Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Движение с уважением

 |  Безопасность
Необходимо повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников цепочки «водитель – дорога – пешеход».

Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах» прошла уже больше половины запланированного пути. Вряд ли можно утверждать, что с ее появлением положение на наших дорогах изменилось кардинально. По–прежнему множество громких ДТП с гибелью людей, водители зачастую все еще садятся за руль, находясь «под градусом», пешеходы, пытаясь сэкономить даже не минуты, а секунды, провоцируют аварии, переходя дорогу в неположенном месте.
Но нельзя не заметить и многое позитивное из того, что сделано. Сегодня об этом рассказывает генеральный директор ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах» Борис ЦИКЛИС.
– Ситуация с аварийностью в России тяжелая. Большое число погибших в ДТП. Аварии на дорогах наносят серьезный ущерб экономике страны. Борис Евгеньевич, что делается для улучшения дорожной ситуации?
– В Российской Федерации основу на­циональной стратегии в сфере борьбы с аварийностью на автомобильном транспорте и предотвращения гибели людей от дорожно–транспортных происшествий составляет Федеральная целевая программа по безопасности дорожного движения на 2006–2012 годы и принятые в ее развитие региональные и муниципальные программы.
Согласно прогнозам мирового международного сообщества экспертов в отсутствии принятия мер по повышению без-
опасности дорожного движения количество неуправляемых кризисных явлений будет неизбежно расти, а смертность и инвалидизация в результате ДТП войдут в лидирующую группу по своей трагической значимости и общественно–социальным потерям.
Резко усилилось внимание к данной проблеме со стороны высшего руководства страны. По инициативе Президента Российской Федерации приняты специальные указы, направ­ленные на усиление роли государства во всех звеньях системы ОБДД. Со стороны Федерального собрания Российской Федерации усилен контроль за выполнением установленного законодательства. Под особым вниманием Общественной палаты Российской Федерации находятся мероприятия, связанные с оказанием помощи пострадавшим участникам дорожного движения, а также процессы оптимизации использования выделяемых на эти цели государственных ресурсов.
– Каковы, на ваш взгляд, основные причины высокой аварийности и смертности на российских дорогах?
– Большая часть ДТП происходит по причине ошибок самих участников движения, крайне низкая дорожно–транспортная дисциплина как водителей ТС, так и пешеходов. Правовой нигилизм, безразличное отношение к возможным последствиям дорожно–транспортных происшествий, отсутствие адекватного понимания причин их возникновения, все это во многом характеризует обстановку на наших дорогах.
При этом сложившееся положение усугубляется постоянно возрастающей мобильностью населения. Согласно имеющимся прогнозам парк личных автомобилей в обозримом будущем будет увеличиваться на 50% каждые десять лет. Это означает увеличение диспропорции между приростом числа автомобилей и приростом протяженности улично–дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки.
К тому же ситуацию осложняет неэффективная организация работы по оказанию медицинской помощи жертвам ДТП, в догоспитальный период погибает 45–65% пострадавших. И люди часто гибнут не от повреждений, несовместимых с жизнью, а из–за отсутствия первой и квалифицированной медицинской помощи.
– Борис Евгеньевич, как реализация Федеральной целевой программы влияет на решение данных проблем?
– Опыт ее реализации достаточно убедительно свидетельствует, что процесс сокращения числа ДТП и снижение тяжести их последствий является управляемым. Согласованное взаимодействие государственных заказчиков Программы, Департамента ОБДД МВД России, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного само-управления и Дирекции позволило провести ряд мероприятий по повышению безопасности дорожного движения. Росавтодор провел работу по оборудованию искусственным освещением мест концентрации ДТП на участках федеральных автомобильных дорог общего пользования. Минздравсоцразвития России организовало обучение водителей и сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП, приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим. Рособразование организовало проведение всероссийских массовых мероприятий с детьми, строительство детских автогородков и создание на их основе базовых учебно–методических центров с целью обучения самых маленьких основам безопасности дорожного движения.
В ходе реализации Программы большое внимание уделялось мероприятиям, направленным на пропаганду БДД, повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения. В соответствии с единой концепцией рекламно–информационного сопровождения Программы проводились всероссийские широкомасштабные акции «Внимание – дети!», «Внимание – пешеход!», «Вежливый водитель», «Зебра» под общим лозунгом «Движение с уважением!».
В результате принятых организационно–профилактических мер, большой организационной работы на уровне федерального центра, органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на территории России было зарегистрировано снижение количества ДТП.
– Как удается осуществлять мероприятия Программы по всей территории России?
– Механизм реализации базируется на принципах партнерства между МВД России – заказчиком–координатором Программы, МЧС России, Минздравсоцразвития России, Рособразованием, Росавтодором, Департаментом ОБДД МВД России и органами местного самоуправления, а также негосударственными и общественными организациями. При этом используется принцип экономической заинтересованности в достижении конечного результата на базе механизма софинансирования и сосредоточения всех видов ресурсов на наиболее эффективных направлениях совместной деятельности.
В настоящее время помимо федеральной Программы в стране действуют 83 региональных и 1490 программ по ОБДД на уровне муниципальных образований.
В истекший период много внимания уделялось передаче в субъекты РФ материально–технических ресурсов в интересах ОБДД.
Принимались меры по совершенствованию условий дорожного движения, усилению контроля за ним. Были закуплены комплекты для модернизации АСУД, приобретены комплексы фото–видео–фиксации. В городах России были созданы системы маршрутного ориентирования и приобретены автомобили для службы ГИБДД.
За прошедшие годы проведена определенная работа по организации взаимодействия экстренных служб, организации выездов на места ДТП, оснащению лечебных учреждений, повысилась эффективность действий на местах ДТП, в том числе по оказанию первой и медицинской помощи. Формируется единая система приема и передачи сведений о пострадавших всем заинтересованным субъектам деятельности. Только на федеральной сети автомобильных дорог ликвидировано около 5 тыс. мест концентрации ДТП.
– Программа функционирует уже более четырех лет. Что можно сказать о результатах?
– Эффективность реализации Программы определяется степенью достижения ее показателей, где в качестве основного выбрано сокращение числа лиц, погибших в результате ДТП.
Следует отметить, что последовательное наращивание управленческого потенциа­ла, концентрация финансовых и материальных ресурсов на наиболее эффективных направлениях способствовали тому, что по итогам 2009 года по сравнению с расчетным 2004 годом сохранена жизнь более восьми тысяч человек. Транспортный риск сократился на 40%, социальный риск сократился на 22,7%. Так, количество ДТП по причине нарушений ПДД пешеходами сократилось на 38%, по причине неудовлетворительного состояния улиц и дорог – на 52%, а количество ДТП по причине технической неисправности транспорта – на 73,3%.
Данное обстоятельство свидетельствует, что процесс обеспечения безопасности дорожного движения обладает накопленной ресурсной базой, эффективность применения которой во многом определяется имеющейся системой управления. Сохранить и упрочить сложившуюся тенденцию представляется вполне реальным, если достаточно подробно проанализировать зарубежный опыт, на который мы так часто ссылаемся.
– Существует ли какое–либо взаимодействие в области безопасности дорожного движения на международном уровне?
– В качестве основного события следует отметить, что в ноябре 2009 года в Москве прошла «Первая всемирная министерская конференция по безопасности дорожного движения: Время действовать». На этот мировой форум, инициатором проведения которого стала Россия, своих представителей прислали почти 150 государств, 20 правительственных и 80 неправительственных организаций, а общее число участников составило порядка полутора тысяч человек. Главным итоговым документом министерской конференции по безопасности дорожного движения стало подписание Московской декларации, в которой содержатся конкретные рекомендации для всех стран–участниц.
Широкое использование международного опыта в борьбе с аварийностью на дорогах России способствует сближению стран с развитой автомобилизацией населения, изменению показателей дорожно–транспортной аварийности, а значит, снижению социальной остроты проблемы. По оценке международных экспертов Россия в настоящее время уже входит в число стран с наиболее выраженной положительной динамикой изменения ситуации на автомобильных дорогах страны.
– Каковы перспективы повышения безопасности дорожного движения в России?
– В марте 2010 года прошло заседание 64–й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, и по его результатам период 2011–2020 годов был провозглашен «Десятилетием действий за безопасность дорожного движения» с целью стабилизации и последующего сокращения прогнозируемой смертности в результате ДТП путем активизации деятельности на национальном, региональном и глобальном уровнях.
Это генеральная линия по развитию сферы ОБДД до 2020 года. Правительством России уже приняты необходимые меры, и мы полагаем, что скоро проект Программы будет рассматриваться и утверждаться.
Представляется, что в течение этого периода предстоит внедрение принципиально новых технологических, организационно–инженерных решений. Особое место в этой работе займет введение элементов Интеллектуальных транспортных систем на базе совместной деятельности аналогичных структур и институтов Европейского сообщества и других зарубежных стран.
Выскажу уверенность, что накопленный опыт реализации действующей Программы позволит воплотить в жизнь рекомендации глобального
партнерства дорожной безопасности и последовательно к 2020 году добиться реальных результатов в сохранении жизни многих россиян на улицах и дорогах нашей страны.

Беседу вела Светлана ОРЛОВА


просмотры:

441

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться