Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Испытание огнем

 |  Безопасность
Испытание огнемПожарные поезда эффективно действовали на стратегически важных для страны направлениях.

Испытание огнемТорфяные и лесные пожары 2010 года оставят долгий след в памяти жителей западной части России. Информация с мест возгораний по своему динамизму и трагичности напоминала фронтовые сводки. Люди с тревогой наблюдали за действиями пожарных, отмечая их мужество, профессиональное мастерство и высокую техническую оснащенность. На особо опасные участки, в самое пекло, бросали главные ударные силы – пожарные поезда.

Резервы введены в расчет

В конце июля на территории Российской Федерации сложилась крайне сложная обстановка с природными пожарами. Высокая температура, которая местами превышала сорокаградусную отметку, а также сильные порывы ветра способствовали возникновению большого числа крупных очагов возгорания. Огонь стал вплотную подступать к населенным пунктам, крупным промышленным и военным объектам. Создалась явная угроза распространения природных пожаров на инфраструктуру Московской, Горьковской и Юго–Восточной, а также на отдельные участки Октябрьской и Северной железных дорог.
Учитывая реальную опасность техногенных катастроф, руководство федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» приняло оперативные меры по обеспечению участия пожарных поездов на стратегически важных для экономики страны направлениях.
Расчеты действовали в рамках функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Для координации усилий специалисты управления предприятия были включены в состав Федерального оперативного штаба и осуществляли круглосуточное дежурство в Национальном центре управления в кризисных ситуациях МЧС России. Руководящий состав органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны ряда железных дорог на особо опасных направлениях также был переведен на круглосуточный режим работы.
Всего за период с 1 июля по 20 августа пожарные поезда совершили 967 выездов, в том числе 539 выездов на тушение пожаров и загораний в полосе отвода железных дорог. Остальные 428 выездов были осуществлены с целью тушения крупных природных пожаров в рамках РСЧС.
Суммарная площадь ликвидированных пожаров составила более 3133 га, из них в полосе отвода железных дорог – 928 га. Для тушения привлекались 172 пожарных поезда, посменно были задействованы 5779 работников. Всего было израсходовано 592,7 тысячи кубометров огнетушащих веществ, более 87 тонн топлива.
Для усиления пожарных поездов численность личного состава была увеличена за счет перевода работников на двухсменный, а местами и трехсменный режим работы. Для оперативного реагирования на осложнение обстановки практически вся резервная пожарная техника была введена в расчет.

На опасном направлении

С целью концентрации усилий при защите объектов, критически важных для экономики Российской Федерации, неоднократно использовался такой тактический прием, как передислокация пожарных поездов. Например, пожарные поезда станций Сергач, Арзамас, Нижний Новгород–сортировочный, Ковров, Красный Узел и Зуевка привлекались в состав группировки сил по защите Федерального ядерного центра в городе Саров. Трудно даже представить себе все последствия, заполыхай размещенный здесь Всесоюзный НИИ экспериментальной физики. Этот институт внес решающий вклад в создание ядерного и термоядерного оружия в СССР, ликвидацию атомной монополии США. Именно здесь родилась та самая «Кузькина мать», которой в свое время Никита Хрущев грозил странам Запада.
Пожарные поезда непреодолимым заслоном встали на пути огня. В целом на этом участке, в полосе отвода и прилегающих лесных массивах, ими было ликвидировано горение на площади 710,3 га.
На Юго–Восточной железной дороге пожарный поезд вошел в состав группировки по защите Нововоронежской АЭС.
«Очаг пожара находился в нескольких сотнях метров от атомной электростанции, рядом с могильниками радиоактивных отходов. В какой-то момент от сильного задымления и повышенной температуры сработала автоматическая защита пятого энергоблока станции, и его реактор был переведен на минимальный уровень мощности. Но усилиями пожарных угроза была устранена. Ими было ликвидировано очаговое горение в полосе отвода и на прилегающей территории на площади 100 тыс. кв. м. Атомная электростанция продолжила работу в штатном режиме», – поделился впечатлениями от увиденного генеральный директор ФГП «ВО ЖДТ России» Владимир Ветров, который непосредственно выезжал в регион для контроля ситуации.
Пожарный поезд станции Валуйки с 30 июля был передислоцирован на станцию Тресвятская и выполнял задачи по защите арсенала Мин-обороны России. Пожарные трудились, имея буквально за спиной тысячи тонн складированных боеприпасов. Пожарные поезда вновь сработали предельно эффективно и надежно, не допустив распространения огня.

Работа, приравненная к подвигу

Условия для работы сложились тяжелейшие. Климатические аномалии, жар от подступавшего огня и раскалившейся на солнцепеке техники создавали поистине невыносимое пекло. Мотопомпы раскалялась до 80 градусов.
– Начиная с 26 июля пожарные поезда работали фактически без перерывов. Израсходовав воду, они без промедления отправлялись на заправку и затем снова – «на передовую». Борьба с огнем продолжалась днем и ночью. К концу смены люди буквально валились с ног от усталости. Их меняли прямо на «рабочем месте», – вспоминает те события главный инспектор по пожарному надзору на железнодорожном транспорте Валерий Аксютин.
В качестве примера он привел такой случай. 26 июля, когда обострилась ситуация, два пожарных поезда: один – из Рыбного, под руководством Сергея Костицына, другой – из Перово, где начальником был Сергей Точенов, выдвинулись на перегон Щурово – Луховицы, там горели торфяники. Огонь уходил на глубину до семи метров, и потому его никак не удавалось полностью загасить. Поезда действовали в челночном режиме. Пока один боролся с огнем, другой спешно «отходил» для заправки. И так изо дня в день. В какой–то момент решили дать людям передохнуть, поскольку силы их тоже не беспредельны. Вернули поезда в резерв. Их место на рубеже огня занял состав со станции Воскресенск. Однако не успели люди, что называется, придти в себя,  отдохнуть хотя бы сутки, как был выявлен новый очаг возгорания. Их в спешном порядке бросили на новый участок. При этом со стороны пожарных не последовало ни одного возражения, ни одной жалобы. Все понимали, что ситуация критическая, и их долг быть там, где полыхают языки пламени, где есть угроза жизни людей.

Выводы сделаны

Прошедшее лето стало настоящим испытанием для ведомственной охраны железнодорожного транспорта России. Зарево пожаров ясно высветило эффективность использования пожарных поездов, профессионализм и слаженность их расчетов. Был накоплен колоссальный опыт действий в экстремальной ситуации.
– Главный вывод состоит в том, что люди сработали на пределе возможностей, сделали все, что могли. К людям претензий нет. Причем самой высокой оценки заслуживают не только расчеты пожарных поездов, но и все специалисты, которые помогали им в работе. В связи с этим отдельно хотел бы отметить положительную роль, которую  сыграли проф-союзы, – высказал свою оценку генеральный директор ФГП «ВО ЖДТ России» Владимир Ветров. – Они, в частности, оперативно подвозили на пожарные поезда холодную бутилированную воду. Конечно, в поезде есть свой питьевой бачок, но в нем вода к концу дня нагревалась настолько, что пить было просто невозможно. Кроме того, члены профсоюзов закупали и оснащали поезда холодильниками для охлаждения воды, биотуалетами, обеспечивали личный состав другими необходимыми в полевых условиях вещами.
Техника, по его словам, оказалась не столь надежной. Были, например, случаи, когда мотопомпы на поездах перегревались, что приводило к сбоям в их работе. Сделали запрос на завод–изготовитель: мол, что можно предпринять? Ответ оказался радикальным – «снять с двигателя термостаты». Так и сделали. Специалисты прекрасно понимали, что от этого помпы быстрей выйдут из строя и их придется заменять. Однако выхода не было. Подачу воды требовалось осуществляться безостановочно.
Еще одним выводом стала необходимость при строительстве новых пожарных поездов предусмотреть дополнительную вентиляцию.
Существенным подспорьем в работе оказалось решение повысить возможности пожарных поездов и продлить время их работы без дозаправки за счет увеличения запасов вывозимой воды. С этой целью решением ОАО «РЖД» и руководителей железных дорог – филиалов ОАО «РЖД» в состав пожарных поездов были дополнительно выделены 212 цистерн. А ведь каждая цистерна рассчитана на 60 тонн воды. Для сравнения можно сказать, что автоцистерна способна вместить только 2 тонны. Как говорится, почувствуйте разницу. 
Но главный вывод, который был сделан, заключается в том, что о пожарных следует вспоминать не только тогда, когда что-то где-то загорелось. Их выучка, оснащение, тренировочный процесс и условия быта требуют постоянного внимания, финансовой поддержки.

Сергей СИНЮТИН,
обозреватель «ТР»


просмотры:

368

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться