Как противодействовать ему в современных условиях
Длительное время на форумах и конференциях не поднимался вопрос противодействия морскому пиратству и разбою. Вместе с тем транспортная безопасность охватывает и указанные вопросы.
В соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности» оценка охраны морского судна и портового средства — это определение степени защищенности морского судна, проведенное в соответствии с требованиями международных договоров Российской Федерации в области охраны судов и портовых средств. Оценка уязвимости транспортных средств — это определение степени защищенности судов, в том числе в соответствии с требованиями в области охраны судов и портовых средств, установленными международными договорами Российской Федерации. План обеспечения транспортной безопасности судна является планом охраны судна, осуществляющего международные рейсы, предусмотренным международными договорами Российской Федерации.
Международной морской организацией (ИМО) борьбе с пиратством уделяется большое внимание. Ею были приняты ряд рекомендаций и руководств. Достаточно напомнить «Руководство по повсеместной борьбе с пиратством для компаний, капитанов и моряков», «Наиболее эффективные методы противодействия пиратству и усиления морской безопасности в Красном море, Аденском заливе, Аравийском море и в Индийском океане», «Руководство по защите от пиратства и вооруженного разбоя в районе Гвинейского залива», «Региональное руководство по борьбе с пиратством и вооруженным разбоем против судов в Азии».
ИМО разработаны и приняты рекомендации и руководства по использованию частной вооруженной охраны на борту судна.
Международная организация по стандартизации по поручению ИМО разработала требования ISO 28007-1:2015 «Суда и морская технология. Руководство для частных морских охранных компаний, предоставляющих частный наемный персонал вооруженной охраны на суда».
В наиболее опасных районах Мирового океана безопасность судоходства обеспечивается международными военно-морскими группировками и национальными военно-морскими силами.
Принятыми мерами удалось свести практически на нет сомалийское морское пиратство. Однако проблема очень далека от решения.
Согласно отчету «Стэйбл Сиз» (Stable Seas) о состоянии морского пиратства в 2019 году, Гвинейский залив оставался районом, наиболее пострадавшим от пиратства и морского разбоя в отношении судов.
Хотя количество инцидентов уменьшилось в сравнении с 2018 годом, в 2019-м было зарегистрировано увеличение числа похищений членов экипажа на 60%, и в общей сложности оно достигло 164. В эпицентре этой проблемы в Гвинейском заливе находится Нигерия. Как и в последние годы, похищенные члены экипажа оказывались заложниками в дельте реки.
В портах и на якорных стоянка были зарегистрированы 43 инцидента. Большое количество случаев грабежа зафиксировано на якорной стоянке Лагоса в Нигерии. На якорной стоянке Ломе в Того зарегистрированы два захвата. Члены экипажей судов были похищены на якорных стоянках Бонни в Нигерии, Котону в Бенине; Дуала и Лимбо в Камеруне.
В 2019 году были зарегистрированы 89 инцидентов в Азии, что на девять меньше, чем в 2018-м. Однако вызывает обеспокоенность рост до 34 количества ограблений и попыток грабежей коммерческих судов, особенно буксиров с баржами, в Малаккском и Сингапурском проливах. Были зарегистрированы 17 случаев ограбления и попыток ограбления буксиров с баржами и одного буксируемого земснаряда, причем больше всего инцидентов было зарегистрировано вблизи Танджунг-Пиая в Малайзии, а также 16 случаев нападений на сухогрузы и танкеры.
В 2019 году в Латинской Америке и Карибском бассейне были зарегистрированы 84 случая пиратства и грабежа, что на один случай меньше, чем в 2018-м. Только три из этих инцидентов можно было классифицировать как пиратство.
В Восточной Африке в 2019 году были зарегистрированы 12 случаев пиратства и грабежа судов.
Сергей СЕМЕНОВ, начальник ФБУ «Служба морской безопасности»
Полностью статью «Морское пиратство» можно прочитать в №13 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.