Такими должны стать правила дорожного движения.
По утрам стало страшно включать телевизор. Кажется, что уже дня не проходит, чтобы не сообщали о серьезных ДТП на дорогах нашей необъятной страны. И невольно крестишься, когда узнаешь, что на этот раз обошлось без жертв.
Что ни говорите, а статистика, как и факты, – упрямая вещь. Например, в прошлом году в России из–за терактов погибли 22 человека. Авиакатастрофы унесли жизни 182 пассажиров. А на автомобильных дорогах потери составили более 18 тысяч. Представляется – 50 человек в день. Нет, с этим определенно надо что–то делать. С таким положением дел мириться нельзя.
И уже есть подвижки. Изменения могут произойти на основе национального проекта, запущенного экспертным центром Probok.net. О новых правилах удобного дорожного движения на мультимедийной пресс–конференции рассказал руководитель этого центра Александр Шумский.
Он, в частности, обратил внимание на то, что многие ГОСТы уже потеряли актуальность. Ведь правила дорожного движения в России построены на принципах и стандартах, принятых в СССР еще в 60–х годах минувшего века. За это время не только много воды утекло, но и обстановка на автодорогах поменялась кардинально.
За последние 50 лет число автомобилей только на дорогах Москвы выросло со 150 тыс. до 7,5 млн. Прибавьте сюда увеличение средней скорости, изменение систем безопасности в самих автомашинах, и станет понятно, что реформы просто необходимы. Надо же руководствоваться здравым смыслом и понимать психологию водителей: правила дорожного движения должны быть удобными и, если хотите, интуитивно понятными. Может, только тогда по уровню обеспечения безопасности мы поднимемся выше наших сегодняшних соседей по рейтингу – Уругвая и Бангладеш.
Когда–то наша повседневная жизнь была насквозь пронизана запретительными и карательными мерами. Что только стоили таблички на служебных входах: «Запрещено», «Строго запрещено», «Категорически запрещено». А, собственно, почему?
К сожалению, так выстроена и нынешняя система обеспечения безопасности на автодорогах. Тотальный контроль, постоянный рост выписанных штрафных квитанций. Посыл понятен – люди виноваты. Вот с этим навязанным мифом и пришло время расстаться. Очевидно, что наши правила и их трактовка чересчур строги. Порой это приводит к совершенно обратному эффекту.
А вы знаете, что наша страна – бесспорный лидер по выписанным штрафам за правонарушения? Мы обходим по этому показателю Германию, Францию и Великобританию вместе взятые. И частота штрафов у нас в 5 раз выше, чем в Европе.
С учетом всего сказанного становится ясно: необходим принципиально новый документ, который позволит освободиться от старой нормативной базы, от тотального контроля и будет учитывать современные технологии.
Как заявил Александр Шумский, в новых правилах мы уповаем на самое главное – основываться на принципах. То есть вопрос не в документах, а в принципах, которые там заложены. В первую очередь – это цель дорожного движения. Парадоксально, но она у нас вообще никакими нормативными документами не определена. Многие ошибочно считают, что безопасность и есть искомая цель. Но тогда проще было бы вообще запретить движение. Нет аварий – нет и проблемы. Считай, что цель достигнута.
Тут главное в том, что безопасность не может быть самоцелью. Приоритет жизни и здоровья людей – это очень важная история, которая в том числе отсутствует в правилах. Потому что у нас есть пункт 2.5 ПДД. Он заключается в том, что водитель вынужден оформлять ДТП прямо на проезжей части. Здесь–то и происходят вторичные аварии, когда сзади большегруз на большой скорости может сбить всех, даже тех, кто оформляет европротокол. Подобный случай недавно произошел в Пермском крае, когда грузовик снес не только участников ДТП, но и всю следственную группу. Вот и получается – до 1,5 тыс. водителей гибнут только потому, что соблюдают правила дорожного движения. Выходит, что железо оказывается важнее, чем человеческая жизнь. Это, конечно же, надо исправлять.
Есть примеры удобства дорожного движения. Один из них – это поворот направо на красный свет, который в России обкатывался как эксперимент. В США и Великобритании есть повороты или развороты через сплошную или даже двойную сплошную там, где разрешен поворот во двор. У нас за это наказывают и даже порой лишают прав. У них это декриминализированный маневр на небольших улицах, который можно применять и не бояться, потому что это создает удобство.
То же самое и с переходом улицы. Мы не можем сделать такие переходы каждые 10 метров. Поэтому во многих странах переход разрешен на небольших улицах в любом месте. Это так называемые зоны свободного доступа.
И еще. Основываясь на заявленных принципах, новый документ должен быть написан человеческим языком. Можно сравнить правила, написанные в России и в Великобритании. Термин «Опасное вождение», который был недавно введен, к сожалению, крайне громоздкий. И в результате видно, что у нас водитель с трудом может объяснить, что же это такое – «опасное вождение». А англичанин сделает это очень четко, потому что там правила прежде всего направлены на участников движения. У нас же это направлено, скорее, на правоприменителя, чтобы ему было проще разобраться в сложившейся ситуации. Язык документа, понятное дело, надо сменить для удобства конечного пользователя.
Ну и самое главное – это цифровизация, куда же сегодня без нее. Мы по–прежнему оформляем аварии через европротоколы, бумажные носители. Хотя уже давно есть технологии, которые позволяют в случае аварии оформлять их автоматически, без участия людей. Просто за счет определенной базы данных, которая с высокой степенью вероятности может даже определить виновников ДТП. Поэтому будущее – за документооборотом: это электронные права, документы на машину. Уже сейчас можно через смартфон несколькими кнопками перевести большую сумму денег. А ведь также можно продать машину, получить деньги, не приходя в ГИБДД.
Что сейчас стоит на повестке дня? Это создание программы лояльности и системы поддержки участников дорожного движения. Например, покупая новый мобильник, на коробке можно прочитать телефон, куда мы можем обратиться в случае неполадок. Однако, выезжая на дорогу, по сути не у кого попросить помощи, уточнить какую–то информацию, получить какие–то знания.
То же самое и с системой наказания. Если человек себя плохо ведет на дороге, мы знаем, что его ждет. А если хорошо? Здесь никакого поощрения нет. Необходима система лояльности, ну и, наверное, каких–то бонусов.
Заведующий кафедрой «Организация и безопасность движения» МАДИ Султан Жанказиев обратил внимание на то, что новые виды транспортных систем требуют изменения системного подхода к организации дорожного движения.
Дело в том, что по прогнозам к 2035 году более 70% населения будет жить в агломерациях. В связи с этим стали по–новому оценивать понятие конфликтности. Сегодня 9/10 финансовых активов граждан формируются, собственно, на колесах. Это означает, что на дорогах все больше людей, для которых время – это деньги. И в скором времени мы будем иметь очень конфликтный транспортный поток. И нынешними средствами организации дорожного движения невозможно его нивелировать. Вот почему необходимы серьезные изменения в ПДД, чтобы сделать транспортный поток максимально эффективным. Причем нужны не эволюционные, а системные изменения в организации дорожного движения.
И это только проблемы сегодняшнего дня. А ведь есть еще и завтрашний. В частности, это появление новых видов автомобилей – беспилотников. Их создание – не самая сложная проблема. Проблема – выпустить их на дороги, дать им возможность ездить на дорогах общего пользования.
Что же надо делать, что изменить в ПДД? Ну конечно, поднимать дискуссии на новый уровень общественного обсуждения. И сегодняшняя площадка – это старт такой дискуссии. И тут важно, чтобы в этой дискуссии участвовали не только люди, которые могут сидеть внутри этих автомобилей, но также те, чьи траектории движения пересекаются с такими автомобилями. Другими словами, важно мнение пешеходов, число которых растет в геометрической прогрессии.
И еще. Необходимо, чтобы пилотные проекты стали общей практикой. Чтобы люди стали заметной частью апробации новых технологий. В Германии, например, правило не считается полноценно апробированным, если 70% населения не высказало своего мнения.
Заместитель руководителя Центра организации дорожного движения правительства Москвы Артур Шахбазян тоже подтвердил, что ежедневный мониторинг показывает – применение проектных решений, основанных зачастую на нестандартных подходах, позитивно понятных (не требующих дополнительных интеллектуальных усилий со стороны водителей и пешеходов), снижает количество конфликтных ситуаций. Это делает процесс передвижения по улицам города более удобным, более безопасным. А самое главное – люди ощущают себя более комфортно.
И как результат – за последние восемь лет количество аварий в столице снизилось на четверть, на 40% – количество погибших.
Останавливаясь на основных положениях национального проекта, столичный чиновник однозначно поддержал пункт о сужении полос. Это позволит более сбалансированно распределять городское пространство. Обеими руками он и за снижение скорости движения на городских улицах, и за сокращение избыточных дорожных знаков. От их перенасыщения глаз у водителя замыливается. Возникает так называемый баннерный эффект. Он изначально пришел от программистов, когда на веб–страницах от огромного количества баннеров они переставали воспринимать нужную информацию.
В ходе дискуссии горячие головы предлагали по примеру «регуляторной гильотины» провести «нормативную гильотину», дабы отсечь все наследие, доставшееся от утвержденных в 60–е годы ПДД. Главный редактор программы «Главная дорога» на НТВ Илья Скрябин тоже обратил внимание на то, что нынешние правила уж слишком зарегулированные. И коснулся своей любимой темы – световозвращающих элементов на одежде. Формально это есть, а реально – не работает. И только по одной причине – их обязательное ношение принято только за городом. А в мегаполисе можно и не иметь.
Итак, что же предлагается в национальном проекте?
Утверждение о том, что на улицах города удобны и полезны антикарманы для остановок. Плюсы очевидны: приоритет посадки пассажиров автобусов, сохранение пропускной способности улицы и организация парковочных мест вплотную к остановке.
Безопасные переходы. Наземные, приподнятые над проезжей частью, с островками безопасности и искусственным освещением.
Ширина полос. При ее уменьшении можно организовать более комфортную и безопасную среду.
Скоростной режим. Максимальная пропускная способность улицы достигается при скорости 50 км/час. Она же является предельной для выживания пешехода в случае столкновения.
Пересечение потоков. Пересечение транспорта и пешеходов в городе – естественный и каждодневный процесс, который нельзя нарушать искусственным разделением, как пытаются сделать в нашей стране.
Круговые перекрестки. Круговое движение интуитивно понятно и безопасно. Оно сокращает возможность конфликтных точек пересечения, благодаря чему ДТП на круге случаются на 45% реже по сравнению с обычными перекрестками.
Дорожные знаки. Их новые форматы акцентируют внимание на действительно важной информации. За счет уменьшенного размера они заметнее на дороге. Предлагается также квадратная форма светофоров.
По мнению организаторов, процесс создания концепции новых ПДД может занять около двух лет.
…После модернизации улицы в Бельгии была сбита 14–летняя девочка. Возмущенные местные жители в ответ устроили целую демонстрацию.
Пока шла эта мультимедийная пресс–конференция, в стране погибли 2 человека. По статистике.
Тупиковая ситуация. Срочно необходимо искать выход.
Виктор ДМИТРИЕВ
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.