Такова одна из главных задач госавтодорнадзора.
Как она решается, рассказывает начальник Западно–Сибирского межрегионального УГАДН Василий Иванько.
– В зоне ответственности Западно–Сибирского межрегионального управления госавтодорнадзора (а это Новосибирская и Омская области) в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства зарегистрированы 9120 хозяйствующих субъектов.
Работа, направленная на предотвращение нарушений обязательных требований при перевозке пассажиров, всегда ставилась во главу угла, ведь мы в первую очередь надзорный орган.
За 1 квартал 2019 года инспекторами Западно–Сибирского управления госавтодорнадзора в отношении субъектов транспортного комплекса проведены 123 проверки, выявлены 177 нарушений, из которых свыше 75% составили нарушения требований по безопасной эксплуатации транспортных средств и нарушения в исполнении требований Устава автомобильного транспорта и Правил перевозок пассажиров. По протоколам управления вынесены 811 постановлений. Сумма наложенных штрафов составила 4,9 млн руб.
В ходе рейдовых мероприятий проверены 700 транспортных средств, у 558 из них выявлены нарушения обязательных требований. По результатам рейдовых мероприятий составлены 413 административных протоколов, наложено штрафов на 2154,5 тыс. руб.
Управление контролирует также соблюдение перевозчиками положений Федерального закона № 220–ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Речь идет о проведении проверок транспортного средства, используемого для регулярных перевозок, наличия у водителя карты маршрута и соответствия технических характеристик такого транспортного средства сведениям, указанным в карте маршрута; соблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, участниками договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, либо с которыми заключен государственный или муниципальный контракт, требований порядка посадки и высадки пассажиров.
С начала года управлением привлечен к ответственности в виде штрафа 121 водитель автобуса за нарушение порядка посадки и высадки пассажиров и 10 водителей получили
предупреждения за работу без карты маршрута регулярных перевозок. Общая сумма штрафа составила 448 тыс. руб.
Среди причин аварийности на автомобильном транспорте в большинстве случаев (90%) отмечается роль субъективного фактора как со стороны водителей (нарушение правил дорожного движения, режима труда и отдыха, низкий уровень дисциплины, слабая профессиональная подготовка), так и со стороны должностных лиц перевозчиков (снижение общей дисциплины, нарушение основных требований законодательства, установленных норм и правил в сфере транспорта и безопасности дорожного движения).
Анализ выявленных нарушений, вызванных неисполнением требований ст. 20 Федерального закона от № 196–ФЗ и приказа Минтранса России № 7 о проведении предрейсового технического контроля транспортных средств и медицинских осмотров и освидетельствования водителей, показывает, что в основной массе нарушители – мелкие частные предприятия и индивидуальные предприниматели с одним–двумя транспортными средствами. Причина – отсутствие у лицензиата материально–технической базы и специалистов.
Главные предпосылки, способствующие совершению правонарушений, находятся в экономической сфере. Хозяйствующие субъекты стремятся получить максимальную прибыль при минимальных вложениях, без учета установленного законодательством принципа приоритета жизни и здоровья участников дорожного движения над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Вопросы обеспечения безопасной перевозки пассажиров всегда имеют остросоциальный уклон, а крупные аварии с участием автобусов всегда вызывают широкий общественный резонанс. Это понятно, ведь каждый день автобусами перевозится куда больше людей, чем иными видами транспорта. Люди хотят быть уверены в собственной безопасности и безопасности своих близких, и именно поэтому государство вынуждено идти на достаточно непопулярные меры по введению государственного регулирования, вводить огромные штрафы для водителей и перевозчиков за нарушения, которые могут этой безопасности угрожать.
Ряд крупных ДТП, произошедших с автобусами в прошлом году (например в Чувашии и Тверской области), в очередной раз показали, что обеспечить надлежащий уровень безопасности пассажирских перевозок исключительно применением мер административной ответственности невозможно. В результате чего руководством страны было принято решение о возобновлении лицензирования всех видов перевозок, выполняемых автобусами, вне зависимости от наличия либо отсутствия коммерческих взаимоотношений.
Результатом стало принятие Федерального закона № 386–ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами», которым введено лицензирование любых перевозок пассажиров, кроме легковых автомобилей, в том числе по заказам или для собственных нужд.
27 февраля 2019 г. было принято постановление Правительства России № 195, утвердившее Положение о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.
Что это означает для нас? До 1 марта 2019 г. на основании лицензий, выданных нашим управлением, перевозочной деятельностью занимались около 800 субъектов с общим количеством транспортных средств различной вместимости чуть более 6,5 тыс. единиц. Мы ожидаем, что общее число лицензиатов в Новосибирской и Омской областях в новых условиях возрастет до 2,5–3 тыс.
Сейчас идет процесс лицензирования. Мы проделали большую работу, чтобы довести до всех заинтересованных сторон эту информацию: провели совещания, опубликовали материалы в прессе, несколько раз выступили на телевидении. Самым главным было донести до заинтересованных лиц два основных факта:
– пути назад уже не будет, ждать, что все отменят, нет смысла;
– все лицензионные требования – это квинтэссенция уже существующих наиболее значимых требований в сфере безопасности перевозок.
Понимая, что наши подконтрольные субъекты зачастую откладывают решение даже жизненно важных вопросов на последний день, особое внимание было уделено тем, кто осуществлял ранее регулярные перевозки пассажиров, а также школам. Была создана рабочая группа с участием представителей областного правительства, мэрии Новосибирска, ГИБДД, которая держала на контроле подачу заявлений на лицензии, оказывала методическую помощь.
Это не означает, что мы выдаем лицензии направо и налево. Рассмотрение заявлений осуществляется в строгом соответствии с действующим законодательством. На 1 июня уже отказали в выдаче лицензии в 22 случаях. Основная причина отказов – отсутствие аттестованного специалиста, отвечающего за обеспечение безопасности дорожного движения. О чем это говорит? О том, что некоторые субъекты (ранее не подлежавшие лицензированию и не находившиеся под нашим контролем) долгие годы занимались перевозками, не соблюдая даже минимальных требований БДД. Нет специалиста – значит, эту работу некому организовать. Эта ситуация особенно характерна для предприятий, которые перевозят собственных сотрудников и руководство которых не понимает или не хочет понимать значимости этих вопросов, что еще раз свидетельствует о правильности решения о введении лицензирования таких перевозок.
С 1 июля мы выйдем на дороги области с целевыми рейдовыми осмотрами. Особое внимание к тем, кто всегда старался держаться в тени. Рынок должен быть цивилизованным, конкуренция на нем – добросовестная. И вся наша работа направлена на то, чтобы повысить уровень безопасности на дорогах, чтобы все участники движения работали в равных условиях.
Нелегалов в Новосибирской области и сегодня не много. Учитывая, что нарушителей ждут весьма серьезные штрафы: для водителя – 50 тыс. руб., для индивидуального предпринимателя – до 100 тыс., для юридического лица – до 500 тыс. руб., наша работа должна привести к тому, что с дорог региона вовсе исчезнут нелегальные перевозчики. Информация о тех, кто фактически работает, но еще не получил лицензию, оперативно направляется в органы власти регионов, органы местного самоуправления для принятия решений о пролонгации или изменении существующих договоров на перевозку пассажиров, принятия управленческих решений о подборе новых перевозчиков на место «не торопыг».
Все это свидетельствует о том, что у инспекторов Западно–Сибирского межрегионального управления госавтодорнадзора впереди еще много работы. Системная и последовательная деятельность во взаимодействии с другими контрольно–надзорными органами, органами власти регионов и органами местного самоуправления позволит добиться главной цели – повысить безопасность и качество оказываемых транспортных услуг, с одной стороны, а с другой – способствовать стабильному и уверенному развитию автотранспортного бизнеса.
Записал
Евгений УШЕНИН,
спецкорр. «ТР»
Новосибирск
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.