Двадцать лет назад – в сентябре 1990 года – в нашей стране была образована Российская транспортная инспекция (РТИ). Последние шесть лет в качестве ее правопреемника выступает Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (ФСНТ) Минтранса России. Сегодня наш собеседник – руководитель этой службы Геннадий Курзенков.
– Геннадий Кузьмич, деловые люди при знакомстве, как правило, обмениваются визитными карточками. Не могли бы вы представить таковую о ФСНТ?
– Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Сегодня их 99. Работают в них 6000 человек. Под контролем Ространснадзора находится более 730 тыс. юридических и физических лиц.
За шестилетний период становления службы ее деятельность расширялась и совершенствовалась, возникали не только отдельные задачи, но и целые новые направления работы. Пример тому – надзор за гидротехническими сооружениями силами Госморречнадзора. Перечень задач и функций Федеральной службы по надзору в сфере транспорта постоянно уточняется и дополняется. В частности, 9 июня 2010 года вышло постановление Правительства РФ, в котором дано более расширенное толкование прав, полномочий и обязанностей государственных инспекторов Ространснадзора.
– Вы возглавили Ространснадзор практически в то время, когда был принят Федеральный закон «О транспортной безопасности». Можно сказать, что первые шаги по его реализации, практике применения происходили на ваших глазах. Расскажите чуть подробнее об этом.
– Начну с того, что в составе службы наряду с профильными управлениями по всем видам транспорта с 2009 года существует Управление транспортной безопасности, которое осуществляет функции по контролю и надзору в сфере гражданской авиации, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, промышленного транспорта и дорожного хозяйства.
Упомяну еще один важный факт. В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации, а также осуществления мониторинга за состоянием безопасности на транспорте приказом Ространснадзора в составе Управления транспортной безопасности создана и функционирует единая Дежурно–диспетчерская служба (ДДС) транспортного комплекса с функциями центра управления в кризисных ситуациях, обеспечивающая круглосуточный мониторинг транспортной безопасности, своевременное принятие незамедлительных мер в случае чрезвычайных ситуаций при возникновении происшествий в области транспортного комплекса.
Мы полностью отдаем себе отчет в том, что для обеспечения безопасности и защиты населения, предотвращения чрезвычайных ситуаций и террористических актов на транспорте наряду с развитием нормативной базы и инфраструктуры транспортных предприятий необходимо обеспечить переход на инновационные методы работы инспекторского состава Ространснадзора, исключающие вмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов и жизнь рядовых законопослушных граждан. Мы стараемся работать на опережение, чтобы оказываться на шаг впереди в вопросах надежного обеспечения безопасности на транспорте в самом широком смысле этого слова.
Понятно, что одного желания здесь мало. Необходима современная специальная техника, высококвалифицированные кадры. В частности, Ространснадзор приступил к подготовке специалистов по транспортной безопасности. 27 июля 2010 года состоялся открытый конкурс на оказание услуг по дополнительному профессиональному образованию государственных гражданских служащих – специалистов по транспортной безопасности нашей службы в 2010 году. Победителем конкурса объявлен Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ).
– Указом Президента РФ дан «зеленый свет» Комплексной системе обеспечения безопасности населения на транспорте. Ответственность за ее создание, как известно, возложена на Министерство транспорта РФ. Какова роль Ространснадзора в ее реализации?
– Проектом этой системы запланированы разработка и создание информационных систем, обеспечивающих в дистанционном режиме (без непосредственного присутствия инспектора на объекте) возможность контроля и надзора за соблюдением требований безопасности на наиболее уязвимых объектах транспортной инфраструктуры (объектах первой категории) и транспортных средствах, перевозящих опасные грузы.
На первом этапе в 2010–2011 годах будет реализован ряд пилотных проектов в Московском транспортном узле. Они позволяют государственным инспекторам с использованием камер систем видеонаблюдения и информационных систем предприятия (например, таких как системы регистрации и досмотра пассажиров в аэропортах) в режиме реального времени контролировать исполнение требований и анализировать состояние соблюдения законодательства в области транспортной безопасности на всех объектах, подключенных к системе. Соответствующие конкурсные процедуры уже начаты.
По результатам опытной эксплуатации пилотных проектов будет определен исчерпывающий перечень требований, исполнение которых необходимо контролировать непрерывно, а также установлен порядок предоставления предприятиями доступа к собственным информационным системам.
Эти системы позволят выявлять пороги уязвимости и нарушения безопасности на объектах транспорта до того, как ими смогут воспользоваться злоумышленники. При этом не потребуется дополнительная численность инспекторского состава Ространснадзора, так как значительная часть работы будет возложена на автоматику и современное программное обеспечение, а людские ресурсы будут оптимально распределены в наиболее проблемных направлениях.
– Проверки, протоколы, предписания… Размах работы вашего инспекторского корпуса впечатляет. Эти люди должны быть постоянно начеку. При любых погодных условиях плыть на катере по горной речке, лететь на вертолете на Богом забытый островок или пробираться на вездеходе к таежному полустанку, чтобы успешно выполнять свой нелегкий профессиональный долг. А как обстоят у них дела с мотивацией, чего им порой не хватает?
– Для начала приведу несколько цифр. В первом полугодии 2010 года сотрудники центрального аппарата и территориальных органов Ространснадзора провели в общей сложности более 53,5 тыс. контрольных мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов транспортного комплекса. В результате было выявлено 145 тыс. различных нарушений транспортного законодательства. По всем выявленным нарушениям службой были приняты меры, направленные на их устранение и предупреждение. Для устранения недостатков, выявленных в ходе проверок, выписано 28 тыс. инспекторских предписаний, обязательных к исполнению. За отчетный период сотрудники Ространснадзора оформили 22 тыс. протоколов об административных правонарушениях, а сумма взысканных штрафов составила около 44 млн рублей.
Как я уже говорил, почти в 100 наших территориальных управлениях, расположенных по всем Федеральным округам, работает порядка 6000 человек. Много это или мало? Недавно, просматривая отчет по плановой выездной проверке Забайкальской железной дороги (ЗБЖ), я обратил внимание на цифры, стоящие рядом: 22 инспектора Дальневосточного территориального управления Госжелдорнадзора обслуживают территорию, на которой, как подсчитали, смогли бы разместиться… почти две Франции. Так вот, здесь уместились еще три, кроме ЗБЖ, железные дороги и 4000 поднадзорных объектов индустриальной инфраструктуры, где используются рельсовые подъездные пути.
«Не числом, а уменьем!» –известная суворовская поговорка выручает и нас, но часто не спасает и она. Почему? На качество работы, конечно же, влияют общие условия труда и социальный статус инспектора.
Средний уровень его заработной платы, который составляет 12–15 тыс. рублей в месяц, существенно ниже уровня оплаты труда в европейских странах (2500 евро). В США средний уровень оплаты труда государственного инспектора Федерального агентства гражданской авиации (FAA) установлен не ниже половины оплаты труда пилота в ведущих авиакомпаниях, который в среднем составляет 40 – 50 тыс. долларов в месяц.
Кроме того, даже приняв во внимание приблизительную одинаковость уровня зарплаты инспекторов среди шести российских федеральных служб различных министерств, по выделенным бюджетным средствам в расчете на одного человека в 2010 году Ространснадзор оказался на последнем месте (471 тыс. руб. против 793 и 792 тыс. руб. соответственно по сравнению с аналогичными показателями Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития).
– В комментариях, звучащих по поводу различных происшествий на транспорте, особенно на воздушном, – и у нас, и за рубежом – часто оперируют понятием «человеческий фактор», как правило, связывая его с недостаточной профессиональной подготовкой виновника ЧП. Вам, как военному летчику, приходилось встречаться с подобным феноменом среди пилотов или это скорее отговорка, на которую при желании можно списать все, что угодно?
– Согласитесь, что зачастую даже на обычном шоссе в одинаковых экстремальных ситуациях водители принимают совершенно разные решения. Что тут говорить о пилотах… Совершенно другие скорости, другие нагрузки и совсем иной уровень ответственности – будь–то ракеты на борту мощного сверхзвукового истребителя под рукой или, скажем, 150 человек пассажиров вместе с экипажем за спиной. Повторюсь – далеко не каждый пилот допускает ошибки в сходных ситуациях. Именно это послужило основанием для введения понятия «личный фактор», подразумевая при этом, что причина авиационного происшествия связана не с отказом техники, а с индивидуальными качествами пилота. Так что «человеческий фактор» – это более емкое и сложное понятие.
Оно возникло вследствие несоответствия возможностей человека–оператора требованиям, предъявляемым ему в системе управления современной авиационной техникой. Эта проблема, то есть проблема человеческого фактора в авиационной аварийности, с каждым годом все больше осознается международным сообществом как наиболее приоритетная.
Одна из самых важных особенностей летной профессии заключается в том, что деятельность пилота в штатной ситуации и в особых случаях полета (по своему механизму) – два различных вида деятельности.
Как известно, наибольшее количество авиационных происшествий и катастроф связано с ошибками в действиях экипажей воздушных судов – свыше 80% от общего количества авиационных происшествий. Они обусловлены нарушением ими правил выполнения полетов, а также ошибками в действиях специалистов наземных служб, которые вошли в авиационную терминологию под общим названием «проблема человеческого фактора».
– Геннадий Кузьмич, совсем недавно вы отметили свой день рождения, причем круглую дату. Наша газета от всей души поздравляет вас с юбилеем и желает больших успехов на профессиональной ниве.
– Мне тоже хотелось бы поблагодарить редакцию газеты «Транспорт России» за постоянный и доброжелательный интерес к работе Ространснадзора. Сделать транспортный комплекс нашей страны еще более безопасным, надежным и комфортным – наша общая с вами задача. И очень хорошо, что мы ее решаем вместе, честно и профессионально, с полной отдачей. И каждый на своем рабочем месте.
Беседу вел Виктор ДМИТРИЕВ
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.