Телемедицинские технологии — на службе здоровья работающих
По данным Минздрава, в России из работающего населения 34% имеют уже сформировавшиеся хронические неинфекционные заболевания, 24% имеют высокий сердечно-сосудистый риск. Таким образом, 58% работников приходят на предприятия больными или потенциально больными людьми. Согласно проведенным исследованиям, на 1000 работающих зафиксированы 52,9 случая выявленных сердечно-сосудистых заболеваний. Мониторинг, проведенный отдельными автотранспортными предприятиями, показал, что порядка 40% водителей даже не подозревали, что у них есть проблемы с давлением.
В Общественной палате РФ прошел «круглый стол» на тему: «О внесении изменений в законодательство Российской Федерации в целях совершенствования проведения медицинских осмотров водителей транспортных средств». Участники дискуссии были единодушны в том, что провести полноценный медосмотр перед рейсом и в конце смены могут себе позволить только крупные таксопарки и пассажирские предприятия, имеющие в штате медицинских работников.
Например, традиционные ежедневные предрейсовые и послерейсовые медосмотры проводятся в Мострансавто, где работают порядка 9 тыс. водителей, каждая производственная база укомплектована штатными медиками. «Однако, несмотря на соблюдение всех регламентных процедур, мы не можем со стопроцентной уверенностью сказать, что выпускаем на линию абсолютно здорового водителя. К сожалению, бывают факты, особенно в утренние часы, когда у водителя, прошедшего предрейсовый осмотр, происходит резкое ухудшение состояния здоровья и даже случаи внезапной смерти. Для нас совершенно очевидно, что контроль за здоровьем водителей должен быть усилен, в том числе и за счет применения новых технологий, — сказала заместитель генерального директора по персоналу АО «Мострансавто» Екатерина Гайдо. — Если при традиционной системе осмотров недопуск составляет около 1%, то при использовании аппаратных комплексов недопуск первоначально доходил до 20% от общего количества водителей. У нас нет цели «забраковать» наших сотрудников, главное, вернуть их в работоспособное состояние. Эти водители впоследствии прошли необходимое лечение и вернулись к трудовой деятельности».
По информации директора филиала службы информационных технологий и связи ГУП «Мосгортранс» Дмитрия Ерзамаева, на предприятии ежемесячно проводятся более 50 тыс. осмотров с применением телемедицины. В основном отстранение водителей связано с повышенным давлением.
«Мы заинтересованы в том, чтобы наработанная база данных медосмотров наших водителей собиралась в одном центре, чтобы работодатели государственных или коммерческих предприятий могли видеть всю картину по каждому конкретному водителю».
Дмитрий Ерзамаев
На практике проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей зачастую превращается в пустую формальность. Единственным средством контроля является запись в журнале, при этом нельзя исключить договоренность с выпускающим на рейс медицинским работником, подтасовку медицинских данных и информации. Время на заполнение журналов и справок может превышать время самого осмотра, а фиксирование результатов на бумажном носителе существенно усложняет их дальнейшую обработку.
На помощь приходят телемедицинские технологии, позволяющие в дистанционном режиме проводить эту процедуру при существенной экономии времени и финансов. «Потребность в доступности медосмотров приводит к необходимости пересмотра действующего законодательства о проведении медосмотров водителей, в связи с чем подготовлен соответствующий законопроект, который дает право работодателям выбирать порядок его проведения, в том числе дистанционно, без ухудшения качества», — подчеркнул модератор «круглого стола» — председатель Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Воронцов.
Он обратил внимание на загруженность врачей и приостановку текущих программ диспансеризации из-за пандемии коронавируса: «Организация пассажирских перевозок — это область трудовых отношений, связанная не только с повышенной ответственностью, но и с высоким риском причинения вреда здоровью работника. Нельзя недооценивать профилактику и своевременную диагностику профессиональных заболеваний».
Как пояснил заместитель директора департамента общественного здоровья, коммуникаций и экспертной деятельности Минздрава России Максим Некрасов, законопроект Минздрава о совершенствовании медицинских осмотров внесен в Правительство РФ после поручения Президента РФ по разработке автоматизированного дистанционного предрейсового и послерейсового контроля водителей. Основные изменения вносятся в ряд законов: «О безопасности дорожного движения», «Об электроэнергетике», «О железнодорожном транспорте», «Об охране здоровья граждан», «Об уничтожении химического оружия».
Татьяна ЛАРИОНОВА, обозреватель «ТР»
Полностью статью «В цифровом контуре» можно прочитать в №42 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.