Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Макропроблемы микротранспорта

 |  Безопасность

Правовое поле для СИМ пока несовершенно

Агентство инноваций Москвы, подведомственное столичному Департаменту предпринимательства и инновационного развития, на площадке «Цифровое деловое пространство» провело отраслевой форум «Инновации на транспорте». Цель мероприятия – поддержка и развитие бизнеса в транспортной отрасли, внедрение инновационных технологий в коммерческую и городскую инфраструктуру. В рамках деловой программы были организованы экспертные сессии, касающиеся новых видов транспорта, городской мобильности и безопасности.

Одна из экспертных сессий на тему «Городская микромобильность и безопасность» касалась стремительно растущего использования средств индивидуальной мобильности, связанных с этим законодательных аспектов, состояния соответствующей инфраструктуры и перспектив ее совершенствования.

От Земли до Луны – на… самокате

Термин «кикшеринг», состоящий из двух частей – kick scooter (самокат) и share (делиться), по аналогии с каршерингом (краткосрочная аренда автомобилей) обозначает краткосрочную аренду самокатов. Первый в мире крупный кикшеринговый сервис появился в 2017 году в США. Прошло всего четыре года, но их оказалось вполне достаточно, чтобы этот вид индивидуальной мобильности сделал гигантский шаг от обычного, всем нам привычного самоката до самоката, снабженного небольшим IT–модулем, который и превратил «двухколесник», приводимый в движение толчком ноги о землю, в полноценное транспортное средство. У него изменилась рама, подвеска, он стал развивать скорость до 25 км/ч.

В течение всего 2020 года эксперты вели исследования, почему это средство индивидуальной мобильности (СИМ) так быстро набирает популярность: ради развлечения или для каких–то конкретных транспортных нужд? В итоге, после завершения исследований в 2021 году, стало ясно, что 80% поездок носят транспортный характер.

Самокаты в основном используются при поездках на расстоянии от 4 до 7 км, которое преодолевать пешком долго и не всегда удобно. А на общественном транспорте или личном автомобиле это и невыгодно. Самокат же можно использовать в качестве промежуточного транспорта. К примеру, от дома до остановки общественного транспорта и от остановки до места назначения.

– На первый взгляд кажется, что кикшеринг прост, – отметил эксперт, сооснователь компании Whoosh (свист) Егор Баяндин, – между тем в нем заложены серьезные технологии. Это так называемая облачная платформа, которая агрегирует все данные самоката: точное местоположение, статус использования, пользователя, полный трек поездки, контроль скорости. Кстати, мы стали первыми в мире, кто создал зоны ограничения скорости. Ведь есть места, где пешеходный поток очень интенсивный, на самокате там передвигаться небезопасно. Конечно, если человек ответственный, он притормозит сам, но если это лихач, то технология самоката позволяет ограничить скорость движения без участия самого лихача.

Подводя итоги работы компании Whoosh за 2021 год, Егор Баяндин отметил, что в минувшем году самая длинная поездка на вушбайке была равна 32 км. За 2021 год сервисом Whoosh воспользовались 6 млн человек, 25 млн раз вушбайкеры помогли решить транспортные проблемы. А еще вушеры за минувший год проехали 82 млн км, что равно 112 расстояниям от Земли до Луны и обратно.

В перечень разработок, над которыми Егор Баяндин и его команда будут работать в 2022 году, входит улучшение комфорта для пользователей СИМ. Речь, в частности, идет о создании навигатора с максимумом полезных функций. Прибор будет отслеживать самый короткий и суперкомфортный маршрут: без ступенек, с минимумом переходов и бордюров, по широким тротуарам, а в идеале – по велодорожке или велополосе. Помимо этого, планируется создать автоматическое детектирование поездок с пассажирами. Как известно, вдвоем на самокате ездить небезопасно и по правилам безопасности вообще запрещено. Но такие факты, к сожалению, иногда имеют место. Поэтому задача разработчиков – «научить» самокат реагировать на такое нарушение автоматически. Еще одно нововведение, запланированное к внедрению компанией Whoosh, – система computer vision (компьютерное зрение). Она позволит анализировать поездки для обнаружения опасного вождения, научит самокаты определять препятствия и предупреждать о них во время поездки, анализировать тип покрытия, по которому едет самокат, – дорога, велодорожка, тротуар, – и многое другое.

СИМ и КоТ: в чем разница?

Профессор кафедры «Автомобили» МАДИ, доктор технических наук Виталий Гаевский, развивая теорию движения, на основе экспериментальных данных все виды микротранспорта классифицировал как компактный транспорт (КоТ).

– Помимо велосипеда, самоката, электросамоката, моноколеса, которые традиционно многие мои коллеги называют СИМ, к категории КоТ я отношу также существующие сегодня все одноколейные транспортные средства (ОТС), – отметил эксперт. – Это кузовной транспорт, то есть кузовные мотоциклы и любой другой компактный транспорт, который позволяет перемещать одного или двух человек по земле, по воде или по воздуху.

Сравнив действующую инфраструктуру с перспективной, Виталий Гаевский сделал ряд важных выводов. За основу были взяты три путевых городских маршрута, по которым обычно перемещается человек: из дома на работу утром и с работы домой вечером, что равно почти 80% всех перемещений человека по мегаполису за день. Это короткий маршрут (1–3 км), средний (3–10 км) и длинный (10–30 км). Действующая сейчас модель передвижения по этим маршрутам приводит к временным затратам в пределах от 20/30 минут (короткий) до 60/180 минут (длинный) с использованием личного, каршерингового или общественного транспорта. Плюс движение пешком. Перспективная модель при использовании КоТа на тех же маршрутах позволит уменьшить временные затраты до 5 минут (короткий) и до 30/50 минут (длинный). В результате взаимодействие пассажирского транспорта и пешехода происходит уже без пешей части маршрута. В качестве посредника здесь выступает КоТ. Личный транспорт по интенсивности использования и вовсе уходит на третий план. В ближайшее время кузовные мотоциклы и другие КоТы позволят перемещаться по городу на приличные расстояния, не завися от пробок, как это происходит с автомобилями. Кроме того, КоТ – это самый энергоэффективный вид транспорта, опережающий по этому показателю все остальные виды городского транспорта в разы.

Классификация КоТов по скорости и весу имеет три категории: низкоскоростная, среднескоростная и высокоскоростная. Низкоскоростная категория – это фактически игровая. К ней относится компактный транспорт, развивающий скорость до 14 км/ч, что соответствует среднему бегу человека, со снаряженной массой до 20 кг. Среднескоростной КоТ – это транспорт, развивающий скорость до 25 км/ч со снаряженной массой до 30 кг. Эксперт отметил, что исследования, основанные на теории, а не на популизме, четко показывают, что на скорости до 25 км/ч при столкновении самоката и человека в 90% случаев пешеходы получают в основном легкие и средние телесные повреждения, но никак не летальные. Тяжесть последствий ДТП напрямую зависит от скорости и массы сталкивающихся объектов.

К высокоскоростным, которым Виталий Гаевский уделил особое внимание, относятся КоТы двух подкатегорий. Первая, развивающая скорость свыше 25 км/ч и со снаряженной массой до 50 кг. К ним относятся некоторые моноколеса, скоростные самокаты и практически все велосипеды. Вторая подкатегория высокоскоростных КоТов отличается от первой снаряженной массой: она превышает 50 кг. К ним относятся хорошо известные нам мопеды, мотоциклы, квадрициклы, трайки и т. д.

Почему так важна данная классификация КоТов по скорости и массе? Потому что в России на сегодняшний день действует Технический регламент Таможенного союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011). В соответствии с этим документом любое механическое транспортное средство с максимальной скоростью менее 25 км/ч не подлежит обязательной сертификации, для управления ими на дорогах общего пользования наличие прав не требуется. Указанный техрегламент не распространяется и на велосипеды.

Любые другие транспортные средства с максимальными скоростями более 25 км/ч, которые предназначены для движения по дорогам общего пользования, подлежат обязательной сертификации, обязательны для постановки на учет и для управления ими требуются права различных категорий. Права категории М – для самых маломощных мопедов (L1), включая электромопеды с мощностями до 4 кВт, права категории А, А1 или В1 – для всей остальной мототехники, включая квадрициклы (L1–L7), и на них нужно получать номерные знаки.

– А что происходит на практике? – рассуждает Виталий Гаевский. – В ПДД формулировка мопеда не соответствует формулировке из технического регламента. В результате мы имеем коррупционную составляющую, которая позволяет ГИБДД приравнивать электросамокаты (маломощные) к мопедам. Помимо этого, не работает закон, согласно которому все мощные электросамокаты со скоростями более 25 км/ч должны автоматически подпадать под действие ТР ТС 018/2011 и подлежат обязательной сертификации. И, наконец, часть КоТов вообще не попала в нормативные документы – ни в техрегламент, ни в ПДД. Это моноколеса, сигвеи, гироскутеры, гибридные самокаты и веломобили и т. д.

В 2021 году, по данным Минтранса России, кикшеринг «отобрал» у каршеринга 30% рынка, что свидетельствует о необходимости срочно обратить внимание на правовой статус, а точнее – практически полное его отсутствие в отношении микротранспорта.

– В 2020 году я впервые в России провел дорожные испытания шеринговых самокатов, для того чтобы, как уже было сказано, в том числе оградить их от нападок ГИБДД, – рассказал Виталий Гаевский. – Считается, что электросамокат, выехавший на дорогу общего пользования, является мопедом. Ничего подобного. Даже в формулировке ГИБДД четко сказано, что мопедом он может стать только, если максимальная мощность при длительной нагрузке больше 250 Вт, а исследования показали, что у всех шеринговых самокатов при максимальной скорости, которая меньше 25 км/ч, номинальная максимальная мощность в режиме длительной нагрузки составляет не более 100 Вт. Их никак нельзя называть мопедами, это в корне неверно.

Прогнозируя ситуацию на 2022 год, эксперт отметил, что на улицах ряда крупных городов, в частности в Москве, появятся различные микровелосипеды, веломобили, моноколеса, но уже не те, к которым привык глаз. Это так называемые мономотоциклы. Просто пока они гораздо дороже, чем традиционные моноколеса. Кроме того, улицы ожидает появление нового вида электросамокатов, рассчитанных на двух человек, и называться эти транспортные средства должны не СИМ, а исключительно КоТ.

Валерий БУДУМЯН, обозреватель «ТР»

Фото автора



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться