Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Разделение полномочий

 |  Безопасность

О сложностях взаимодействия двух организаций, когда этот вопрос до конца не отрегулирован

Наша организация — СРО Ассоциация «Промжелдортранс» занимается вопросами обеспечения транспортной безопасности на предприятиях железнодорожного транспорта необщего пользования уже более 10 лет — с момента принятия федерального закона 16-ФЗ. В 2020 году ассоциация отметила свой 25-летний юбилей, и в настоящее время в ее состав входят более 130 организаций.

Это и классические ППЖТ, и крупные компании, имеющие железнодорожные подразделения (их доля составляет сегодня 10%), и сервисные компании по ремонту подвижного состава (примерно 25%). География расположения предприятий ассоциации — вся Россия, от Калининградской области до Приморского края.

В настоящее время наметились положительные тенденции по изменению категорирования объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ).

Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2016 года № 686 к ОТИ на железнодорожном транспорте необщего пользования отнесены следующие участки. Те, на которых осуществляются подача и уборка вагонов с грузами повышенной опасности (перечень которых, кстати, до настоящего времени не утвержден), а также примыкающие к железнодорожным путям, на которых осуществляется высокоскоростное и скоростное сообщение.

Организации, осуществляющие подачу/уборку грузов, не относящихся к разряду грузов повышенной опасности, исключены из Реестра категорированных объектов, в отношении остальных проводится работа по изменению категорий и отнесению объектов к некатегорируемым.

Какая же ситуация складывается сейчас на предприятиях ассоциации? Пандемия и экономический спад сказались на работе предприятий, и объемы перевозки были значительно снижены. В настоящее время ситуация улучшилась, финансовое состояние стабилизировалось. Однако многие организации еще не вышли на прежний уровень по объемам работы.

Мы уже не раз говорили и писали о необходимости дифференцированного подхода к организациям железнодорожного транспорта необщего пользования ввиду их различия по территориальному расположению, объемам работы, периодичности осуществления подачи/уборки вагонов (в некоторых случаях подобная операция осуществляется ежедневно, а в других — один раз в несколько месяцев), по протяженности путевой структуры.

Это все важно учитывать при выполнении Требований по обеспечению транспортной безопасности (ОТБ), принятых постановлениями Правительства РФ как для категорируемых, так и для некатегорируемых объектов и обязательных для выполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры (СТИ). Требования одинаковы для всех организаций.

Их выполнение в части обеспечения транспортной безопасности требует также выделения значительных ресурсов, в том числе немалых финансовых затрат.

Перечислю лишь некоторые из них. Это единовременные (связанные с обустройством мест размещения сил ОТБ и на приобретение и установку инженерно-технических сооружений); текущие эксплуатационные затраты, включаемые в себестоимость предоставляемых услуг в соответствии с учитываемыми элементами затрат, а также текущие затраты подготовительного периода, предполагающие разработку внутренних организационно-распорядительных документов, проведение оценки уязвимости, разработку плана ОТБ, обучение сотрудников и т. д.

По технологии проведения работ подача/уборка вагонов с опасными грузами, как правило, осуществляется с выставочных путей станции примыкания до фронтов погрузки/выгрузки организаций, относящихся к топливно-энергетическому комплексу. Как уже отмечалось специалистами ассоциации ранее, организации топливно-энергетического комплекса в свою очередь осуществляют защиту от актов незаконного вмешательства (АНВ) в соответствии с Федеральным законом «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» № 256-ФЗ. Здесь проявляются перекрестные требования двух ФЗ — вышеназванного и «О транспортной безопасности». Вопрос по эффективному взаимодействию обслуживающей транспортной организации и организации ТЭК (грузополучателя) с разделением их полномочий пока не отрегулирован.

Необходимо отметить, что некоторые из пунктов требований очень трудно выполнимы для наших предприятий. Например. определение и обустройство зон транспортной безопасности, установка досмотровых комплексов. Установка ограждения на подъездных путях, а тем более целого комплекса с пунктом пропуска также не всегда представляется возможной без нарушения железнодорожных габаритов или границ земельной собственности других организаций. Ко всему прочему это еще и очень затратно.

Или еще одна ситуация: есть подъездные пути, по которым опасные грузы перевозятся в небольших количествах для внутренних нужд ТЭЦ один раз в полгода. В соответствии с требованиями такое предприятие должно привлечь подразделение транспортной безопасности (ПТБ), которому фактически придется потрудиться два раза в год, а затраты на содержание у транспортной организации — ежемесячные. Таким образом, если крупные предприятия с большой протяженностью путей и большим объемом работы еще способны справиться с поставленными задачами, то для малодеятельных предприятий это непосильная ноша. Зачастую затраты на выполнение всех мероприятий для небольших предприятий настолько значительны, что возникает вопрос о целесообразности продолжения основной деятельности предприятия.

Другой важный вопрос.

В федеральном законе № 16-ФЗ и в Требованиях по ОТБ предусматриваются подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности.

Для защиты ОТИ от АНВ требуются привлечение аккредитованных ПТБ, а также проведение обучения и аттестации сил ОТБ, состоящих из работников организации.

На объектах транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта необщего пользования и транспортных средствах, имеющих выход на железнодорожные пути общего пользования, персоналом, непосредственно связанным с ОТБ транспортных средств, являются машинисты локомотивов.

Управление локомотивом на железнодорожных путях необщего пользования осуществляется одним человеком, который отвечает в первую очередь за безопасность движения.

Проведение подготовки и аттестации этой категории работников потребует освобождения от основных выполняемых обязанностей на значительное время и излишних финансовых затрат.

Целесообразной представляется замена подготовки и аттестации в области транспортной безопасности на проведение инструктажей и проверку знаний и умений в области ОТБ ответственным за обеспечение транспортной безопасности субъекта транспортной инфраструктуры. Это обстоятельство будет способствовать также и снижению финансовой нагрузки на предприятие.

Требует обсуждения и вопрос привлечения ПТБ на малодеятельные пути, когда подача/уборка вагонов с опасными грузами осуществляется нерегулярно, с большим перерывом во времени, например раз в месяц или реже. Постоянное круглосуточное дежурство подразделений обеспечения транспортной безопасности в такой ситуации — также избыточное требование и излишние затраты.

Учитывая, что в некоторых случаях стоимость железнодорожных путей как сооружения и доходы, которые приносит железнодорожный путь владельцу, меньше, чем расходы, связанные с выполнением требований, предприятие просто может обанкротиться. Государственная поддержка данного вида транспорта не предполагается. Если затраты будут включены в тарифы по обслуживанию грузоотправителей, это может снизить конкурентоспособность железнодорожного транспорта на рынке перевозок в пользу автомобильного транспорта.

Вопросов и несоответствий еще очень много. Требуется дополнительная проработка вопроса по выполнению требований на железнодорожных путях необщего пользования. Было бы целесообразным выделить их в отдельную категорию с установленными требованиями.

В предыдущие годы достаточно часто на площадке ассоциации проводились семинары, конференции, посвященные вопросам ОТБ на промышленном железнодорожном транспорте с участием представителей государственных структур. Участники таких мероприятий — представители организаций железнодорожного транспорта необщего пользования — всегда могли узнать новости законодательства, задать вопросы по интересующим темам, поделиться опытом. Такие мероприятия всегда были очень интересны и полезны. Сейчас образовался некоторый информационный вакуум, многие темы требуют обсуждения, разъяснения именно для железнодорожного транспорта необщего пользования. Считаем необходимым продолжить проведение деловых встреч по вопросам транспортной безопасности для предприятий промышленного железнодорожного транспорта, и ассоциация готова выступить организатором.

Галина АНТОНОВА,
главный специалист
СРО Ассоциация «Промжелдортранс»



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться