В первом полугодии 2010 года сотрудники центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Минтранса России провели в общей сложности более 53,5 тыс. контрольных мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов транспортного комплекса. В результате были выявлены 145 тыс. различных нарушений транспортного законодательства. По всем были приняты меры. Для устранения недостатков выписаны 28 тыс. инспекторских предписаний, обязательных к исполнению. За отчетный период сотрудники Ространснадзора оформили 22 тыс. протоколов об административных правонарушениях, а сумма взысканных штрафов составила около 44 млн рублей. Объем поступлений в доходы федерального бюджета составил 136,7 млн рублей, в том числе по таким видам деятельности, как регистрация морских и речных судов, лицензирование и взыскание денежных средств за нарушения транспортного законодательства. Комиссия Ространснадзора провела комплексные проверки территориальных органов, расположенных в Центральном, Уральском, Северо–Западном и Дальневосточном федеральных округах. Ее вниманием была охвачена надзорная деятельность за всеми видами транспорта.
Морской и речной транспорт
Сотрудники центрального управления Госморречнадзора и его территориальных органов провели всего около 14 тыс. проверок хозяйствующих субъектов и объектов транспортной инфраструктуры по вопросам выполнения ими требований по безопасному функционированию морского и внутреннего водного транспорта, в том числе 973 проверки организаций и индивидуальных предпринимателей, 322 проверки портовых и судоходных гидротехнических сооружений и более 12 тыс. проверок судов.
Выявлены 8614 нарушений, выданы 3075 предписаний, составлены 1673 протокола об административных правонарушениях, привлечены к дисциплинарной ответственности 11 должностных лиц.
Госморречнадзор ведет постоянный контроль случаев задержания судов в российских портах и портах других государств, а также, используя систему мониторинга судов «Виктория», отслеживает нарушения судами установленных границ районов плавания.
За отчетный период, по результатам осмотра судов в российских портах, в 2,4 тыс. случаев были выявлены различные недостатки, в 44 случаях они послужили причиной запрета на выход судна из порта, а в 38 – стали причиной задержания.
Результаты проверок и обследований гидротехнических сооружений свидетельствуют о том, что нарушения сроков профилактических мероприятий, указанных в декларациях безопасности, и отсутствие комплексного подхода при проведении ремонтных работ служат основными причинами ухудшения технического состояния гидротехнических сооружений.
Анализ деятельности Госморречнадзора в области лицензирования в первом полугодии 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009 года показывает: при общем снижении количества выданных лицензий в этом году на 15% увеличилось количество отказов в предоставлении лицензий, что свидетельствует о повышении требовательности к соискателям лицензий.
Большая часть замечаний по пожарной безопасности (24%) и средствам спасения жизни на море (19%) связана с неготовностью этих средств к использованию. Невыполнение положений Системы управления безопасностью (СУБ), разрабатываемых судоходными компаниями в соответствии с Международным кодексом по управлению безопасностью (МКУБ), составляет 19% от общего числа замечаний.
Их анализ показывает, что компании подходят формально к соблюдению СУБ, ограничиваясь только ее разработкой, и не контролируют ее исполнение.
Не менее 10% от общего числа замечаний приходится на некачественную работу Российского морского регистра судоходства. Замечания, относящиеся к компетенции органа технического надзора и классификации судов, имели систематический характер и не выявлялись на протяжении достаточно длительного периода времени.
Некоторые сотрудники Инспекции государственного портового контроля морских портов Российской Федерации (ИГПК) подходят формально к своим должностным обязанностям. Несмотря на задержание судна в иностранном порту после проверки ИГПК, инспекторы утверждают, что на момент выхода судно соответствовало требованиям безопасности мореплавания.
Из–за отсутствия своевре-менной информации о задержаниях российских судов в иностранных портах не представляется возможным привлечь виновных к административной ответственности по истечении срока давности.
При проверках деятельности капитанов портов на предмет соблюдения транспортного законодательства были выявлены такие недостатки, как несообщение в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта об аварийных случаях, нарушения в расстановке судов на рейде, прохождение судов без лоцмана на борту, движение судов без получения разрешения дежурного капитана.
Состояние аварийности на морском и речном транспорте за отчетный период характеризуется ростом количества транспортных происшествий.
На морском транспорте количество аварийных случаев увеличилось в 6,8 раза по сравнению с аналогичным периодом 2009 года и составило 27 аварийных случаев (в 2009 году – 4), из которых 12 произошли в ледовых условиях. При этом по результатам расследований в 8 случаях члены экипажа не были причастны к аварии.
Анализ завершенных расследований на морском транспорте позволяет выделить основные причины аварийности. Это несоблюдение общепринятых приемов и способов управления судном, неоправданный риск, выразившийся в пренебрежении усиления вахты в сложных условиях плавания, недостаточная согласованность действий капитанов судов в караване при ледовой проводке.
На речном транспорте количество транспортных происшествий увеличилось в 3,1 раза (34 против 11 в 2009 году). Среди основных причин – невыполнение личным составом судов должностных обязанностей, предусмотренных нормативно–распорядительными документами, нарушение вахтенным начальником или членами экипажа судна трудовой дисциплины, низкая квалификация судового персонала, судоводительские ошибки.
Железнодорожный транспорт
В 1 полугодии 2010 года сотрудники центрального Управления и территориальных органов Госжелдорнадзора провели 2676 проверок организаций железнодорожного транспорта на предмет соблюдения законодательства в области обеспечения безопасности движения, промышленной безопасности и пожарной безопасности.
В ходе контрольно–надзорных мероприятий выявлены 22,8 тыс. нарушений (в I полугодии 2009 года – 42 тыс.). По результатам проверок выданы 1935 предписаний по устранению выявленных нарушений законодательства (в I полугодии 2009 года – 3156), принято 3,6 тыс. запретных мер (в I полугодии 2009 года – 6,4 тыс.), направленных на ограничение подачи вагонов и отставление от эксплуатации неисправных технических средств, приостановлена эксплуатация 862 технических устройств, работающих под давлением, и грузоподъемных механизмов.
К руководителям предприятий железнодорожного транспорта, допустившим нарушения, активно применялись такие меры воздействия, как наложение административных взысканий, взыскание штрафов, передача материалов в органы прокуратуры и суды для привлечения виновных к ответственности.
В 1 полугодии 2010 года зарегистрированы 69 пожаров в железнодорожном подвижном составе, который эксплуатировался на железнодорожных путях общего пользования.
Большинство из них произошли на локомотивах, имеющих сроки эксплуатации более 15 лет. Это свидетельствует о том, что основными причинами и условиями возникновения огня является изношенность локомотивного парка, а также некачественное выполнение работ при ремонте и техническом обслуживании, что подтверждается материалами служебных расследований пожаров.
В Российской Федерации перевозку пассажиров в пригородном сообщении осуществляют более 15 пригородных пассажирских компаний, получивших соответствующую лицензию в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта.
В ходе проверок исполнения лицензионных требований Госжелдорнадзором установлено, что перевозчики недостаточно внимания уделяют обеспечению пожарной безопасности эксплуатирующегося моторвагонного подвижного состава.
Как правило, пригородные пассажирские компании не имеют как своего парка подвижного состава, так и штата локомотивных бригад. И арендуют их у филиалов ОАО «РЖД». Здесь налицо «слабое звено», поскольку арендодатель и арендатор безответственно относятся к обязанностям по обеспечению пожарной безопасности при перевозке пассажиров, игнорируя требования федерального законодательства.
Совершенно очевидно, что неудовлетворительное положение с обеспечением пожарной безопасности обусловлено тремя основными факторами. Вот они: рабочие–железнодорожники не обучены в полном объеме мерам пожарной безопасности; со стороны руководителей различных рангов отсутствует достаточный контроль при эксплуатации подвижного состава; некачественное выполнение работ при ремонте и техническом обслуживании подвижного состава.
С целью увеличения ответственности должностных лиц железнодорожного транспорта осенью 2009 года и весной 2010 года Госжелдорнадзор совместно с Ведомственной пожарной охраной железнодорожного транспорта взяли под целевой надзор качество проведения комиссионного осмотра парка локомотивов. В результате были выявлены факты выпуска на линию локомотивов с неисправными системами обнаружения, оповещения и тушения пожара. К административной ответственности по ст. 11.16. КоАП Российской Федерации были привлечены 105 работников железнодорожного транспорта и наложены штрафы на сумму 153 тыс. руб.
За шесть месяцев 2010 года в результате пожаров, произошедших при эксплуатации железнодорожного подвижного состава, погиб один работник железнодорожного транспорта. Травмированных нет.
За отчетный период на путях общего пользования произошли 2 крушения с грузовыми поездами и 8 аварий, из них 7 – на предприятиях железнодорожного транспорта необщего пользования.
13 января на перегоне Кварцит – Тарбинский Красноярской железной дороги из–за излома рельса сошел 31 вагон грузового поезда. Руководству дороги выданы 3 предписания для устранения выявленных нарушений.
4 апреля подобное с грузовым поездом случилось на перегоне Избербаш – Инчхе Северо–Кавказской железной дороги (подрыв железнодорожного пути неустановленными лицами).
Большая же часть аварий произошла по причине неправильного управления тормозами локомотивными бригадами при маневровых передвижениях, невключения тормозов и нарушения закрепления подвижного состава.
Воздушный транспорт
Сотрудники центрального аппарата и территориальных управлений государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности (УГАН НОТБ) в первом полугодии 2010 года провели 235 проверок субъектов гражданской авиации.
Выявлены 1485 нарушений. Для устранения недостатков выписаны 475 инспекторских предписаний.
По результатам инспекторского контроля составлены 620 протоколов об административных правонарушениях. Наложено штрафов на сумму свыше 1,5 млн рублей, при этом взыскано штрафов на сумму 347,6 тыс. рублей. Для принятия мер реагирования в прокуратуру направлены 89 дел. В судебные органы направлены 34 дела, из которых по 13 делам приняты положительные решения.
Вот выводы и предложения по результатам проделанной работы.
Во–первых, необходимо усилить контроль за профессиональной подготовкой летного и технического персонала, за состоянием авиационной техники и ее эксплуатацией, обоснованностью принимаемых решений при анализе метеоусловий. Во–вторых, внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях положения, предусматривающие административный арест имущества, в том числе воздушных судов, лиц, использующих для полетов воздушные суда без Сертификата летной годности и Свидетельства о регистрации. В–третьих, в Воздушный кодекс Российской Федерации внести положения, предусматривающие обязательную государственную регистрацию физических и юридических лиц, использующих для полетов легкие, сверхлегкие пилотируемые воздушные суда и беспилотные летательные аппараты (в том числе дельтапланы, дельталеты (мотодельтапланы), парапланы, планеры, воздухоплавательные аппараты, действующие радиоуправляемые модели самолетов и вертолетов).
Далее. Запретить использование легкого либо сверхлегкого гражданского воздушного судна АОН без Свидетельства эксплуатанта, или эквивалентного этому свидетельству документа, или без документа о регистрации собственника воздушного судна в территориальном уполномоченном органе.
Разработать и принять нормативный правовой акт, определяющий механизм контроля за деятельностью субъектов авиации общего назначения со стороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов МВД России. В связи с отменой действия «Положения о классификации специалистов гражданской авиации СССР» от 19 декабря 1988 года в адрес министра транспорта РФ Игоря Левитина направлено предложение о необходимости разработки Департаментом государственной политики в области гражданской авиации нормативных документов для руководства при определении порядка выдачи и продления срока действия свидетельства специалистов гражданской авиации, погашения талонов нарушений и их восстановления.
До выхода соответствующих документов необходимо разработать Временную инструкцию, где определить порядок выдачи и продления срока действия свидетельства специалистов гражданской авиации, погашения талонов нарушений и их восстановления или изменить соответствующим приказом Министерства транспорта Российской Федерации пункт 2 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требование к диспетчерам управления воздушным движением и парашютистам– инструкторам», в части продления применения разделов положения, определяющих порядок выдачи и продления срока действия свидетельства специалистов гражданской авиации, погашения талонов нарушений и их восстановления.
Автодорожный транспорт
Под контролем Управления государственного автомобильного и дорожного надзора (Госавтодорнадзора) находится более 536 тыс. хозяйствующих субъектов, осуществляющих перевозочную деятельность, из них более 64 тыс. имеют лицензии на перевозку пассажиров автобусами различной вместимости.
В 1 полугодии 2010 года инспекторы территориальных органов Госавтодорнадзора провели 36,4 тыс. проверок (в 1 полугодии 2009 года – 46,5 тыс.), в том числе 18,1 тыс. (49,7%) проверок лицензиатов.
В результате в целом по Российской Федерации за отчетный период управлениями Госавтодорнадзора выявлены 111,53 тыс. нарушений транспортного законодательства в сфере автомобильного транспорта.
Управлениями Госавтодорнадзора аттестованы около 32,6 тыс. должностных лиц, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения. Не прошли аттестацию 4,13 тыс. человек (12,0%), 930 человек направлены на переаттестацию. Отстранены от должности в связи с непрохождением аттестации 1025 человек.
Проведены 3645 предлицензионных проверок, по результатам которых 275 соискателям отказано в выдаче лицензий (в I полугодии 2009 года проверок – 7654, отказано – 410).
По направлению транспортного контроля сотрудниками управления Госавтодорнадзора были проверены более 2 млн транспортных средств международных перевозчиков, в том числе на автомобильных пунктах пропуска проконтролированы 1,9 млн грузовых автотранспортных средств (АТС) и автобусов, на контрольных пунктах – 112,2 тыс. грузовых автотранспортных средств и автобусов.
Выявлены свыше 69 тыс. АТС с нарушениями международных договоров и российского транспортного законодательства. На территорию Российской Федерации не были допущены 11,5 тыс. автотранспортных средств, имевших различные нарушения международных договоров и российского законодательства, в том числе более 2,4 тыс. – за нарушения правил перевозки тяжеловесных грузов по дорогам Российской Федерации.
В сфере дорожного хозяйства инспекторами территориальных управлений
Госавтодорнадзора проведена 2901 проверка, по результатам которой выявлены более 17 тыс. нарушений. Также они участвовали в 3272 комиссионных проверках и обследованиях объектов дорожного хозяйства, автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них.
В результате исполнения контрольно–надзорных функций по соблюдению правил перевозки опасных грузов в международном сообщении в 1 полугодии 2010 года были оштрафованы 214 водителей на сумму 435 тыс. рублей, а также 5 должностных лиц на сумму 55 тыс. рублей, оформлен возврат для 72 АТС, 5 АТС задержаны до устранения выявленных нарушений. Всего взыскано штрафов на общую сумму 490 тыс. рублей.
Проведены внеплановые проверки. Наложены штрафы на должностных лиц следующих компаний: ООО «Совавто Санкт–Петербург» (УГАДН по Северо–Западному ФО), ООО «Балтийский транзит», ООО «Авто–ринол», ООО «Дельта–транс» (все – УГАДН по Калининградской области).
Перевозчикам выданы 729 специальных разрешений на перевозку опасных грузов в международном сообщении на 11 255 запланированных поездок, или, соответственно, в 2,5 и 2 раза меньше, чем в I полугодии 2009 года.
За отчетный период на лицензируемом пассажирском автотранспорте совершены 1009 ДТП (в 1 полугодии 2009 года – 934), рост к соответствующему периоду прошлого года составил 8%. В ДТП погибли 67 человек, что на 9,6% больше, чем за аналогичный период 2009 года (в 1 полугодии 2009 года – 61 человек). Тяжесть последствий ДТП на лицензируемом автотранспорте в Российской Федерации остается самой низкой в сравнении с другими видами автотранспорта.
Необходимо также отметить, что в 1 полугодии 2010 года сохраняется тенденция роста гибели людей при пассажирских автоперевозках не по вине водителей лицензируемых автобусов. За 6 месяцев 2010 года в России произошли 3138 ДТП с участием лицензируемых автобусов и только 1009 ДТП, виновниками которых стали водители лицензируемых автобусов (одно из трех).
Госавтодорнадзором проведены внеплановые проверки деятельности перевозчиков–лицензиатов, по вине водителей которых совершены дорожно–транспортные происшествия.
По выявленным в результате проверок нарушениям в соответствии с действующим законодательством были приняты следующие меры: привлечены к административной ответственности 126 юридических лиц, 223 индивидуальных предпринимателя и 118 должностных лиц, приостановлено действие 7 лицензий.
Кроме того, на рассмотрении в судах находятся материалы о приостановке действия 10 лицензий, о привлечении к административной ответственности 44 юридических лиц, 48 индивидуальных предпринимателей и 49 должностных лиц. Сумма наложенных штрафов составила 5,1 млн рублей.
Транспортная безопасность
Федеральным законом «О транспортной безопасности» определена одна из основных задач ее обеспечения – осуществление контроля и надзора в данной сфере.
В целях решения поставленной задачи и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые постановления по вопросам транспортной безопасности» штатная численность Ространснадзора была увеличена на 512 единиц, в том числе: центрального аппарата – на 25 единиц и территориальных органов – на 487 единиц.
В настоящее время подразделения по транспортной безопасности сформированы и приступили к выполнению поставленных задач.
По результатам 238 инспекторских проверок за 1 полугодие 2010 года выявлены 683 нарушения требований нормативных правовых актов, выписаны 148 обязательных для исполнения предписаний, составлены 88 протоколов об административных правонарушениях, вынесены 137 постановлений о привлечении к административной ответственности в отношении юридических, должностных и физических лиц.
Общая сумма штрафов составила более 400 тыс. рублей.
Ространснадзор уделяет особое внимание обеспечению транспортной безопасности олимпийских объектов транспортного комплекса в столице Белой Олимпиады 2014 года – г. Сочи. Принят и реализуется план основных мероприятий.
Осуществляется постоянный мониторинг состояния транспортной безопасности олимпийских объектов транспортной инфраструктуры.
Всего, в соответствии с программой строительства, ФСНТ поднадзорны 43 олимпийских объекта, состоящих из 92 сооружений.
За 1 полугодие 2010 года в целях надзора за обеспечением безопасности олимпийских транспортных объектов Ространснадзором проведен ряд основных мероприятий. Среди них – межведомственное совещание с представителями Росавиации, Росавтодора, Росжелдора, Росморречфлота, Роспотребнадзора; инспекторская проверка состояния транспортной безопасности 14 объектов дорожного хозяйства. По ее результатам ФГУ ДСД «Черноморье», как государственному заказчику работ, выписано предписание на устранение выявленных недостатков.
Были осуществлены несколько совместных акций. Это командно–штабная тренировка в ОАО «Сочинский морской торговый порт» по отработке действий служб охраны при получении информации о проникновении нарушителей на территорию морского порта. С транспортной прокуратурой Южного федерального округа был досмотрен ООО «Морской торговый порт» г. Сочи. С представителями Росавиации осуществлен инспекционный контроль авиационной безопасности в ОАО «Международный аэропорт Сочи» и контроль аэропортовой деятельности ООО Авиапредприятия «Газпромавиа» Сочинский филиал (вертодром «Красная поляна») по обеспечению авиационной безопасности. С Сочинской транспортной прокуратурой проведена внеплановая проверка безопасности гидротехнических сооружений морского порта Сочи и их соответствие нормам технических характеристик по безопасной посадке и высадке пассажиров, а также швартовки морских судов.
Количество инспекторских проверок, проведенных УГАН НОТБ
в федеральных округах за 1 полугодие 2010 г.
Участие инспекторов УГАН НОТБ в совместных инспекторских проектах
с территориальными управлениями Ространснадзора на объектах транспортного комплекса
в федеральных округах
Количество нарушений на одну проверку п федеральным округам
По материалам Федеральной службы
по надзору в сфере транспорта
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.