В МВД России состоялось совместное совещание министерств и ведомств, отвечающих за безопасность объектов транспорта.В работе совещания приняли участие министр транспорта РФ Игорь Левитин, глава МВД России Рашид Нургалиев, руководители федеральных агентств, подведомственных Минтрансу, представители ФСБ, Генпрокуратуры, органов МВД на различных видах транспорта, руководство ОАО «РЖД», других транспортных компаний.
К дискуссии в режиме «прямого эфира» были привлечены все территориальные органы внутренних дел. Открывая совещание, глава МВД отметил его важность. «Мы должны определиться, как в непростых условиях совместно организовывать работу, связанную с безопасностью объектов транспорта», – сказал министр. Логистика современного мира, особенно в сфере безопасности, по его словам, строится на нескольких постулатах. Это, во–первых, взаимодействие и координация. Во–вторых, – полноценное информирование в случае поступления угроз. Это также анализ психического состояния, особенностей поведения пассажиров и посетителей на транспортных узлах, совершенствование технических средств. И, конечно, необходимым элементом являются кинологические подразделения. Такова практика во всех странах мира.
Теракт в аэропорту Домодедово в очередной раз продемонстрировал уязвимость объектов транспортной инфраструктуры. Рашид Нургалиев напомнил о подрыве Невского экспресса в ноябре 2009 года, теракте в Московском метрополитене в марте прошлого года… Они свидетельствуют о том, что безопасное функционирование транспортной отрасли, ее защищенность от актов незаконного вмешательства становятся вопросами государственной важности. Задача компетентных структур – выработать конкретные организационные и практические меры по совершенствованию транспортной безопасности, выполнению поручений Президента РФ. При этом необходимо критически подойти к оценке организации работы, разобрать имеющиеся упущения и проблемы в вопросах координации, взаимодействия, информационного обеспечения, обсудить проблемы, которые существуют в нормативно–правовой базе.
Министр транспорта РФ Игорь Левитин подчеркнул, что министерство уделяет приоритетное внимание вопросам обеспечения безопасности, предотвращению и пресечению актов незаконного вмешательства в безопасную работу транспорта.
Транспорт является важнейшим инструментом достижения социальных, экономических и внешнеполитических целей государства. Драматические события последних лет, происшедшие в России на транспорте, включая подрывы поездов, взрывы в Московском метро, в аэропорту Домодедово, подтверждают, что транспорт остается одной из сфер, в наибольшей степени подверженных угрозам терактов. В первую очередь именно на антитеррористическую защищенность транспортного комплекса направлены нормативно–правовые документы, в том числе федеральный закон о транспортной безопасности, который определяет единый порядок построения системы транспортной безопасности.
По данному закону уже заложена основная нормативно–правовая база. Приняты четыре федеральных закона, пять нормативных актов Правительства РФ, изданы приказы Минтранса и других ведомств. В учебных заведениях транспортного комплекса создаются и уже есть кафедры по подготовке специалистов в области транспортной безопасности, а в МГУПСе создан институт комплексной транспортной безопасности.
Учитывая трагические события с самолетами в 2004 году, особое внимание уделялось построению системы обеспечения безопасности на воздушном транспорте. Здесь создана необходимая нормативно–правовая база, функционирует система обеспечения авиационной безопасности, отечественное законодательство в целом соответствует стандартам международной организации ИКАО.
Тем не менее, признал Игорь Левитин, на воздушном транспорте только в 2010 году были предприняты 59 попыток незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. Пресечены 712 случаев нарушения режима в аэропортах, которые могли бы привести к актам незаконного вмешательства. Службы авиационной безопасности совместно с линейными органами МВД на транспорте выявляют значительное количество запрещенных к провозу взрывчатых и легковоспламеняющихся веществ, других средств, которые могут угрожать безопасности полетов. По мнению Игоря Левитина, назрела необходимость в практической реализации новой системы антитеррористической защиты. И делать это надо совместно со всеми заинтересованными ведомствами, транспортными компаниями.
В соответствии с указом Президента РФ от 31 марта 2010 года создана Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте. На ее реализацию, напомнил Игорь Левитин, предусмотрено 46,7 млрд руб. Это только за счет средств федерального бюджета. Значительная часть транспорта относится к ведению субъектов РФ, и здесь роль антитеррористических комиссий, которые возглавляют лично руководители регионов, очень высока. Минтранс намерен наладить взаимодействие с территориями таким образом, чтобы средства, заложенные в комплексную программу, были эффективно инвестированы в безопасность общественного транспорта в регионах, в том числе метрополитена как одного из наиболее уязвимых видов транспорта.
В настоящее время технические требования к оснащению объектов транспорта разного рода устройствами разрабатываются Центром специальной техники ФСБ, и уже практически выданы требования по всем видам транспорта. На их основе осуществляются разработка проектно–сметной документации и оснащение объектов транспорта. «Необходима очень тесная координация всех федеральных органов исполнительной власти, которые задействованы в этой большой работе», – заявил министр.
Теракт в Домодедово показал, что террористы используют все более изощренные методы. Один из вопросов, в который надо внести ясность, – защита от террористов путей подхода к объектам транспорта. Особую озабоченность вызывают такие крупные объекты, как железнодорожные и автовокзалы, метрополитены. Комплексная программа обеспечения безопасности требует доработки, и соответствующее поручение Президента РФ принято Минтрансом к исполнению. При этом особое внимание будет обращено на усиление защиты на подходах к терминалам.
Игорь Левитин отметил, что реализация комплекса правовых, организационных, инженерно–технических мер может вестись только комплексно и в тесном взаимодействии с МВД, ФСБ, МЧС, другими ведомствами. Ни одно ведомство, опираясь только на свои возможности, не решит всех вопросов, касающихся антитеррористической защищенности объектов транспорта.
Выступавший затем президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин выразил благодарность сотрудникам МВД и других правоохранительных органов за совместную работу. Он подчеркнул, что безопасность на объектах транспорта может обеспечиваться только общими усилиями. Совместно с органами внутренних дел на транспорте в прошлом году за различные противоправные действия, в том числе с признаками террористического характера, задержаны 515 человек, возбуждены 183 уголовных дела. Правоохранительными органами предотвращено 1091 преступление, обнаружены 172 бесхозных предмета, совместно проведены 387 учений. За хищение имущества компании задержаны более 13 тыс. человек.
Также Владимир Якунин отметил, что РЖД планируют до конца 2011 года оснастить 34 вокзала досмотровой техникой. Таким образом, число вокзалов, на которых будут установлены видеокамеры, достигнет к концу 2011 года 112.
Вячеслав ЛОБОВ,
обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.