Предстоит совместная слаженная работа с применением цифровых технологий
В Нижнем Новгороде прошла Х Всероссийская конференция «Транспортная безопасность и технологии противостояния терроризму — 2021», оператором которой выступило АНО «Индустрия безопасности». Предлагаем нашим читателям серию материалов с этого форума.
Сегодня первый из них.
— В последние десятилетия уровень активности различного рода террористических организаций во всем мире возрастает. При этом очевидно, что дальнейшее развитие и бесперебойное функционирование транспортного комплекса России возможны только при условии обеспечения надлежащей степени его защищенности от актов незаконного вмешательства (АНВ).
В Российской Федерации защита транспортного комплекса от АНВ осуществляется на основании сформированной системы обеспечения транспортной безопасности (ОТБ), правовую и организационную основу которой составляют Федеральный закон «О транспортной безопасности» и изданные в его развитие нормативные правовые акты (НПА).
Мероприятия по ОТБ являются неотъемлемой составной частью антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (ОТИ и ТС).
В настоящее время основной задачей в указанной сфере является дальнейшее совершенствование законодательства, в том числе путем гармонизации подходов по реализации требований транспортной безопасности в условиях экономических ограничений.
Необходимость повышения уровня ОТБ была продиктована проявлениями терроризма и экстремизма и задачей обезопасить авиационный транспорт от АНВ.
Своевременное пресечение актов террористической направленности является важнейшей частью совместной работы, которая должна выполняться слаженно, в том числе с применением цифровых технологий, необходимых для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан на транспортном комплексе.
Необходимо отметить, что работа по совершенствованию нормативной правовой базы в области ОТБ объектов ТИ и ТС воздушного транспорта осуществляется на постоянной основе.
16 февраля 2021 года в соответствии с приказом Минтранса России № 39 образована Межведомственная рабочая группа (МРГ) по совершенствованию законодательства и нормативно-правовых основ в области ОТБ по результатам правоприменительной практики в целях уточнения и конкретизации терминов и формулировок, устранения противоречий и дублирования, а также оптимизации порядка практического применения установленных правил и требований.
С учетом положений данного приказа распоряжением Минтранса России от 20 февраля 2021 года № АС-28-р утвержден состав подгруппы по воздушному транспорту МРГ, в которую вошли представители наиболее крупных субъектов транспортной инфраструктуры, ключевых перевозчиков и причастных федеральных органов исполнительной власти.
На заседаниях подгруппы МРГ на регулярной основе рассматриваются обращения по вопросам, касающимся реализации требований, которые поступают от граждан, субъектов транспортной инфраструктуры, компетентных органов в области ОТБ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; вырабатываются консолидированные решения по внесению изменений в требования с участием представителей ФСБ России, МВД России, Минэкономразвития России и членов экспертного и делового сообщества.
В частности, приоритетным направлением деятельности в настоящее время является продолжение работы по совершенствованию и исключению избыточных норм законодательства о транспортной безопасности Российской Федерации.
Необходимо отметить, что в сравнении с ранее действовавшими требованиями, утвержденными приказом Минтранса России от 8 февраля 2011 года № 40 и постановлением Правительства РФ от 28 июля 2018 года № 886, ключевые требования в части оснащения объектов транспортной инфраструктуры техническими средствами ОТБ, инженерно-техническими средствами и привлечения подразделений транспортной безопасности (ПТБ) снижены при разработке постановления Правительства РФ от 5 октября 2020 года № 1605 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта».
Также следует отметить, что в рамках проведенных заседаний подгруппы МРГ прорабатывались многие вопросы, в том числе и необходимость отдельной регламентации порядка допуска на объекты транспортной инфраструктуры воздушного транспорта сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, а также физических лиц, задержанных в административно— или уголовно-процессуальном порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2020 года № 1603 введены в действие Требования по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, не подлежащих категорированию, в основной массе к которым относятся аэродромы, предназначенные для приемки воздушных судов с малой пассажировместимостью, а также посадочные площадки.
В рамках проведенного Минтрансом России анализа правоприменительной практики был определен круг основных проблемных вопросов практической реализации требований 1603, свидетельствующих о необходимости пересмотра ряда положений, в целях оптимизации требований в настоящее время подготовлен проект новых, дополнительно дифференцированных требований по ОТБ для отдельных аэродромов, предназначенных для приемки воздушных судов с малой пассажировместимостью, а также посадочных площадок и вертодромов, предусматривающий исключение следующих обязанностей:
• по оснащению техническими средствами ОТБ;
• по выделению и оборудованию отдельных помещений или участков помещений для управления техническими средствами и силами ОТБ объекта транспортной инфраструктуры;
• по привлечению подразделений транспортной безопасности;
• по аттестации сил ОТБ, за исключением аттестации лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры и на объекте транспортной инфраструктуры;
• по установлению секторов зоны транспортной безопасности;
• по организации пропускного и внутриобъектового режимов.
По мнению Минтранса России, данные изменения позволят дополнительно сократить финансовые затраты субъектов транспортной инфраструктуры путем устранения избыточных норм, не оказывающих существенного влияния на ОТБ.
В настоящее время соответствующий проект нормативного правового акта проходит регламентные процедуры для внесения установленным порядком в Правительство РФ.
Планируемый срок вступления в силу разработанного постановления — 1 марта 2022 года.
В части корректировки положений требований по обеспечению транспортной безопасности для транспортных средств воздушного транспорта (постановление Правительства РФ от 5 октября 2020 года № 1604) в ходе проведенных заседаний подгруппы МРГ рассмотрен ряд предложений по доработке указанного проекта. Большинство предложений были поддержаны участниками заседаний, в том числе:
• перенос срока оснащения воздушных судов техническими средствами, обеспечивающими видеообнаружение, видеонаблюдение и видеомониторинг, что в свою очередь предполагает отсрочку финансовых затрат субъектов транспортной инфраструктуры на реализацию данных требований;
• необходимость разработки отдельного приложения к проекту акта, предусматривающего типовую форму паспорта ОТБ транспортного средства (групп транспортных средств) воздушных судов авиации общего назначения, согласно которому предлагается значительно сократить перечень приложений к указанному паспорту;
• необходимость разработки и утверждения инструкции о пропускном режиме на транспортное средство, включая порядок допуска к воздушному судну, в зону транспортной безопасности транспортного средства, к системам, агрегатам, механизмам, средствам управления и обеспечения функционирования транспортного средства (далее — критические элементы) пассажиров и членов экипажа транспортного средства, иных физических лиц, материальных объектов, а также порядок сверки и (или) проверки документов, на основании которых осуществляется допуск физических лиц, грузов, багажа, почтовых отправлений, ручной клади и личных вещей, находящихся у физических лиц, иных материальных объектов (далее — объекты досмотра) в зону транспортной безопасности транспортного средства, с описанием требований к содержанию разовых и постоянных пропусков;
• гармонизация проекта акта с учетом стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в части необходимости информирования командира воздушного судна и всех членов экипажа о местонахождении кресла, занимаемого каждым вооруженным лицом на борту воздушного судна, в порядке, предусмотренном паспортом транспортного средства (при наличии соответствующей информации);
• необходимость установления нормы, позволяющей обеспечивать хранение видеоинформации у субъекта транспортной инфраструктуры вне воздушного судна.
Следует отметить, что в Минтранс России от субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков поступает большое количество обращений с целью их разъяснения.
Поэтому необходимо отметить, что в настоящее время наша совместная работа заключается не только в постановке проблемных вопросов, но и в выработке конкретных предложений от транспортного сообщества по путям их решения.
В случаях необходимости доработки НПА в области ОТБ отмечается необходимость формирования предложений по корректировке соответствующих положений законодательства Российской Федерации.
Есть уверенность, что совместная работа по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности позволит достичь оптимальных решений в части создания нового облика нормативных правовых актов.
Алексей КАБАНОВ, консультант аналитического отдела
Департамента транспортной безопасности Минтранса России
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.