Предметный разговор на актуальные темы в области транспортной безопасности
Это был представительный форум. Руководители отрасли собрались на конференцию, чтобы обсудить вопросы транспортной безопасности, в том числе коммуникации в новом формате.
Перед началом работы министр транспорта РФ Виталий Савельев напомнил в своем послании, что обеспечение защиты граждан и транспортных объектов от актов незаконного вмешательства и противоправных действий возможно благодаря выстроенному на протяжении многих лет диалогу федеральных органов исполнительной власти и делового сообщества. А также применению инновационных подходов и цифровых технологий.
Любопытно, что перед началом деловой части всем собравшимся был задан вопрос: «С чем у вас ассоциируется понятие «безопасность»? (Кстати, перевод с латыни этого слова означает «исключение страха».) С помощью смартфонов в режиме реального времени большинство выбрало вариант: «Безопасность моя и моих близких».
Открывая дискуссию, заместитель министра транспорта РФ Александр Суханов напомнил, что транспортная отрасль — одна из составляющих деятельности государства. Она играет очень важную роль, в том числе в социальной жизни каждого гражданина, и является важным инструментом в достижении социально-экономических и внешнеполитических целей государства. Поэтому и вопросы обеспечения транспортной безопасности (ОТБ) обсуждаются на самом высоком уровне. В том числе на заседаниях Совета безопасности РФ и национального антитеррористического комитета. Они, безусловно, повышают защищенность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (ОТИ и ТС). Эти мероприятия позволяют более подробно и более детально обсуждать проблемы, которые касаются не только транспортного комплекса, но и отдельно взятых регионов. Недавно, например, прошло выездное совещание в Иркутске под руководством секретаря Совета безопасности РФ Николая Патрушева, где присутствовали все главы субъектов СФО.
Говоря о ближайших задачах Минтранса России в сфере безопасности, Александр Суханов подчеркнул, что основное направление — это совершенствование законодательства. В частности, сопровождение четырех законопроектов, которые находятся на рассмотрении в Госдуме РФ и должны быть приняты в 2022 году.
Среди основных задач на перспективу — обсуждение Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года с прогнозом до 2035-го, где тоже несколько разделов посвящено ОТБ. И есть надежда, что Комплексная программа по обеспечению безопасности населения на транспорте будет продолжена в связи с планированием ряда международных мероприятий в 2022–2024 годах.
Стоит отметить, что среди главных задач, стоящих перед Минтрансом России, есть и такая, которая находится под пристальным вниманием главы нашего государства, Правительства РФ, а также региональных властей. Это развитие малой авиации, вопросы безопасности малых аэродромов. На данный момент головное ведомство подготовило новую редакцию Требований по ОТБ, которые направлены на их упрощение.
Как рассказал заместитель министра транспорта РФ Игорь Чалик, в постановлении Правительства РФ № 1603, подписанном в октябре 2020 года, один из пунктов гласит, что в течение года Минтранс должен провести анализ правоприменительной практики и, соответственно, внести коррективы. Поэтому за прошедший год подготовлен новый проект постановления. Недавно он рассматривался на президиуме Правительственной комиссии по транспорту и получил одобрение. В этом проекте сделана еще одна градация: разделены площадки «малые аэродромы» по степени оснащенности особо опасными объектами инфраструктуры. Таким образом, для аэродромов, которые не оснащены подобного рода объектами, требования значительно уменьшены (в стоимостном выражении примерно в 10 раз).
С момента подписания краеугольного ФЗ № 16 «О транспортной безопасности» прошло 14 лет. Срок немалый. Как с того времени изменились подходы по ОТБ и чем руководствовался регулятор при принятии решения по оптимизации установленных законом требований? Об этом рассказал директор Департамента транспортной безопасности Минтранса России Анатолий Демьянов.
— Закон вышел в 2007 году. Его появлению предшествовала кропотливая работа, начиная с 2003 года. Тогда в штатном расписании и Департамент транспортной безопасности назывался по-другому.
С тех пор была выстроена целая система, которая не имеет аналогов в мире. Она постоянно совершенствуется. Для этого достаточно вспомнить федеральные законы № 15 и № 270. Надо сказать, что работа продолжается и сейчас, процесс этот динамичный — с учетом анализа правоприменительной практики, с учетом оптимизации затрат.
Одним словом, тогда не было системы, работали по ситуации, полагаясь на профессионализм.
Сегодня эта система есть. И учебные заведения готовят специалистов, и технические средства ОТБ сертификацию проходят, есть ассоциация и фонд, другие общественные организации.
Что касается приоритетов при принятии решений, то на каждом этапе они свои. Главный — безопасность. Сегодня стремимся оптимизировать затраты ОТИ на ОТБ не в ущерб все той же безопасности.
Помимо всего прочего, в Минтрансе России создана Межведомственная рабочая группа по видам транспорта, где уже корректируются те нормативно-правовые акты, которые изданы недавно. В рамках № 270 ФЗ эта работа продолжается постоянно и динамично.
Заместитель главы Комитета по транспорту и строительству Госдумы РФ Александр Старовойтов является еще и председателем общественного совета АНО «Агентство по развитию транспорта, безопасности и туризма». Неудивительно, что его деятельность на протяжении длительного времени связана с вопросами обеспечения безопасности. Поэтому с учетом его опыта, как законодателя, интересно было узнать, где можно упростить бюрократические процедуры и снять излишние нагрузки с людей, занятых законотворчеством.
Свое выступление он начал с того, что сфера транспортной безопасности — это как раз та сфера, где основная нагрузка все же лежит на регуляторе. Поэтому он пожелал Минтрансу России в более активном формате взаимодействовать с их комитетом.
В частности, в этом вопросе поможет намеченная на расширенном комитете некая дорожная карта, с помощью которой будут проходить эти коммуникации.
Опыт показывает, что не всегда получается обсудить весь спектр вопросов на многочисленных форумах, конференциях. Поэтому вышеназванное АНО пришло к выводу, что в рамках одного мероприятия надо обсуждать один вид транспорта. В таком формате начал работать и Минтранс России.
Кроме того, Александр Старовойтов предложил еще один формат общения. Это ежемесячное формирование некоего пула вопросов в адрес заинтересованных агентств, а Минтранс России будет давать на них ежемесячные ответы.
Советник руководителя Ространснадзора Владимир Черток, выступая на различных площадках, довольно часто употребляет такое понятие, как «культура безопасности». Это особенно актуально в связи с тем, что ИКАО объявила 2021 год Годом культуры авиационной безопасности. Как же Россия реализовала намеченный план мероприятий на этот год на глобальном, региональном и национальном уровнях?
— Сегодня на повестке дня главный вопрос — создание безусловного выполнения требований безопасности. Время не стоит на месте: постоянно внедряются новые технические средства, продолжаются попытки исключить влияние человеческого фактора. С другой стороны, новые технологии, которые связаны с информатизацией, цифровизацией, дистанционным контролем и нестандартными решениями, они фактически предоставляют возможности для других напастей. Это киберугрозы, наличие инсайдеров, использование БПЛА.
Все мы знаем восемь критических элементов безопасности. И первое — это законодательство. Важно, чтобы оно очень быстро реагировало на новые вызовы. Сегодня сложилась, к примеру, такая ситуация. Многие разработчики новых инновационных технических средств досмотра озабочены тем, что не могут сертифицировать свою продукцию, потому что нет установленных требований к этой продукции.
Надо перестраиваться. Может, какие-то другие принципы применять в сфере именно безопасности, потому что здесь отставать нельзя. Если угроза будет нас опережать, то это очень тяжело для отрасли.
Ну а в целом хочу сказать, что мы успешно прошли проверку авиационной безопасности на хорошем мировом уровне. Только что заместитель министра транспорта РФ Игорь Чалик подписал план корректирующих действий, который одобрила ИКАО. Это план по рекомендациям проверки. Откровенно скажу, что на сегодняшний день Россия в этом направлении идет в лидерах среди 193 стран, входящих в ИКАО. Именно в обеспечении транспортной безопасности.
Что касается глобального уровня, то мы передаем наш опыт на различных площадках. Недавно делали это на глобальном симпозиуме авиационной безопасности. Российская делегация была на конференции высокого уровня — это конференция министров. Там предлагали свои новые подходы, в том числе поддержать инновационные решения по ТБ, именно бесконтактные и дистанционные, чтобы обезопасить и пассажиров, и персонал, и летный состав.
На региональном уровне у нас очень хорошие позиции на площадке Северо-Атлантического и Европейского бюро ИКАО. Довольно скоро у нас будет новое веяние: первая конференция, посвященная обмену опытом ИКАО на площадке Евразийской экономической комиссии.
Если говорить о национальном уровне, то и здесь проводится достаточно много мероприятий. В этот процесс активно подключили и Ассоциацию ТБ, и многие СМИ. С их помощью подготовили два видеоролика, разместили их на официальном сайте ИКАО. Один из них был посвящен созданию позитивного образа сотрудника ТБ.
Интересным было выступление вице-президента Российского транспортного союза Валерия Алексеева, который также является сопредседателем рабочей группы по ТБ и подкомиссии по совершенствованию контрольных, надзорных и разрешительных функций.
Он отметил, что рабочая группа занимается оценкой тех нормативно-правовых актов и проектов законов, которые разработаны Минтрансом России для обеспечения транспортной безопасности. В рабочую группу входит два состава (один от бизнеса, второй — от власти). Представляя интересы первых, Валерий Алексеев пояснил, что задачи бизнеса — исполнить те нормативы, которые выработаны и утверждены. Но в то же время важно, чтобы финансовая составляющая по ОТБ не влияла на осуществление самих перевозок.
И с этой точки зрения новые коммуникации, образованные в рамках «регуляторной гильотины», в корне изменились. Раньше на конференциях разрабатывались предложения для федеральных органов исполнительной власти, а затем они рассматривались. Но довольно часто представители бизнеса и сами субъекты транспортной инфраструктуры не были включены в эту работу.
Теперь все проекты должны быть согласованы с рабочей группой. А это около ста экспертов из всех регионов России, они и специализируются по разным видам транспорта. Поэтому для оценки того или иного НПА рассылаются все проекты всем экспертам. И каждый из них может дать свое заключение.
В результате члены рабочей группы обязаны принимать решения, основываясь на этих заключениях. Минтранс России в дальнейшем их учитывает, проводя серьезный отбор.
Одним из статусных участников прошедшего форума был заместитель начальника управления Президента РФ по обеспечению деятельности Госсовета РФ Александр Юрчик. Он сообщил, что на каждом мероприятии Владимир Путин говорит о необходимости соблюдать высокий уровень безопасности. Но в то же время оптимизировать требования к различным видам бизнеса. Это одна из самых главных задач.
Будем откровенны, почти всегда есть соблазн делать все так, чтобы легче было контролировать, надзирать, чем упорно самому работать. Зачастую грешим, сами того не сознавая, стремлением облегчить свой труд по контролю. А это ложится нагрузкой на бизнес, и, естественно, возникает определенный диссонанс. Вот почему так важен вопрос оптимизации подобных требований.
Об этом нам нужно крепко задуматься.
Виктор ДМИТРИЕВ
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.