Почему риску кражи подвержены любые категории товаров, особенно при автоперевозках
О кражах грузов в России, как и во многих других странах СНГ и Европы, сообщается крайне мало. Именно поэтому совместный отчет TT Club, IMPACT и TAPA представляется важной информацией не только для наших уважаемых читателей. Пояснения к отчету любезно согласился дать региональный представитель Ассоциации по защите перевозимых грузов ТАРА (Transported Asset Protection Association) Илья Смоленцев.
— Если можно, коротко о составителях отчета.
— Это серьезные организации, экспертным оценкам которых можно доверять. TAPA — Ассоциация по защите перевозимых грузов, основана в 1997 году для оказания помощи глобальным производителям, провайдерам логистических услуг, перевозчикам, представителям правоохранительных органов и всем, кто заинтересован в уменьшении потерь в цепях поставок. Ассоциация разрабатывает отраслевые стандарты, проводит обучение и сертификацию, собирает, обрабатывает и распространяет статистику инцидентов, участвует в планировании безопасных маршрутов и использует все доступные ресурсы для развития и внедрения программ безопасности с целью сокращения потерь из-за краж перевозимых грузов.
ТТ Club образован в 1968 году ведущими морскими линиями и транспортными компаниями для обеспечения страховой защиты на заре «контейнерной революции», входит в страховую группу Thomas Miller, основанную в 1885 году. В ТТ Club застраховано 80% мирового парка контейнерного оборудования и 18 из 20 крупнейших морских линий. Там же застраховано 46% всех рисков 100 крупнейших портов мира.
IMPACT является независимым источником данных, который разработал информационно-аналитическую систему, способную собирать и обрабатывать все доступные данные о кражах из любых открытых источников, чтобы предоставить отрасли объективную информацию, необходимую для полноценной оценки рисков при перевозках по территории России и стран СНГ. Без преувеличения, IMPACT является уникальным сервисом в сфере безопасности грузоперевозок и логистики.
Ни одна из существующих систем по проверке контрагентов не способна выявлять фальсифицированные документы, указываемые в заявке на перевозку или предъявляемые водителями на погрузке. Так же как ни одна из существующих систем не может определить, участвовал ли водитель или ТС в предыдущих мошеннических схемах хищений грузов. Проверка проводится в комплексе по параметрам и сведениям, которые другие сервисы не отслеживают и не предоставляют.
— Думаю, не все «открытые источники» заслуживают доверия…
— Разумеется. Информация об инцидентах черпается из решений российских арбитражных судов по вопросам утраты груза, сообщений СМИ и от своих партнеров (страхователи, грузоперевозчики, грузоотправители). Перед загрузкой на портал вся информация тщательно проверяется и является полностью достоверной. В частности, данный отчет содержит статистические данные системы IMPACT, информацию из открытых источников, СМИ, судебных разбирательств, связанных с кражами груза, а также собственные данные TT Club по убыткам за период 2019-2020 годов. Авторы отмечают, что представленная информация об инцидентах является лишь частью реального числа преступлений с грузами в России, поскольку, очевидно, большое количество инцидентов не доходит до полиции и страховых компаний и не находит отражения в соответствующих отчетах. Однако представленный совокупный массив данных — более 300 случаев в 2020 году и 500 в 2019 году — является достаточно репрезентативным для оценки текущей ситуации и выявления ключевых криминальных тенденций в российском сегменте грузоперевозок.
При подготовке настоящего доклада IMPACT и TT Club также проанализировали официальную статистику преступлений в области краж грузов в России за 5-летний период (2016-2020 годы), которая демонстрирует тенденцию к снижению общего числа преступлений, связанных с грузами.
— Позитивная тенденция…
— Это так. Согласно официальным данным, которые охватывают кражи преимущественно на железнодорожном, водном и авиатранспорте, количество инцидентов с грузами в России за 5-летний период сократилось на 45% — с 2452 случаев в 2016 году до 1334 в 2020 году. Уровень преступлений, связанных с применением насилия, также постепенно снижается. В 2016 году были зарегистрированы 370 инцидентов, а в 2020 году — 235. В определенной степени на статистику повлияла пандемия.
В то же время COVID-19 оказал влияние на все социально-экономические процессы в 2020 году, изменил тенденцию в способах хищения грузов. Местные и национальные ограничения и запреты на перемещение населения и товаров сказались на способности преступников оставаться незамеченными и быстро менять свое местоположение, что также изменило характер их действий.
В целом количество зарегистрированных инцидентов сократилось за период с 2019 по 2020 год примерно на 35%.
Шамиль БАЙБЕКОВ
Полностью статью «Белый» товар на «сером» рынке» можно прочитать в №44 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.