применения аналитических функций в системах видеонаблюдения на транспорте
Думаю, что среди специалистов в этой области не найдется ни одного человека, который ни разу не слышал бы про использование аналитики в современных охранных системах безопасности и видеонаблюдения.
В чем же тут дело? Почему, казалось бы, инновационные и передовые технологии, способные существенно повлиять на качество и эффективность безопасности, вывести эту сферу на совершенно иной уровень, так медленно и неуверенно проникают в сферу реальных массовых проектов?
Одним из основных сдерживающих факторов внедрения аналитики является высокая стоимость такой системы. Это отчасти правда, но не во всех случаях! Понятие «аналитика» подразумевает функционал, отличающийся от стандартного тем, что помимо обычных возможностей он содержит в себе способность фиксации, накопления и анализа некой информации с последующей систематизацией накопленного материала. В случае с видеонаблюдением таким исходным источником информации является видеопоток с обычных или специализированных камер или телеметрические данные с навигационных систем. Сами по себе детекция или обнаружение заданных параметров (лицо, номер, пересечение, подсчет, силуэт) ничего не значат и от них нет пользы, если не предусмотрено реагирование и накопление статистической информации. Таким образом, можно сформировать общие исходные требования к аналитическим системам – они должны детектировать, анализировать и реагировать. А для этого требуется аппаратный ресурс (основной процессор, оперативная память, видеокарта, дополнительные нейросетевые модули, OS, лицензии и т. д.), совокупная стоимость которого действительно выше, чем стоимость стандартной серийной системы видеонаблюдения, иногда и намного выше. Поэтому необходимы четкое понимание заказчиком степени необходимости аналитики на объекте и точный расчет получаемой экономической выгоды при ее использовании. Но существуют системы, уже выпускаемые серийно, в которых стоимость соизмерима со стандартными системами – и в них прекрасно соблюден баланс цена/полезность, и это тоже факт.
Еще одним существенным фактором, влияющим на использование аналитики на объектах видеонаблюдения, является утверждение: «Аналитика – это очень сложно!».
Разумеется, отчасти этот постулат верен – так как использование подобных технологий автоматически требует и высокой квалификации как в настройке, так и в повседневной эксплуатации. Если посмотреть в перспективе, то системы безопасности совершенствуются постоянно, на протяжении всего времени своего существования, а вместе с ними повышается и уровень подготовки проектных, монтажных организаций, значительно вырос уровень подготовки и обслуживающего персонала.
Мы не утверждаем, что рассматриваемые системы безопасности просты! Напротив, утверждаем, что при среднем уровне подготовки монтаж, настройка и эксплуатация систем с аналитическими функциями – вполне доступны и не являются чем–то запредельно сложным.
Серьезный производитель, как правило, всегда готов помочь консультацией, техподдержкой и обслуживанием. Более того, производители подобного оборудования в обязательном порядке проводят периодические семинары по обучению и повышению квалификации в работе с их оборудованием. Поэтому не так все сложно, как кажется!
Ну и на почетном, третьем месте мы расположили самую, как нам кажется, очевидную категорию – это неосведомленность конечного потребителя о новинках и их возможностях.
В действительности большинство конечных потребителей просто не знают о том, что их некоторые сложности и неудобства можно легко и быстро решить конкретной аналитической функцией.
Камеры, расположенные по–периметру задействованного транспорта, и служат основным источником обзорной информации.
В заключение хочу отметить, что при наличии мощной бортовой аналитики становится реальным применение не только стандартных определения лиц, подсчета пассажиров и номерных знаков, нестандартного поведения водителя, но и реализация более сложных алгоритмов и способов детектирования. Естественно, что ни один производитель программных продуктов не в состоянии предугадать все потребности рынка и тем более индивидуального заказчика. Способов, идей и алгоритмов анализа можно придумать сколь угодно много – разработчики ждут ваших заказов и всегда (или почти всегда) готовы реализовать даже самый грандиозный проект с применением аналитических функций.
При объединении в единую систему по сети такие регистраторы могут успешно выполнять роль не просто «рекордеров» – они будут фиксировать, анализировать и, по необходимости, передавать информацию в головной центр управления. В случае подключения к CAN–шине транспортного средства становится возможной не только стандартная запись информации с датчиков, но и принятие решений на основе этих показаний. Такое структурное построение позволит очень существенно разгрузить головные дата–центры и ЕЦХД, передавая им только самую информативную и нужную часть данных, снимая с них задачу по первичному анализу данных.
Без преувеличения можно сказать, что подобные решения открывают дорогу для широкого применения искусственного интеллекта в реальных транспортных проектах. Они способны кардинально изменить эту сферу, ведь это уже не просто система видеонаблюдения – это целая единая интеллектуальная система, способная принимать самостоятельные решения. Естественно (пусть скептики успокоятся!), только по заложенному в них человеком алгоритму.
Александр МАКЕЕВ, ведущий специалист компании «ВИДАУ СБ»
Полностью статью «Развитие и перспективы» можно прочитать в №31 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.