Каким он должен быть – единым или по видам транспорта?
В Торгово–промышленной палате РФ прошло заседание организационного комитета по внедрению механизмов национальной системы квалификации в области транспортной безопасности. Речь шла о создании проекта профессионального стандарта «Специалист транспортной безопасности», программе подготовки таких специалистов, их профессионально–общественной аккредитации, создании инфраструктуры для проведения независимой оценки квалификации.
Проблема в том, что, несмотря на постоянное обсуждение этих вопросов на различных заседаниях, конференциях, «круглых столах», дальше разговоров дело не идет. По сей день отсутствуют профессия, специальности, должности. Подготовка сил обеспечения транспортной безопасности осуществляется только по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации.
Итогом встречи в ТПП стало единодушное мнение участников оргкомитета о необходимости создания единого профессионального стандарта «Специалист транспортной безопасности», включающего в себя специфику ОТБ по видам транспорта. В рамках заседания было принято также решение провести в конце февраля 2022 года публичное мероприятие «Внедрение механизмов национальной системы квалификации в области транспортной безопасности».
Спустя несколько дней после заседания в ТПП в онлайн–формате состоялась эксперт–сессия на тему, каким должен быть профстандарт в сфере ОТБ – единым или для каждого вида транспорта?
По мнению начальника Учебного центра по подготовке специалистов в области обеспечения транспортной безопасности РУТ (МИИТ) Марины Жариковой, такой стандарт вообще безоговорочно должен быть.
– Мы на своем портале провели опрос, и 85% высказались за, – отметила эксперт. – Для граждан, выбравших такую работу, она является профессией. Естественно, как и для любой другой профессии, здесь нужен свой профессиональный стандарт. Он необходим при разработке учебных программ, проверке качества обучения на соответствие тем квалификациям, по которым оценивается профессиональный уровень подготовки персонала. Поэтому считаю, что все эти нюансы рассматривать в рамках одного стандарта нельзя.
Эксперт отметила: все существующие образовательные стандарты сформированы для отдельных видов транспорта и изменение этой практики вызовет необходимость внесения серьезных поправок. В частности, при подготовке специалистов. Вместе с тем в профессиональных стандартах для работающих на разных видах транспорта ряд требований по ОТБ будет близким или даже одинаковым, что определяется спецификой законодательства по транспортной безопасности. При этом в структуре специализированных по видам транспорта стандартов есть и уникальные, специфичные для данного вида транспорта знания и навыки, которые вытекают из специфики его функционирования.
Руководитель Комитета по профессиональным квалификациям СПК воздушного транспорта, исполнительный директор ассоциации «Авиационный персонал» Анна Ермилина также высказалась за создание профессиональных стандартов на виды транспорта, на каждый из которых есть даже свои советы по профессиональным квалификациям.
– Скажу больше: 1 сентября 2021 года вступил в силу не стандарт авиационной безопасности, а профессиональный стандарт «Специалист транспортной безопасности на воздушном транспорте гражданской авиации», который уже категорирует специалистов транспортной безопасности на воздушном транспорте, – отметила Анна Ермилина. – Невозможно прописать единые требования к подготовке специалистов в сфере транспортной безопасности для воздушного, железнодорожного, внеуличного транспорта. Поэтому подготовка и аттестация этих сил должна вестись для каждого вида.
Анна Ермилина отметила также, что разработку профессионального стандарта нужно вести с учетом международных требований для воздушного и морского транспорта, с учетом внутренних регламентов. Эксперт добавила, что в I квартале 2022 года должны выйти первые квалификации для специалистов транспортной безопасности на воздушном транспорте.
Исполнительный директор профсоюза «Трансбезопасность» Галина Тюнина согласилась с мнением своих коллег. Она подчеркнула, что разработка одного гигантского стандарта сопряжена с колоссальными трудовыми и временными затратами, такой стандарт потребует серьезной конкретики, внесения многочисленных пояснений, чтобы не упустить ни малейшей особенности, имеющей место на том или ином виде транспорта.
– Но вместе с тем такой подход все же имеет ряд недостатков, – пояснила Галина Тюнина. – В частности, стандарты по видам транспорта будут дублироваться как минимум на две трети. Подразделения транспортной безопасности, работающие на нескольких видах транспорта, в рамках профессиональной подготовки, к примеру, по обнаружению взрывчатых веществ, в особой дополнительной подготовке, как правило, не нуждаются. Разница в деталях. Регулятором же этой работы является Минтранс России совместно с Ространснадзором и другими профильными ведомствами.
Вопросом обеспечения транспортной безопасности, и это вполне понятно, активно занимается Московский метрополитен. Поэтому актуальным стало мнение начальника отдела функционального проектирования службы профориентации, обучения и развития персонала ГУП «Московский метрополитен» Ирины Колодиевской. Она отметила, что вопросом создания профессионального стандарта в области обеспечения транспортной безопасности специалисты московской подземки особенно активно начали заниматься в 2020 году. Тогда совместно с Советом по профессиональным квалификациям в сфере антитеррористической защищенности и охраны объектов (территорий) (СПК «Антитеррор») был разработан совместный проект. Все метрополитены России поддержали инициативу разработки профстандарта, поскольку обеспечение метрополитенов осуществляется исключительно силами работников метрополитена.
– Что касается профессионального стандарта, будь то единый или по видам транспорта, то думаю, что такой стандарт будет принят лет через 5–10, – отметила Ирина Колодиевская, – но пока что это сделать невозможно. Профессиональные стандарты нужно разделять с учетом специфики транспорта, пассажиропотока, нормативных требований. Работодатели в системе метрополитенов придерживаются той точки зрения, что нужны отдельные отраслевые стандарты.
Эксперт подчеркнула, что в данном контексте прежде всего необходимо учитывать требования работодателей, которые считают, что с учетом специфики транспорта нужны отдельные отраслевые стандарты.
Вместе с тем участники эксперт–сессии не исключили возможность создания в перспективе единого стандарта, который предположительно объединил бы существующие на тот момент профессиональные стандарты по видам транспорта.
Валерий БУДУМЯН, обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.