Что творят на российских трассах автохулиганы.
По статистике, самое «убийственное» нарушение – превышение скорости: из–за лихачей на дорогах происходят две трети всех ДТП. К слову, управление автомобилем в состоянии опьянения, о котором СМИ говорят и пишут гораздо чаще, занимает лишь третью ступень в статистике аварий.
Расплата за лихачество
На эти недавние сообщения о ДТП, думаю, обратили внимание многие. Вечером у аэропорта Кольцово таксист на иномарке Volkswagen Polo на гигантской скорости влетел на парковку и зацепился за бордюр. Его не остановило ни специальное ограждение, ни дерево, стоящее на пути. Удар пришелся с такой силой, что из автомобиля буквально вырвало двигатель. В результате ДТП пострадали водитель иномарки, которого доставили в больницу с переломом ноги, и пассажир, получивший ушиб грудной клетки и черепно–мозговую травму.
Стаж водителя, который устроил жесткую аварию, составляет 17 лет. Пассажир такси рассказал, что заказал машину через мобильное приложение. По городу автомобиль ехал спокойно – со скоростью 30–40 км/час, но, когда выехали на Кольцовский тракт, водитель стал сильно гнать. Как выяснили полицейские, работал таксист нелегально – у него не было специального разрешения на осуществление подобной деятельности.
Немалый резонанс вызвало ДТП на Комсомольском проспекте Петрозаводска. Черный БМВ на скорости около 200 км/час протаранил «Дэу Матиз», превратив корейскую иномарку в груду искореженного металла. 23–летний водитель «Матиза» был увезен в больницу с многочисленными ранами в бессознательном состоянии. Вскоре он скончался.
За рулем БМВ был некий Кирилл Сортланд, бизнесмен, которому в Петрозаводске принадлежит сервис грузоперевозок федеральной компании «Грузовичкоф». Он много раз выкладывал в соцсетях видео своей лихой езды по Петрозаводску. Судя по спидометру, гонщик разгонялся в городе до 160–180 км/час.
В Калининграде любитель быстрой езды на «Лексусе» вылетел на тротуар, где сбил насмерть двух девушек, а третьей нанес тяжелейшие травмы. Как выяснилось, за 40–летним Сергеем Кривченко, к слову, сыном одного из руководителей местного автозавода, с начала этого года числятся 14 нарушений ПДД – и почти все за превышение скоростного режима. Кстати, штрафы лихач дисциплинированно оплачивал, ведь иначе могли не выпустить на отдых за границу.
О том, насколько опасна шальная скорость, свидетельствует трагедия, произошедшая на Кутузовском проспекте в Москве. В сообщении о ДТП привлекла такая деталь: водитель БМВ с ингушскими номерами, по данным следствия, шел на скорости 200–220 км/час. При этом лихач, обгоняя попутные машины, опасно маневрировал, выезжая на встречную полосу, где и произошло столкновение немецкой иномарки с двигавшимся в сторону области такси. За рулем БМВ был 24–летний сын азербайджанского бизнесмена Вагиф Мирзоев. По словам знакомых, он не знал счет деньгам и любил красиво пожить. Водитель БМВ и двое его пассажиров погибли. В ДТП на тот момент выжила лишь 21–летняя девушка, за жизнь которой врачи боролись три недели, но спасти ее не смогли. В такси погибли водитель и пассажирка.
Не много ли жертв?
Когда глубокой ночью в страшной аварии на пересечении Садовой–Спасской улицы и Орликова переулка сгорели участник одной из «Фабрик звезд» 19–летний Ратмир Шишков, трое его друзей–музыкантов и любимая девушка, инспекторы ГИБДД сразу же измерили тормозной путь. Вывод был однозначным: «Мерседес» проскочил на красный сигнал светофора со скоростью 220–250 км/час. От удара с джипом «Мерседес» отбросило в сторону, и немецкая иномарка вспыхнула. Погибшие обгорели настолько сильно, что родные и друзья опознавали в морге молодых людей несколько дней. За рулем «Мерседеса» находился Тимур Байсаров – племянник известного отечественного бизнесмена Руслана Байсарова.
Куда торопились эти молодые люди? Опаздывали к станку? Может, их ждал умирающий больной? Ответ очевиден.
Зеркало общества
Дорога давно превратилась в зеркало нашего общества, и лучше его действующей модели для наблюдения не найти. Бедные, богатые, дисциплинированные и хулиганы, добрые и злые – все как на ладони. Степень влиятельности и дисциплины всерьез зависит от того, кто и на чем передвигается. Хотя дорога, казалось бы, должна всех уравнять – все должны соблюдать правила. Но какое там равенство, если всегда находятся те, кто «равнее»? Все уже привыкли: человек «с возможностями» абсолютно уверен, что уж на большой–то дороге ему можно все. И наплевать на зебры, светофоры и сплошные линии, он просто жмет на газ, посылая к лешему всех остальных участников движения и пешеходов в придачу. Как считают специалисты, такова психология многих отечественных богачей, особенно «золотой молодежи»: любыми способами показать свою состоятельность. Вот и ведут они себя на дорогах, как в какой–то другой реальности.
Некоторые москвичи ездят по МКАДу со скоростью 300 км/час. По словам главы дирекции фотовидеофиксации Центра организации дорожного движения Евгения Леглера, в столице ежедневно обрабатывается около 35 тыс. фотоматериалов с дорожных камер. Среди множества обычных нарушений попадаются и такие, когда водители на мощных и быстрых автомобилях не отказывают себе в удовольствии полихачить и грубо нарушают скоростной режим. Согласно статистике, таких случаев фиксируется несколько тысяч в месяц.
Как же умерить пыл таких гонщиков? Советами и пожеланиями на эту тему после каждой трагедии на дороге с многочисленными жертвами Интернет переполнен. И больше всего на форумах сторонников ужесточения, а главное – неотвратимости наказания. «Двумя руками за жесткие меры! Может, порядка на дорогах станет больше».
Многие ссылаются на собственный опыт, связанный с поездками за рубеж. Кто–то побывал во Франции и «лично заплатил 45 евро за превышение скорости на 7 км/час», кто–то – в Испании («в Барселоне за превышение скорости на автобане – 10 евро за каждый км/час») или Швейцарии («за некоторые нарушения могут лишить трети годового дохода, и при этом – никаких различий для водителей, будь ты министр, знаменитый артист или футбольная звезда»). Но чаще вспоминают Германию, где «стоит пару раз нарушить городской режим, так не только лишат прав, но и устроят так называемый «тест для идиотов». Проверяют на психологическую и медицинскую способность к участию в дорожно–транспортном движении. И если у психологов есть сомнения, то вряд ли увидишь свои права.
Вообще, считают многие, Россия – пока «островок свободы на полицейском глобусе».
– Культура вождения всегда была нашим больным местом, – говорит известный автомобильный эксперт Никита Серкович. – Соблюдение дистанции и оптимального скоростного режима – это из серии скорее желаемого, чем действительного. Чтобы управлять автомобилем на огромной скорости, жизненно необходимы длительный наработанный опыт и отличная реакция. Ничего подобного у многих нет и в помине.
Его мнение разделяет специалист по медицине катастроф профессор Амалия Лазарева: «Как свидетельствует мировая практика, относительно нетяжкие последствия у ДТП характерны лишь при скорости не более 60 километров в час. Чуть больше 60 – и вот уже начинаются солидные неприятности. Понятно, при скорости в 90 километров в час риск сильно возрастает. Что тогда говорить о 150 или 180? Не нужно быть специалистом, чтобы осознать: тут дело и вовсе пахнет керосином.
Все едины в главном: сделать общими усилиями так, чтобы за рулем находились люди, которые хорошо понимают, что автомобиль в первую очередь – источник повышенной опасности. Люди предельно ответственные, главной мыслью в дороге которых, как считают психологи, должна быть такая: «Я должен вернуться живым к детям».
Остановит ли «Пит–стоп» лихачей?
За последние десять лет количество ДТП с пострадавшими на столичных дорогах снизилось на 21%, число погибших в этих авариях уменьшилось на 42%, а это примерно 2300 сохраненных жизней. Об этом сообщил Сергей Собянин в ходе недавнего посещения 2–го отдельного специализированного батальона дорожно–патрульной службы ГИБДД.
– Это, конечно, уникальные показатели. Мы сегодня уже достигли критерия, который заложен президентом в национальных приоритетах по безопасности движения на дорогах, несмотря на то, что каждый день на дороги Москвы выезжают около 3,5 млн машин, – подчеркнул мэр.
При посещении батальона он ознакомился с работой системы «Пит–стоп». С ее помощью в режиме онлайн информация об автомобилях, водители которых грубо нарушают скоростной режим, передается на портативный компьютер сотрудника полиции, который дежурит в данный момент на пути следования нарушителя. Инспектор ДПС останавливает водителя и сразу же оформляет материалы для дальнейшего судебного разбирательства. «Агрессивное вождение обычно заканчивается серьезными ДТП с последствиями. Судебная практика сформировалась, сейчас уже есть десятки дел, по которым лишены прав такие вот гонщики. Это очень важная работа, направленная не только на пресечение, но и на профилактику нарушений правил дорожного движения», – отметил Сергей Собянин.
Сегодня в управлении столичного ГИБДД 50 специализированных компьютеров с системой «Пит–стоп», соединенных со всеми камерами, установленными на московских трассах. Если водитель превысил скорость на 60 км/час, данные автоматически передаются ближайшему экипажу ДПС. В случае задержания злостному нарушителю скоростного режима грозят судебное разбирательство и лишение прав на срок до полугода, а за повторное нарушение – на год. Такой возможности до появления системы «Пит–стоп» у инспекторов ДПС и судей не было: фиксация нарушения автоматическими камерами приводила лишь к штрафам.
«Если человек несется на скорости 200 км/час, то штраф в пять тысяч рублей его вообще не остановит, – считает первый зампред комитета Госдумы по госстроительству, руководитель межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. – Так можно и через всю Москву проскочить. Такие действия, конечно, надо пресекать силовым методом, и здесь «Пит–стоп» является адекватной мерой».
Владимир ГОНДУСОВ
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.