в случае возникновения угрозы пассажирам или персоналу
Применительно к наземному городскому пассажирскому транспорту понятия транспортной безопасности и общественной безопасности тесно связаны между собой. Сам городской общественный транспорт неотделим в принципе от агломерационной среды, поэтому, на наш взгляд, вопросы предотвращения актов незаконного вмешательства в работу общественного транспорта и вопросы охраны правопорядка на транспорте – тождественны.
Речь, собственно, идет об одних и тех же правонарушениях, рассматривая которые под разным углом, можно говорить как об общественной, так и о транспортной безопасности. Многочисленные и повсеместно возникающие бытовые и межличностные конфликты, перерастающие в нарушения общественного порядка в салоне пассажирского транспортного средства, а более того – хулиганские выходки, нападения на водителей или кондукторов, противоправные действия, угрожающие жизни и здоровью пассажиров, вандализм, приводящий к повреждению транспортных средств, – то есть все подобные противоправные действия, с одной стороны, несут непосредственную угрозу общественной безопасности, а с другой – приводят к вынужденному сходу транспортного средства с маршрута, срывам расписания движения, переводам маршрутизации транспортной системы на ручное и аварийное управление, то есть являются актами незаконного вмешательства в работу транспортного комплекса.
И если нарушения общественного порядка на пассажирском транспорте общего пользования идентичны по своей сути актам незаконного вмешательства в работу объектов транспортного комплекса, то мы исходим из того, что и решение проблемы обеспечения безопасности должно быть унифицированным.
Рассмотрим типичную ситуацию. Конфликт в салоне пассажирского транспортного средства, приводящий к правонарушению, как правило, разворачивается в течение определенного времени, и если в транспортном средстве работает кондуктор, он так или иначе вынужден вмешаться в этот конфликт в попытке пресечь его дальнейшее развитие.
Вызов правоохранительных органов осуществляется повсеместно диспетчером ПАТП, а не водителем транспортного средства, который лишь связывается по телефону с диспетчером и докладывает ему о ситуации. Диспетчер, оценив ее со слов водителя, принимает решение и о сходе транспортного средства с маршрута, и о необходимости задействования органов правопорядка.
Дальнейшее развитие ситуации нам знакомо: диспетчером вызывается наряд полиции, время прибытия которого нередко доходит до 2 часов. За это время правонарушитель беспрепятственно покидает место совершенного им правонарушения, а правоохранители совершают обычные в подобных случаях оперативно–разыскные мероприятия и следственные действия.
Применительно к уже наработанной практике использования Системы централизованной охраны пассажирского транспорта Росгвардии аналогичная ситуация развивается по принципиально иному сценарию.
В случае возникновения угрозы пассажирам или персоналу транспортного средства водитель, кондуктор или контролер, не вмешиваясь в конфликт, не подвергая себя и пассажиров дополнительным рискам, нажимает кнопку тревожной сигнализации. Тревожный сигнал в автоматическом режиме отправляется на пульт вневедомственной охраны (минуя диспетчерские пункты автотранспортных предприятий). Дежурный офицер видит местоположение и движение тревожного транспортного средства в режиме реального времени и незамедлительно направляет к нему ближайший экипаж группы задержания. Время прибытия вооруженных экипажей вневедомственной охраны не превышает нескольких минут, даже с учетом городских пробок, что позволяет предотвратить либо пресечь противоправные действия.
На различных форумных площадках мы уже не раз информировали экспертное сообщество о реализованном по нашей инициативе в Санкт–Петербурге, Севастополе и Волгограде пилотном проекте по привлечению Росгвардии к обеспечению правопорядка на общественном транспорте. Сегодня в названных регионах Система централизованной охраны пассажирского транспорта работает в штатном, повседневном режиме.
Технологически инструмент онлайн–сообщения о тревожном событии присутствует в каждом транспортном средстве, используемом для перевозки пассажиров. Это устройство вызова экстренных оперативных служб ГАИС «ЭРА–ГЛОНАСС», которое в соответствии с действующим законодательством устанавливается на все колесные транспортные средства, выпускаемые на рынок в Таможенном союзе с 2017 года. Специалистами АО «ГЛОНАСС» и Росгвардии, с нашим участием (я возглавлял эту рабочую группу) проведена интеграция двух систем. Таким образом, никакого дополнительного оборудования для обеспечения работы тревожной кнопки устанавливать на транспортные средства не требуется.
Коррелируя с новыми Требованиями по обеспечению транспортной безопасности для транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта, принятыми Правительством РФ осенью 2020 года, проект, реализованный войсками национальной гвардии, наглядно демонстрирует эффективность системы тревожного оповещения или, проще говоря, работу «тревожной кнопки» на борту транспортного средства в случае возникновения угрозы незаконного вмешательства. И речь здесь идет не только об интеграции технических средств передачи, приема и обработки информации, но и о выработке определенной тактики реагирования, минимизации времени подъезда правоохранителей к «тревожному» транспортному средству, их слаженном взаимодействии с перевозчиком. Таким образом, в контексте требований мы говорим именно о системе тревожного оповещения, вмещая в это понятие все аспекты – как технологические, так и организационно–тактические.
Результаты тестирования были признаны убедительными во всех пилотных регионах, что позволило обеспечить заключение долгосрочных соглашений между региональными предприятиями пассажирского транспорта и территориальными подразделениями Росгвардии на обеспечение общественной безопасности в транспортных средствах пассажирского транспорта общего пользования на постоянной основе. Эффективность этих решений подтверждается статистикой предотвращенных правонарушений. На примере ГУП Санкт–Петербурга
«Горэлектротранс» констатируем следующие показатели: за отмеренный срок Управлением вневедомственной охраны войск национальной гвардии по Санкт–Петербургу и Ленобласти осуществлены 98 реагирований на тревожные сигналы с транспортных средств Горэлектротранса, произведено задержание 26 правонарушителей.
Специалистов в области ОТБ волнует вопрос, рассматриваются ли территориальные управления Росгвардии в качестве ПТБ, смогут ли существующие аккредитованные ПТБ составить конкуренцию Росгвардии и не появится ли на рынке сил ОТБ монополист?
Обеспечивая централизованную охрану транспортных средств пассажирского транспорта общего пользования, сотрудники Росгвардии осуществляют действия, по сути своей аналогичные тем, которые закреплены в законодательстве о ТБ за ПТБ. В их полномочия также входит задержание правонарушителей, в том числе с применением специальных технических средств, а в случае необходимости – с применением оружия и их препровождение в органы внутренних дел. Такими полномочиями Росгвардия наделена в соответствии с федеральным законом, но в данном случае не «О транспортной безопасности», а о Росгвардии.
При этом закрепленные федеральным законом полномочия Росгвардии значительно шире полномочий ПТБ. Это естественно, поскольку Росгвардия является федеральным ведомством в структуре правоохранительных органов. Кроме того, между территориальными подразделениями Росгвардии и ПТБ, понятное дело, существуют различия в уровне ресурсного обеспечения и технической готовности к предоставлению услуг по оперативному реагированию, в том числе с учетом фактора широкого географического развития маршрутной сети общественного транспорта.
Безусловно, необходимость участия Росгвардии в обеспечении именно ТБ требует широкого обсуждения с привлечением профессионального сообщества, и в первую очередь Минтранса России как регулятора данной сферы.
Что касается возможного ограничения конкуренции, то давайте зададим себе вопрос: насколько сами ПТБ, аккредитованные в сфере автомобильного транспорта, готовы сегодня к предоставлению услуг по защите транспортных средств общественного транспорта в режиме реального времени? Из 70 ПТБ, аккредитованных в настоящее время Росавтодором, почти половина (33 ПТБ) работают в двух столицах: в Москве и Санкт–Петербурге. 59 ПТБ сосредоточены в 12 субъектах РФ. Всего деятельностью ПТБ автомобильного транспорта охвачены 23 региона России, тогда как в 62 субъектах РФ такие ПТБ отсутствуют. При этом и в субъектах присутствия они сосредоточены чаще всего в региональных центрах, то есть немногим более чем в двух десятках городов, в то время как в Российской Федерации насчитывается порядка 1,4 тыс. только городских поселений (не беря во внимание сельские). Таким образом, можно констатировать, что охват деятельностью ПТБ маршрутной сети общественного транспорта ничтожно мал.
Мы провели мониторинг закупок в сфере обеспечения транспортной безопасности за последние годы, заказчиком которых выступали государственные и муниципальные транспортные предприятия, и не смогли обнаружить ни одного контракта, заключенного с аккредитованными ПТБ, соответствующего тем целям и задачам, для решения которых сегодня привлекается Росгвардия.
В случае прихода Росгвардии на рынок сил ОТБ скорее можно будет говорить о готовности рынка предоставлять услуги по оперативному реагированию на тревожные сигналы об актах незаконного вмешательства, поступающие в автоматическом режиме с транспортных средств городского наземного пассажирского транспорта. На сегодняшний день даже при наличии спроса со стороны операторов транспорта участники рынка ОТБ попросту не готовы к реализации данного вида услуг.
Александр ПИТИРИМОВ, генеральный директор
АНО «За общественный транспорт»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.