Законодательный аркан на безбашенных лихачей на наших автодорогах
В России вступил в силу закон, по которому водителям, превышающим скорость и выезжающим на встречную полосу, грозят крупные штрафы и уголовное наказание. Соответствующий документ подписал в конце декабря президент РФ Владимир Путин. Принятие закона инициировано после ряда резонансных аварий с человеческими жертвами, виновниками которых стали дорожные лихачи.
Кровавая жатва
Борьба с лихачами идет не первый год, но кровавая жатва на отечественных дорогах не прекращается. При этом создается впечатление, что некоторым «гонщикам» выдана индульгенция на убийство…
20 ноября 2021 года. В резонансном ДТП на столичном Кутузовском проспекте погибли два человека: 28–летний блогер Саид Губденский и его друг, президент Федерации автоспорта Дагестана, рекордсмен России в драг–рейсинге 40–летний Заур Ибрагимов. За рулем своего новенького спортивного BMW был Губденский. На огромной скорости он не справился с управлением и врезался в несколько других автомобилей. Смерть была мгновенной. Ибрагимов от удара вылетел на проезжую часть. Прибывшим медикам спасти его не удалось…
Предположительно, Губденский мог вылететь на встречку во время игры в «шашки» на дороге. Незадолго до смерти блогер выложил видео, на котором он едет наперегонки с другим автомобилем, а за сутки до трагедии показал своим подписчикам, которых у него почти полмиллиона, как гоняет по Москве со скоростью более 150 км/час.
При этом таких вот нарушений и случаев опасного вождения у Губденского были десятки, если не сотни. Если бы закон не ограничивался штрафами, блогер, может, и посидел бы немного, зато остался жив и не угрожал другим. В 2020 году его лишали прав на восемь месяцев, но предписание он не соблюдал и ездил с фальшивыми номерами.
В той дорожной трагедии вполне могло быть больше жертв, как это не раз бывало. Напомним лишь об одном из самых громких столичных ДТП, в котором погибли шесть человек. И произошло оно также на Кутузовском проспекте.
Около трех часов утра спортивный BMW M5 на скорости свыше 200 км/час вылетел на встречную полосу в районе дома № 24, где столкнулся с такси Hyundai Solaris. Удар был такой силы, что обломки автомобилей разбросало на несколько десятков метров вокруг. BMW вспыхнул как свечка. Помимо водителя немецкой иномарки, погибли три пассажира, в том числе 21–летняя девушка. Водитель и пассажир такси скончались на месте.
За рулем BMW M5 был 24–летний сын азербайджанского бизнесмена Вагиф Мирзоев, который не знал счета деньгам. Мирзоев ранее неоднократно попадал в сводки ГИБДД и как–то был лишен водительских прав.
Эту трассу, имеющую федеральный статус, давно прозвали «дорогой смерти» из–за регулярно возникающих на магистрали ДТП с погибшими. Общественники подсчитали, что за последние четыре года на разных участках Кутузовского проспекта погибли свыше полусотни человек, а различные травмы получили в десять раз больше. Медом, что ли, там намазано для всякого рода бесшабашного сброда?
По мнению исполнительного директора Российского союза автостраховщиков Евгения Уфимцева, водителей–лихачей всего 4–5% от всей массы нарушителей. Однако именно по их вине происходит в четыре раза больше аварий, тяжесть последствий которых на 20% выше, чем в остальных ДТП. В столице зарегистрированы порядка 5 млн автомобилей, так что количество лихачей выглядит внушительно. Судя по всему, особенно торопятся на тот свет весьма обеспеченные граждане на дорогих иномарках. Кто победнее, на небеса не спешит…
– Культура вождения всегда была нашим больным местом, – говорит известный автомобильный эксперт Никита Серкович. – Соблюдение дистанции и оптимального скоростного режима – это из серии скорее желаемого, чем действительного. Чтобы управлять автомобилем на такой огромной скорости, жизненно необходимы длительный наработанный опыт и отличная реакция. Ничего подобного у многих нет и в помине.
Резкие и дерзкие
Ужесточение наказаний за нарушения ПДД в обществе обсуждается уже несколько лет. И на то были веские основания.
В 2016 году страна впервые услышала имена Руслана Шамсаурова и Мары Багдасарян. Руслан, сын старшего вице–президента ОАО «Лукойл», и его друзья устроили гонки по московским улицам на Mercedes Gelandewagen. Для большей популярности молодые люди транслировали происходящее в Интернет, чтобы все увидели, как золотая молодежь, уходя от полиции, демонстративно нарушала правила, выезжала на встречные полосы и тротуары, в итоге успела проехать даже по дорожкам сквера.
Мара Багдасарян, известная в гоночной тусовке как любительница быстрой и неаккуратной езды, не раз провоцировала ДТП на столичных трассах. Она имела более 140 штрафов за превышение скорости. Одна из таких «гонок» привела к тому, что девушка вылетела из салона дорогой иномарки и оказалась в больнице в тяжелом состоянии с переломом таза и черепно–мозговой травмой.
Можно назвать и другие имена тех, кто явно противопоставлял себя, «резкого и дерзкого», пугливым «тошнотам» (так лихачи называют тех, кто ездит медленно и осторожно).
Ответ лихачам последовал быстро: уже в начале 2017 года депутаты Госдумы приняли закон о введении штрафов за лихачество и опасное вождение в размере 5 тыс. руб. В том же году стали известны такие негативные данные: несколько тысяч москвичей ездят по МКАДу со скоростью 300 км/час. Об этом общественности рассказал глава дирекции фотовидеофиксации Центра организации дорожного движения Евгений Леглер.
В 2017–м в столице заработала система «Пит–стоп», которая фиксировала любителей погонять в городе и позволяла инспекторам ДПС, используя данные с автоматических камер, оперативно задерживать злостных нарушителей скоростного режима. Вскоре на трассы вышли скрытые патрули: машины сотрудников были оборудованы специальными комплексами автоматической фиксации нарушений.
На малом экране появились ролики социальной рекламы с предельно жесткими иллюстрациями ДТП и их последствий, а также билборды с реальными историями людей, попавших в аварии. К решению проблемы присоединились известные люди, представители власти. Со временем правоохранители разрешили людям фиксировать телефонами и видеофиксаторами агрессивное вождение, выезды на встречную полосу и обочину. Видео уходило на специальный ресурс для принятия решения по штрафам.
Однако те меры подействовали не на всех. Как выяснилось, «перепрограммировать» иных горе–гонщиков практически невозможно, а несколько тысяч рублей административного штрафа не наносили ощутимого вреда их карману. Впрочем, «богатенькие Буратино» и приближенные к ним люди отличались не только лихой ездой: их хамство порой переходило все границы в самых разных дорожных ситуациях.
Вопрос о штрафах за превышение скорости и опасности маневров, в частности, не волновал 23–летнего сына экс–губернатора Иркутской области Игоря Есиповского, который 10 мая 2009 года разбился на вертолете в 80 километрах от Иркутска. Игоря–младшего штрафовали за превышение скорости 31 раз. Перемещаясь по столице на Porsche 911 Turbo со скоростью 160 км/час, он, не справившись с управлением на мокрой от дождя дороге, влетел в столб на Большой Якиманке. Вместе с ним погиб 26–летний Талья Балло, сын президента ассоциации игорного бизнеса.
«Перепрограммировать» лихачей не получалось еще и потому, что они понимали: никаких особых санкций не последует. Следственный комитет неоднократно возбуждал против лихачей уголовные дела, которые закрывала прокуратура. О причинах такого «милосердия» можно только догадываться.
Бить рублем!
Оставался один выход: резко увеличить штрафы за лихачество на дорогах. Эксперты при этом ссылались на зарубежный опыт, где таким образом нарушения пресекаются на корню. Об этом же – отклики на форумах: «Надо заставить тех, у кого много денег и для кого штрафы, как укус комара, уважать закон и других участников движения, в том числе и пешеходов. Штраф должен быть, как в Финляндии, – ощутимый для кармана».
Многие ссылались на собственный опыт: «Во Франции лично заплатил 45 евро за превышение скорости на 7 км/час», «В Барселоне за превышение скорости на автобане – 10 евро за каждый км/час», в Швейцарии «за некоторые нарушения могут лишить трети годового дохода, и при этом – никаких различий для водителей, будь ты министр, знаменитый артист или футбольная звезда».
Кстати, отечественные лихачи, выезжая за рубеж, сразу же внезапно «вспоминали» про ПДД и о том, что мельчайшее правонарушение на дороге там обходится в кругленькую сумму. А за крупное можно мгновенно лишиться водительских прав или даже автомобиля (уволокут эвакуатором – и поминай как звали). В общем, становятся «белыми и пушистыми»: не нарушают, не скандалят, не ссылаются на высокопоставленных родственников…
И вот на финише ушедшего года депутаты Госдумы законодательно внесли изменения в УК РФ. Для борьбы с дорожными лихачами разработана отдельная статья 264.2 УК РФ («Нарушение ПДД лицом, подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами»). Если водитель снова допустит грубое нарушение, суд сможет приговорить его к большому штрафу или даже к трем годам лишения свободы.
Поправки вступили в силу 10 января. И вот как эксперты оценивают изменения. Например, ранее автомобилисты, которых лишили прав за превышение скорости на 60 км/час или выезд на встречную полосу, платили штраф 30 тыс. руб. или получали 15 суток административного ареста. Этим пользовались различные блогеры и дорожные хулиганы, которые не боялись попасться в руки ГИБДД из–за сравнительно невысокого штрафа. После введения статьи 264.2 УК РФ лихачи рискуют получить штраф в размере 300–500 тыс. руб. или лишиться свободы на два–три года. В пояснительной записке законопроекта инициаторы приводят статистику, согласно которой частыми нарушителями ПДД являются рецидивисты, то есть ограниченное количество водителей, намеренно демонстрирующих неуважение к ПДД. В 2020 году за превышение скорости на 60 км/час и более к административной ответственности были привлечены примерно 440 тыс. водителей, из которых свыше 200 тыс. человек – повторно.
«Обычные штрафы таких автохамов не останавливают. Зачастую ради хайпа в социальных сетях они готовы на любые нарушения, не задумываясь, что тем самым рискуют жизнью и здоровьем окружающих. Ситуации, когда лихачи регулярно нарушают правила дорожного движения и не несут наказания до момента, пока не пострадают люди, – недопустимы», – отмечал спикер Госдумы Вячеслав Володин. «Рассчитываем, что это решение позволит защитить жизнь и здоровье наших граждан», – подчеркнул он.
Правда, в законе оговаривается, что составить протокол для передачи дела в суд могут только инспекторы ГИБДД, непосредственно поймавшие нарушителя на дороге. Материалы с камер автоматической фиксации для возбуждения дел по статье 264.2 УК применяться не могут.
Помимо уголовной ответственности за систематические грубые нарушения, вводится наказание за пропаганду противоправных действий в блогосфере. Если автомобилисты демонстрируют нарушения в социальных сетях, то прокуратура имеет право потребовать блокировки аккаунтов и внесения URL–адресов страниц блогеров–нарушителей в Единый реестр запрещенной в РФ информации.
Блокировка страничек в соцсетях болезненна для блогеров. Для них социальные сети – это основной источник заработка. По информации журнала Forbes, годовые рекламные контракты у некоторых популярных авторов достигают сотен тысяч долларов.
Отметим, что московские власти в конце декабря 2021 года предложили правительству и МВД рассмотреть возможность снижения нештрафуемого порога превышения скорости с 20 км/час до 10 км/час. Об этом в интервью РБК рассказал заммэра и руководитель департамента транспорта и развития дорожно–транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов. По его мнению, нововведение снизит количество аварий на дорогах минимум на 35%, а уровень смертности от них – в три–четыре раза. Чиновник отметил, что такое снижение должно касаться только городов, в области лимит можно оставить на уровне 20 км/час.
Возможно, общими усилиями удастся сделать так, чтобы за рулем находились люди, которые хорошо понимают, что автомобиль в первую очередь – источник повышенной опасности. Для людей предельно ответственных главной мыслью в дороге, считают психологи, должна быть такая: «Я должен вернуться живым к детям».
Владимир ГОНДУСОВ
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.