Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Функции – одинаковые, расходы – двойные

 |  Безопасность

Почему низок уровень занятий при повышении квалификации.

Как представитель ГУП «Петербургский метрополитен», хочу поделиться своим видением проблематики и назревших изменений в области регламентации деятельности подразделений транспортной безопасности (ПТБ).

По обеспечению устойчивого и безопасного функционирования объектов инфраструктуры внеуличного транспорта метрополитен занимает важное место в системе ТБ страны. После трагических событий, произошедших в Петербургской подземке 3 апреля 2017 года, вопросы осуществления защиты объектов транспортной инфраструктуры и ТС от актов незаконного вмешательства силами аккредитованного ПТБ стали предельно актуальными.
ГУП «Петербургский метрополитен» было аккредитовано Федеральным агентством железнодорожного транспорта в качестве ПТБ 6 апреля 2018 года с присвоением порядкового номера свидетельства 000 11.
На этапе подготовки к аккредитации субъект транспортной инфраструктуры (СТИ) руководствуется приказом Минтранса России № 145 «Об утверждении Порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к ним», устанавливающим порядок аккредитации, а также рекомендациями Управления транспортной безопасности Росжелдора.
В целях аккредитации метрополитен реорганизовал организационно–штатную структуру. В частности, были созданы:
– отдел ТБ, предназначенный для координации деятельности СТИ в части обеспечения ТБ, который находится под непосредственным управлением начальника метрополитена и курирующего заместителя начальника метрополитена;
– подразделение, предназначенное для физической защиты объектов метрополитена и ТС от АНВ. Данное подразделение состоит из Службы транспортной безопасности, включающей в настоящее время 2102 работника, в том числе 1838 инспекторов по станциям и участников групп быстрого реагирования; Службы специальных технических средств (поддерживающей работу инженерно–технических средств обеспечения транспортной безопасности, в частности проводящей мероприятия по их обязательной сертификации), а также административных вспомогательных отделов.
Главным фактором длительности процедуры аккредитации Петербургского метрополитена стало недостаточное количество аттестованных лиц на момент начала подготовки документов (I квартал 2017 года). Компетентным органом в области обеспечения ТБ в форме неофициальной рекомендации был предоставлен расчет количества аттестованных сотрудников для аккредитации юридического лица в качестве ПТБ: 65 аттестованных лиц по четырем различным категориям.
Одним из актуальных вопросов деятельности ПТБ при взаимодействии с надзорными органами и органами прокуратуры является применение работниками специальных средств и физической силы.
В соответствии с Федеральным законом № 16–ФЗ «О транспортной безопасности» уполномоченные работники ПТБ действительно имеют право задерживать для передачи органам внутренних дел или органам федеральной службы безопасности физических лиц, нарушивших требования в области обеспечения ТБ. Однако применение физической силы и специальных средств допускается лишь после прохождения медицинского осмотра и профессиональной подготовки в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1999 № 77–ФЗ «О ведомственной охране».
Целесообразно законодательно закрепить требования к количеству аттестованных сотрудников юридического лица при его аккредитации в качестве ПТБ.
Однако механизм аттестации на территории Северо–Западного федерального округа был сформирован в полном объеме лишь ближе к концу 2017 года благодаря появлению аттестующих организаций.
Таким образом, аккредитационные требования были выполнены и сформированы в заявлении на получение свидетельства об аккредитации лишь в I квартале 2018 года.
Как показывает практический опыт, целесообразно закрепить аккредитационные требования к количеству аттестованных лиц в форме изменений к приказу № 145 в форме соответствующего приказа Росжелдора.
Важно и то, что на основании п. 6 ст. 12.3 этого закона превышение полномочий при применении физической силы, служебного огнестрельного оружия, боевого ручного стрелкового оружия и специальных средств влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Кроме того, согласно п. 9 ст. 12.3 Закона после прохождения данной профессиональной подготовки и получения права на применение физической силы в отношении нарушителей работники ПТБ будут обязаны совершать данные действия лишь в целях защиты ОТИ и ТС от АНВ. Проведение мероприятий по противодействию нарушениям общественного порядка, предполагающих применение физической силы, относится к полномочиям и компетенции сотрудников полиции.
Таким образом, применение физической силы и специальных средств (после прохождения дополнительного обучения) требует крайней обоснованности и дополнительной регламентации законодательства во избежание санкций со стороны надзорных органов и увеличения обращений граждан по поводу превышения полномочий работниками ПТБ.
Отсутствует регламентация других функций и задач работников ГБР помимо задач по
реагированию на подготовку совершения или совершение АНВ, осуществляемых крайне редко. А мероприятия по патрулированию, обследованию территории, выявлению подозрительных предметов для ГБР законом не предусмотрены.
Исходя из требований законодательства и производственной необходимости, аттестация сотрудников ПТБ проводится по двум категориям: «Работники ПТБ, осуществляющие досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр в целях обеспечения ТБ» и «Работники ПТБ, осуществляющие наблюдение и/или
собеседование в целях обеспечения ТБ». При этом фактически работники осуществляют одни и те же функции при исполнении должностных обязанностей, а работодатель дважды несет расходы на аттестацию.
Согласно требованиям приказа № 145 в настоящее время не предусмотрено самостоятельное прохождение физическими лицами процедуры аттестации. Данный фактор приводит к необходимости работодателю принимать на работу лицо без аттестации на основании ученического договора (с оплатой), при этом отсутствуют гарантии прохождения аттестации данным лицом. В то время как, например, в частной охранной деятельности физическое лицо может самостоятельно получить необходимую квалификацию частного охранника и трудоустроиться без рисков для себя и работодателя. • Квалификационные требования к сотрудникам сил обеспечения транспортной безопасности предусматривают исключительно наличие обучения и аттестации, но не устанавливают требований к уровню образования. При этом в соответствии с требованиями Федерального закона № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» при прохождении повышения квалификации необходимо наличие образования не ниже среднего специального.
Уровень практических занятий с применением тренажеров (технических средств досмотра) при повышении квалификации в соответствующих специальных учебных центрах можно оценить как низкий. В основном используются программные компьютерные продукты, позволяющие ознакомиться с распространенными теневыми изображениями запрещенных предметов. В результате лица, получившие дополнительное образование, не имеют практических навыков по использованию технических средств досмотра (металлодетекторов, газоанализаторов паров взрывчатых веществ и пр.).

Иван ТУШКО,
сотрудник ОТБ
управления ГУП
«Петербургский метрополитен»


просмотры:

568

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться
Онлайн казино casino x - приглашает в мир азарта.