О жизнесберегающей технологии контроля функциональной безопасности человека за рулем
В одном из выступлений Президент РФ Владимир Путин отметил, что гибель населения от ДТП серьезно влияет на демографическую ситуацию, а экономические убытки по этой причине только за один год составили около 470 млрд руб. Это около трех процентов ВВП, что, например, соизмеримо с расходами на оборону страны.
В 2010 году сразу после завершения «Первой всемирной конференции по безопасности дорожного движения: время действовать» (19–20 ноября 2009 года) Свердловская область стала пилотной площадкой в РФ, где была внедрена жизнесберегающая технология контроля функциональной безопасности (КФБ) водителя. В тестовом режиме на трех из 12 трассовых пунктов территориального Центра медицины катастроф были установлены аппаратно-программные комплексы «РОФЭС», предназначенные для контроля утомленного и предболезненного состояния водителя.
Хорошо известно, что утомление, стресс, хроническая усталость не просто снижают запас прочности водителей, а при отсутствии их профилактики ведут к полному профессиональному выгоранию человека, управляющего источником повышенной опасности.
По статистике, так или иначе с переутомлением связано не менее половины всех дорожных происшествий. Необходимо подчеркнуть тот факт, что для водителей большегрузов эта проблема особенно актуальна: они, в отличие от водителей легковых автомобилей, чаще отправляются в длительные поездки — и времени за рулем, соответственно, проводят значительно больше. А если верить проведенным исследованиям, то вероятность попадания в аварию после 12-часового пребывания за рулем примерно в 9 (!) раз выше, чем при 6-часовом.
Конечно, утомляемость водителя измерить в каких-то единицах сложнее. Однако врачи советуют: водителю необходим сон, равный продолжительности его рабочего дня. Но на практике это нереально: проснулся через пару часов — и снова за баранку. Более того, водители склонны скрывать свое плохое самочувствие: им ехать надо!
Уже на первом этапе профилактической работы с водителями технология показала свою эффективность. Из 7500 протестированных водителей была выделена «группа риска», с которой проводились коррекционно-восстановительные мероприятия. В итоге количество ДТП на участках применения технологии сократилось на 34%. В масштабах области, федерального округа, российских регионов эти цифры могли бы быть более ощутимыми.
Работа по предотвращению дорожных аварий, связанных с усталостью и засыпанием водителей за рулем, на протяжении многих лет велась на федеральных трассах исключительно за счет инициативы со стороны Управления ГИБДД, руководства территориального Центра медицины катастроф (ТЦМК), персонала трассовых пунктов и разработчиков технологии.
На форуме «Дорога-2019» доклад директора ТЦМК Свердловской области Виктора Попова о применении АПК «РОФЭС» и магнитно-массажного комплекса (ММК) «ТИЛАЙН» в профилактике ДТП вызвал живой интерес профессионалов, руководителей региональных и краевых управлений ГИБДД.
Надо заметить, что несколько лет назад в автотранспортном цехе «Уралэлектромеди» УГМК-Холдинга в Верхней Пышме в соответствии с требованиями приказа № 181-н МЗСР РФ был создан первый в регионе кабинет управления рабочим стрессом водителя.
Такой кабинет создавался как опытная площадка для психофизиологического сопровождения профессиональной деятельности водителя, готовая к внедрению на всех автотранспортных предприятиях Свердловской области.
Снижение ДТП по вине водителей за пять лет работы системы КФБ составило более 70%, получена экономия на страховых издержках.
Кабинет управления рабочим стрессом водителя на автопредприятии Верхней Пышмы функционирует уже восемь лет. За это время ни один чиновник, от которого зависит принятие решений, ни один депутат Законодательного собрания области, ни один профильный министр не удосужились даже взглянуть на систему, несмотря на постановление правительственной комиссии Свердловской области по безопасности дорожного движения…
Евгений УШЕНИН,
собкор «ТР», Екатеринбург
Полностью статью «Если водитель устал…» можно прочитать в №6 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.