Устройства на колесиках угрожают жизни
Почти 350 человек пострадали в ДТП с электросамокатами в России в 2021 году, что в два раза больше, чем годом ранее. Погибли девять человек — четыре пешехода и пять водителей самокатов. Таковы данные МВД России. В организации «Союз пешеходов» считают, что пострадавших гораздо больше.
ПО ВСЕЙ РУСИ ВЕЛИКОЙ…
Гибель известного российского ученого-физиолога, специалиста в области физиологии зрения, доктора биологических наук, профессора, автора более ста статей в отечественных и зарубежных журналах, правнука поэта Федора Тютчева, 80-летнего Ивана Пигарева широко освещалась в СМИ. Он скончался после столкновения с самокатом, которым управлял 38-летний уроженец Белоруссии.
Пересекая дорогу на самокате, в Тверской области попал под автомобиль и погиб 10-летний мальчик. В Подмосковье 32-летний водитель внедорожника насмерть сбил 45-летнего водителя самоката. 47-летняя жительница Петербурга умерла в больнице после падения с самоката в прогулочной зоне Крестовского острова.
Еще больше сообщений о серьезных травмах как у самих самокатчиков, так и у тех, с кем они сталкиваются. Многие из них поступили из Северной столицы. 13 мая попал в больницу 31-летний солист балета Мариинского театра Давид Залеев. Он получил тяжелую травму головы при падении с самоката. Ехал по тротуару пьяным и упал, задев прохожего. Танцора ввели в кому. В его крови обнаружено больше двух промилле этанола (примерно 400 мл водки). Залеев пришел в сознание лишь спустя две с лишним недели.
В тот же вечер, 13 мая, группа молодых людей на самокатах сбила двух прохожих на Невском проспекте. Один из пострадавших, врач и писатель Валерий Айрапетян, вступил с обидчиками в конфликт, и те его избили. Он попал в больницу с переломами ребер. Как рассказала супруга пострадавшего, неподалеку находились полицейские, но задерживать драчунов они не стали. Однако на размещенное в Интернете видео отреагировал глава СКР Александр Бастрыкин. Он потребовал возбудить дело и найти «банду» самокатчиков. СКР возбудил дело о хулиганстве и задержал двух подозреваемых. Судом они были отправлены под арест.
А потом еще была и «ударная» пятидневка. 1 и 2 июня двух четырехлетних мальчиков и пятилетнюю девочку в разных районах Петербурга сбили электросамокаты. Дети госпитализированы, двое — в тяжелом состоянии. Подозреваемых задержали, в отношении них возбуждены дела о причинении тяжкого вреда здоровью по неосторожности. 3 июня госпитализированы еще двое детей, 4 июня — пенсионерка, получившая перелом позвоночника.
Однако в полицейские сводки вряд ли попали случаи, о которых свидетельствуют очевидцы-пешеходы. Вот часть из них.
«Самокатчики. Сейчас они повсюду. Особенно много на таком транспорте гоняет курьеров, которые мчатся сломя голову на всех парах, чтобы успеть с заказом. Я постоянно опасаюсь, что один из них в меня врежется. Он-то довезет гамбургер клиенту, а меня потом будут отскребать с дороги!»
«Однажды я стала свидетелем настоящего кошмара во время прогулки. Через парк шла велодорожка, по которой прогуливались две дамы с коляской. Конечно, они и сами виноваты, ведь шли в неположенном месте, но даже велосипедисты умудрялись их объезжать, а вот владелец электросамоката затормозить не смог, и на полной скорости влетел в коляску и опрокинул ее, после чего оттуда выпал сверток, полагаю, это был ребенок. Женщины набросились на самокатчика, а позже к ним присоединился муж одной из них, который начал избивать его. Дальше — суматоха. Самокатчика начали защищать велосипедисты, женщин — прохожие. Я поспешила уйти оттуда, пока не приехала полиция».
Аварии с самокатами происходили во многих городах России — Петрозаводске, Новосибирске, Волгограде, Хабаровске. И чем больше в городах становится самокатчиков, тем больше ненависти к ним. Год 2021 стал в каком-то смысле переломным в отношении общества к этому на вид безобидному явлению. Не только у нас, но и во множестве стран на уровне парламентов и правительств выдвигаются требования и законопроекты против как самокатчиков-пользователей, так и фирм, которые сдают этот вид транспорта в аренду. И уже СКР констатирует участившиеся случаи «агрессивного вождения электросамокатов», а глава ведомства Александр Бастрыкин требует урегулировать законодательство об их передвижении.
СКОРОСТНОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ
В годы моего детства самокат считался развлечением малышни, и на нем было сложно получить травму тяжелее отцовского подзатыльника. Мастерили его те, кто был постарше. Из «стройматериалов» — две-три досточки и пара подшипников. Немного поработаешь молотком и ножовкой — и готово, можешь кататься. Однако, помню, став постарше, от самокатов отказывались. Что за радость — одной ногой стоишь, другой отталкиваешься? Ни скорости, ни особого удовольствия! То ли дело велосипед! На нем и погонять, и просто покататься, и на рыбалку отправиться…
Прошло немало лет, самокаты вновь в моде, их популярность растет как на дрожжах, и они уже соперничают на равных с велосипедами! У них ведь появился мотор, а значит, можно кататься с ветерком! По всей видимости, изнеженную публику, как всегда, прельщает простота — чем примитивнее, тем лучше. На велосипеде надо уметь держать равновесие и с усилием крутить педали. Самокат этого не требует — просто встаешь и едешь. Он максимально демократичен — доступен и слабой женщине, и ребенку, и старику. К тому же малогабаритен, многие модели складные, то есть их легко можно взять с собой куда угодно. А если нет своего личного транспорта, а покататься захотелось, то на каждом шагу — самокаты напрокат.
Для многих важно, что самокат создает иллюзию полной безопасности: стоишь почти на уровне земли, колесики маленькие, падать вроде как невысоко — не то что с велосипеда. Впрочем, это и впрямь иллюзия. Телепрограмма «Главная дорога» в мае 2021 года провела краш-тест с электросамокатами. При столкновении с человеком на скорости 20 км/час вероятность летального исхода составляла 90%.
При этом выяснилось, что это далеко не детское увлечение: самые ярые фанаты электросамокатов оказались взрослые. Многие, видимо, вспомнили детство. Страшное явление — когда на самокат забираются двое взрослых людей и мчат на скорости до 60 км/час, что просто немыслимо в рамках пешеходных зон! Видел такие влюбленные парочки. Это что, современная романтика?
Повлияла на «самокатный бум» и пандемия, ведь сидеть дома скучно и грустно. Когда в прошлом году поступила команда о самоизоляции, началось удивительное. Курьеры, которых резко потребовалось в разы больше, пересели на велосипеды и электросамокаты. В те смутные дни ходьба по городу стала опаснее обычного: с одной стороны — масочный режим, с другой — бешено мчащиеся с горячей пиццей и бургерами курьеры.
— Первые жалобы на электросамокаты нам начали поступать в 2016 году. Мы стали писать в ГИБДД и получили ответ: «В соответствии с правилами дорожного движения водители самокатов, гироскутеров, моноколес и сегвеев считаются пешеходами», — рассказывает председатель общественного движения «Союз пешеходов» Владимир Соколов.
А уже в 2020-м многие из нас были поражены количеством рассекающих по столице людей на самокатах. Мэрия Москвы приводит цифры: только на арендованных самокатах в 2020 году в столице было совершено два млн поездок, в 2021-м эта цифра выросла в пять раз. За тот же период продажи самокатов выросли в три с лишним раза. Небывалый спрос резко увеличил количество точек проката. Но к тому моменту личный самокат был у многих. На любой аллее, в каждом парке и дети, и взрослые — все внезапно перестали просто гулять, а стали «самокатчиками». А чем больше их становилось, тем злее становился «пешеходный народ». Гонщиков на маленьких колесиках реально стали бояться. Одни сами попали в «происшествия» с самокатами, другие просто были наслышаны об этом. Основные факторы испуга: во-первых, самокаты движутся практически бесшумно, во-вторых, на скорости, которая в несколько раз превышает скорость пешехода, и, пожалуй, главный фактор — они могут ударить сзади, а это — сильнейший стресс.
ЛАВИРУЯ МЕЖДУ ЗАКОНАМИ
В России у электросамокатов нет четкого правового статуса, и когда он появится — непонятно. Сейчас пользователей самокатов относят к пешеходам. Как, например, владельцев скейтбордов, велосипедов и роликовых коньков. Да и двигаться они могут там, где идут обычные люди — по тротуарам.
С другой стороны, в ПДД обозначено, что двух- или трехколесное транспортное средство, способное ехать со скоростью 50 км/час и имеющее двигатель внутреннего сгорания или электродвигатель определенной мощности, называется мопедом. Это означает, что их владельцы должны иметь права категории «М». Однако с такой постановкой вопроса согласны не все эксперты: чтобы электросамокаты приравнять к мопедам, согласно установленным требованиям, они должны иметь сиденья.
Несмотря на расхождение во взглядах на проблему, все сходятся в одном: движение самокатов в России необходимо отрегулировать на законодательном уровне. По поручению СКР поправки в ПДД готовит Минтранс России. В феврале 2021-го отраслевое ведомство такие поправки разработало. В частности, предложив ограничить скорость самокатчиков до 25 км/час. Если они находятся на тротуаре, то обязаны двигаться со скоростью людского потока или идти пешком. Им запрещено перевозить пассажиров, двигаться по большим автомагистралям и т. д. Руководитель общественного движения «Малый электротранспорт России» Александр Осипов считает, что предложения Минтранса содержат все необходимые нормы, и непонятно, почему их до сих пор не приняли.
Впрочем, не все так просто. Например, есть проблемы с определением скорости, ведь спидометры имеют не все самокаты. Сервисы их аренды имеют техническую возможность ограничивать скорость своих «стальных коней», но не всегда хотят. А частники просто не желают. Какой же русский не любит быстрой езды?
— Максимальную скорость должен ограничивать производитель. И необходимо ввести процедуру сертификации: перед тем как попасть на российский рынок, каждый самокат должен проверяться на мощность, — утверждает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. — Такая процедура работает во многих странах Европы.
И пока на федеральном уровне четкого статуса у электросамокатов нет, регулировать правила их передвижения пытаются на местном уровне. В этом году дело сдвинулось с мертвой точки: в Москве и Петербурге ограничили скорость движения самокатов до 15 км/час. Но это касается только центра города и относится лишь к арендным самокатам. В Екатеринбурге и Томске уже определены зоны, где самокаты также не могут развивать скорость выше 15 км/час. Однако на эти меры пошли немногие города. Остальная часть страны продолжает гонять по принципу «кто во что горазд».
Горячие головы требуют полного запрета электросамокатов в городах на том основании, что они не приспособлены для такой езды. Эту точку зрения не разделяет организатор движения московских самокатов Александр Нилов.
— Я крайне отрицательно отношусь к этой идее, потому что любые средства индивидуальной мобильности — это логичное развитие современных городов, — высказался он. — Мы это видим на примере Европы — автомобилей становится меньше, а самокатов больше. Конечно, для общей безопасности нужно снижать скорость. Но, главное, это вопрос культуры передвижения, которая только зарождается. Люди, использующие самокаты — это не какая-то особая субкультура. Это обычные горожане, которые пять минут назад были пешеходами, пассажирами общественного транспорта и просто захотели оптимизировать свое передвижение по городу. Большое количество автомобилистов возят самокат у себя в багажнике. Кто-то ставит машину за несколько километров от офиса и пользуется прокатным самокатом, чтобы доехать до офиса и не искать парковку. В этом плане самокат, в том числе электрический, очень удобное средство передвижения, тем более в рамках мегаполиса. Передвижение на самокате обладает такой психологической привлекательностью, что запретить самокаты тоже едва ли удастся. Этого джинна уже не загнать обратно в бутылку.
Разумеется, по нынешней погоде на самокате не погоняешь. Однако за зимой наступит весна, а к ней надо подойти в полной законодательной готовности.
Владимир ГОНДУСОВ
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.