На северо-западной оконечности острова Вайгач в конце 2021 года успешно была проведена спасательная операция по снятию с прибрежных камней двух барж с нефтепродуктами. Документы об окончании работ подписаны представителями ФГБУ «Морспасслужба» и ПАО «Ленское объединенное речное пароходство», сообщает Росморречфлот. После завершения операции аварийные суда были отбуксированы в безопасное место и переданы владельцу.
Обращение с просьбой о проведении аварийно-спасательной операции поступило спасателям 24 ноября 2021 года. Две баржи с грузом нефтепродуктов — 7000 тонн дизтоплива и 170 тонн керосина — сели на мель в прибрежной зоне острова Вайгач. В момент происшествия они находились на буксире у морского судна «Пак», но на ситуацию повлияли штормовой ветер, волны и подвижки ледовых полей.
Из-за инцидента возникла угроза экологической катастрофы, по своему масштабу сопоставимой с происшествием под Норильском. Через 35 минут после получения обращения к месту аварии был направлен МФАСС «Бейсуг», который в это время дежурил в море в районе Карских ворот. Помимо этого, к месту происшествия были направлены корабли «Сейвал» и «Спасатель Карев», на борту которых разместились спасатели и оборудование.
Визуальный осмотр и разведка показали, что баржи плотно засели на камнях, а мелководье не позволяло подойти аварийно-спасательным судам. Кроме того, специалисты выяснили, что у обеих барж пробиты все балластные танки, а у одной из них — грузовой танк.
Все работы велись в крайне непростых условиях: температура воздуха достигала -20оС, ситуацию осложняли ветер, полярная ночь и подвижка ледяных полей. Помимо этого, обе баржи были покрыты сплошным ледяным покровом толщиной 30-50 сантиметров, который спасателям пришлось откалывать вручную.
Стаскивать суда с камней было признано небезопасным из-за риска возникновения дополнительных повреждений и разлива нефтепродуктов. Руководители операции решили разгрузить баржи, чтобы повысить их плавучесть. Всего было снято около 5000 тонн груза, которые были перекачаны в танкеры зафрахтованных судовладельцем кораблей «Урарту» и «Орлец».
Работы проводились круглосуточно. Тем не менее, они заняли продолжительное время. В течение декабря с камней была снята первая баржа, позднее — вторая. После снятия судов с камней спасатели провели водолазные осмотры. На основании этих данных были выполнены расчёты прочности и составлен план буксировки.
Буксировкой баржи «МН-4001» в Северодвинск занималось спасательное судно «Ясный», баржу «МН-4001» буксировал корабль «Бейсуг» в сопровождении МФАСС «Спасатель Карев». Маршрут проходил в очень тяжёлых условиях. Караваны несколько раз застревали в плотных льдах, элементы буксирной линии рвались, а сами баржи несколько раз покрывались плотной коркой льда.
Фото Росморречфлота