальность, а права получают по договоренности». Эту точку зрения разделяет автоэксперт Игорь Моржаретто: «Общих баз по водительским правам у стран СНГ нет, при приеме на работу нельзя проверить, получал человек права или ему их просто нарисовали».
И как подтверждение – рассказ узбекского водителя Хуршида: «У нас не такие жесткие правила, как в России. На бумаге, конечно, написано все правильно: и ПДД, и штрафы высокие. Но в стране годами складывается менталитет, когда можно нарушать и безнаказанно ехать дальше, ведь гаишников на всех не хватает. А если даже и остановят, заплатил – и лети дальше. Для Узбекистана, например, норма – поворачивать не с крайней полосы, а со второй и третьей, нарушая при этом дорожную разметку и создавая аварийные ситуации. В России с этим строго, все привыкли ехать по полосам, а у нас это отсутствует, полная анархия на дороге».
– Во время наших рейдов мы часто общаемся с приезжими. Некоторые честно признаются: дома, в Средней Азии, за права заплатили одного барана, – говорит координатор общественного движения «Стоп–нелегал» Евгений Грэк. – И это за реальные права, которые пробиваются по базам. Фальшивые стоят дешевле.
Как известно, особенно много мигрантов среди таксистов. В 2016 году, проведя рейд, столичная полиция обнародовала такие данные: 41% московских таксистов, работающих на легальных машинах, – приезжие из других стран. Самые большие диаспоры – у таджиков, киргизов и узбеков. В 2018 году на Международном европейском форуме «Такси» полиция озвучила уже другие цифры: доля иностранцев выросла до 70%. А по оценкам независимых профсоюзов такси, на самом деле около 80% «извозчиков» – граждане других стран.
Подобная ситуация – с автобусными перевозками. По мнению первого заместителя главы МВД Александра Горового, главной причиной ДТП с участием пассажирских автобусов в России становится стремление фирм–перевозчиков максимально сэкономить на квалифицированных водителях, для чего руководители компаний приглашают на работу водителей–мигрантов и нещадно эксплуатируют их.
В некоторых регионах уже пошли на радикальные меры. Например, челябинские депутаты запретили мигрантам работать водителями маршруток. Аргументировали запрет том, что те слишком часто попадают в аварии.
Чтобы уменьшить количество аварий с участием мигрантов на отечественных дорогах, МВД России выступило за ужесточение требований к ним. В качестве действенной меры предложена замена национальных водительских удостоверений на российские права. В правоохранительном ведомстве считают, что это позволит выявить, как именно мигранты получали права у себя на родине – проходили ли полноценное обучение в автошколе или попросту купили права. Более того, большинство мигрантов приезжают к нам с россыпью водительских удостоверений, где наклеены их фотографии. Изымают один документ – достают другой и продолжают ездить.
О необходимости замены водительских удостоверений заговорили еще в августе 2013 года, после резонансного ДТП в подмосковном Подольске, где водитель–нелегал из Армении Грачья Арутюнян за рулем груженного щебнем КамАЗа на полном ходу врезался в пассажирский автобус. Жертвами аварии стали 18 человек, еще 40 получили различные травмы.
Та авария получила широкий резонанс. Столичные ГИБДД и прокуратура провели комплексные проверки коммерческих транспортных компаний. По их итогам в столице была запрещена эксплуатация 9 тыс. автомобилей. ДТП также стало поводом для борьбы с водителями–нелегалами. Как выяснилось, Грачья Арутюнян, допустивший в течение года 9 административных правонарушений, не имел водительского удостоверения российского образца и год работал на машине с транзитными номерами, что на территории России запрещено. Решением Троицкого суда Москвы Арутюнян осужден на семь лет в колонии общего режима. Однако в итоге Арутюнян был экстрадирован в Армению и остаток срока будет отбывать там. При этом власти республики перечислили в Россию 18 млн руб. на компенсации для пострадавших и семей погибших в той аварии.
В том году и были приняты поправки, запрещающие водителям с иностранными правами работать в России. Однако, несмотря на то, что статистика аварийности становилась все менее благосклонной к иностранцам, вступление документа в силу постоянно откладывалось. Закон от 07.05.13 «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» вступил в силу лишь с 1 июня 2018 года. Он обязывает иностранцев, которые работают водителями в России, иметь наши удостоверения. При их отсутствии нарушителю грозит штраф в 50 тыс. руб., при этом нарушителем в данном случае считается не сам водитель, а его работодатель, в обязанности которого входит контроль исполнения данного запрета.
Однако поправки в законодательство коснулись не всех: гражданам Белоруссии, Киргизии, Армении и Казахстана разрешено работать по специальности без обмена своих национальных водительских удостоверений. Так согласно нескольким международным соглашениям решила Госдума. Согласны с ней не все.
– Российские поддельные права сотрудники полиции могут выявить и при визуальном осмотре, по базам пробить, а с иностранными так не получится, – отметил координатор общественного движения «Стоп–нелегал» Евгений Грэк. – В Беларуси и Киргизии – по три вида водительских удостоверений в ходу. Старые, нового образца, самого нового. Наши полицейские не могут на глазок определить, где липа, а где настоящие. Я считаю, что давно пора облегчить нашей полиции работу и сделать, в частности, для таксистов обязательными только российские права. Без исключений.
Приезжим из других стран ближнего зарубежья – украинцам, узбекам, молдаванам
и т. д. – такой поблажки не сделано.
Проблема замены прав актуальна не для всех транспортных предприятий. Например, половина водителей ГУП «Мосгортранс» – жители столичного мегаполиса, еще около 40% – представители субъектов России. Доля мигрантов – 10%, их переобучение проходит на базе собственного учебно–курсового комбината.
Вместе с тем вступление в силу поправок к закону не привело к «паломничеству» водителей–мигрантов в отделения ГИБДД для пересдачи экзаменов. О тех, кто на это решился, поведал репортер «Росбалта»: «В группе было 28 профессиональных водителей из Узбекистана и Таджикистана, перевозивших горожан на маршрутных такси или автобусах. Никто из них не сомневался, что пройдет тест. Но сдали экзамен, то есть совершили не более двух ошибок в 20 вопросах, всего девять человек. Пятеро не прошли дальше третьего вопроса, а еще восемь – дальше пятого. Это показывает уровень незнания, от которого, честно говоря, волосы встали дыбом – ведь эти люди уже много лет возят пассажиров по улицам Петербурга. Как они проходили экзамены у себя на родине, остается неясным».
А вот мнение председателя правления «Гильдии автошкол» Сергея Лобарева: «Мы открыли в Москве бесплатный консультационный центр для мигрантов, где они могут получить информацию о том, как сдавать экзамены и менять права. Никакого «бума» нет, приходят и учатся они очень неохотно. Насколько знаю, из 10 человек теорию заваливают семь или восемь».
Чтобы не терять драгоценную работу, в Москве водители–иностранцы платят от 30 до 80 тыс. руб. за обмен национальных водительских удостоверений на российские без посещения ГИБДД и сдачи экзаменов. Некоторые, например, уезжают в южные регионы и возвращаются уже с новыми документами. Другие пользуются услугами многочисленных контор, которых в Интернете немало. Каждая о себе сообщает: мол, и работает давно, и помогла многим, и все клиенты довольны результатом и рекомендуют своим знакомым…
А рядом – отзывы. Вот что пишет некий Ахмед Сафаров: «Я раньше работал грузчиком. Потом мне предложили работу водителем автобуса, деньги хорошие, но у меня не было водительских прав. Я учился раньше, но не до конца. Знакомые посоветовали обратиться в эту компанию. Ребята очень сильно помогли, и благодаря им я получил водительские права. Сейчас периодически обращаюсь в эту компанию, когда нужны различные пропуска».
И сколько таких бывших грузчиков, которым «очень сильно помогли» ребята, за рулем наших маршруток и такси?
Владимир ГОНДУСОВ
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.