Еще раз об актуальных проблемах транспортной авиационной безопасности
В рамках Национальной выставки и форума инфраструктуры гражданской авиации NAIS 2022 прошла IX отраслевая конференция «Актуальные вопросы транспортной (авиационной) безопасности в сфере воздушного транспорта».
Специалисты говорили о совершенствовании нормативных правовых актов (НПА) в обеспечении транспортной (авиационной) безопасности, о подготовке и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности (ОТБ), остановились на проблемах реализации законодательства в области ТБ и новых требованиях.
Заместитель министра транспорта Российской Федерации Александр Суханов акцентировал внимание на том, что гражданская авиация – один из лидирующих видов транспорта, а состояние его защищенности сегодня находится под контролем не только государства, но и всего общества. Устойчивая работа по ОТБ не может осуществляться без работающей нормативной правовой базы. При этом ощутимые результаты могут быть достигнуты только в случае присутствия конструктивного диалога власти и профессионального сообщества.
Внимание к деталям
С результатами анализа правоприменительной практики обязательных требований выступил заместитель директора Департамента транспортной безопасности Минтранса России Роман Веретенников. Воздушный транспорт, подчеркнул он, наиболее привлекателен для пассажиров, а безопасность перевозок – отличительный знак России на международной арене. Особую значимость имеет практическая реализация требований законодательства о транспортной безопасности в полном объеме. Важно подойти к делу не формально, а действительно не допускать в эксплуатацию суда, которые небезопасны для граждан.
Анализ практики применения – важный аспект деятельности Минтранса России, отметил Роман Веретенников. Такой подход к работе позволил учесть все мнения и сделать требования по транспортной безопасности необходимыми и достаточными при условии внимания к деталям. В минувшем году наиболее обсуждаемой темой стало внесение изменений в постановление Правительства РФ № 1603, то есть упрощение отдельных положений требований по ОТБ. Для аэродромов и посадочных площадок с небольшим пассажиропотоком кардинально изменен объем принимаемых мер, что, как следствие, не скажется на стоимости перевозок. По словам спикера, анализ практики применения новых требований законодательства будет продолжен.
В этом году перед Минтрансом России стоит задача подобным образом пересмотреть требования постановления Правительства РФ № 1605. Будут подвергнуты изменениям требования для воздушных судов по оснащению системами видеонаблюдения. Проект прошел все регламентные процедуры и в марте планируется к рассмотрению. Кроме того, Минтранс России продолжит мониторинг правоприменительной практики в целях обеспечения безопасности в сфере перевозок. По мнению ведомства, только совместная работа позволит решать все острые вопросы ОТБ.
Извлечь уроки
Советник руководителя Ространснадзора Владимир Черток остановился на ключевых направлениях развития авиационной безопасности в разрезе международной практики. Он подробно рассказал о работе конференции высокого уровня.
Это редкое мероприятие, где участвуют министры и замы министров стран мира. За 50 лет это было третье заседание. Все они, как правило, приурочены к значимым происшествиям в практике мировой авиации. Первая прошла в 2002 году и была связана с катастрофой в США. Конференция прошлого года связана с пандемией. По заключению ИКАО, из 17 классифицированных угроз по восьми уровень риска сохранился, а по девяти – возрос. Важно понимать, что это произошло в период пандемии.
Решения, принятые на мероприятии, повлияют на дальнейшее развитие авиации во всем мире. Все участники конференции подтвердили тезис о продолжающемся беспрецедентном глобальном экономическом кризисе, а также напомнили, что все государства суверенны и несут ответственность за принятие необходимых и достаточных мер по обеспечению безопасности своих граждан. Министры отметили также важность извлечения уроков из прошлого для планирования будущего. Кроме того, было обращено внимание на важность нивелирования новых рисков.
В итоговом постановлении заседания были заложены важные решения. Так, например, ИКАО будет обладать полномочиями для принятия мер реагирования и приступит к разработке новых требований по обеспечению защиты от биологических угроз. Владимир Черток подчеркнул, что Россия поддерживает разработку новых рекомендаций ИКАО, а также высказывается за внедрение новых технических средств по бесконтактному контролю в авиационной отрасли для организации действенного заслона перед проникновением разного рода инфекций.
Советник руководителя также отметил, что в нашей стране технические разработки есть, но их внедрение сдерживается несовершенством нормативной базы. В этой связи необходимо в ближайшее время принять решения, которые откроют процедуру лицензирования и помогут внедрять российские разработки в практику работы.
Профилактический визит
Об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности на воздушном транспорте рассказала Ирина Бикеева, заместитель начальника Управления транспортной безопасности Ространснадзора.
Она напомнила, что Ространснадзор осуществляет надзор за выполнением обязательных требований действующего законодательства. Он прежде всего направлен на предупреждение нарушений – это приоритетное направление работы надзорного ведомства. В настоящее время расширен перечень профилактических мероприятий. Одним из инструментов работы инспекторов по профилактике является информирование по вопросам соблюдения обязательных требований, и осуществляется оно всеми доступными средствами. Сейчас это размещение информации на сайте, но в ближайшее время появятся и новые способы. Еще один профилактический метод – консультирование, которое ведется по обращению субъектов.
Действенной мерой профилактики, по мнению Ирины Бикеевой, является также профилактический визит, который проводится в форме профилактической беседы. В ее ходе субъект информируется о требованиях и процедуре их соблюдения. Обязательные профилактические визиты предусмотрены в отношении контролируемых лиц, которые попадают под определенные категории. Ространснадзор уже провел ряд таких мероприятий в аэропортах, что позволило минимизировать нарушение обязательных требований.
Представитель Ространснадзора призвала субъекты активно пользоваться профилактическими способами организации контрольно–надзорных функций ведомства. В сфере ОТБ необходимо уходить от прецедентности к проактивной работе.
От бумаги – к цифре
О ходе цифровизации государственных услуг в области ОТБ доложил руководитель дирекции по информационным технологиям ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Евгений Шабуров. Спикер подчеркнул, что воздушный транспорт – лидер по цифровизации. И тому есть немало примеров. 15 лет назад начали внедрять электронные билеты, сегодня можно сказать, что система себя оправдала и позволяет экономить время и деньги как перевозчикам, так и пассажирам.
Сегодня без цифровых технологий сложно представить работу такого большого организма, как пассажирский транспорт. Многие результаты уже достигнуты. Так, часть госуслуг перешла в электронный вид. В электронном реестре поставщиков информации ЕГИС ОТБ – более 8 тысяч компаний. Свыше 4 лет с использованием ЕГИС ОТБ ведется аттестация сил ОТБ.
Но проблемы существуют и отчасти связаны с отсутствием необходимых компетенций у сотрудников, занимающихся вопросами ТБ, и недоверием руководителей к электронному документообороту. Недостаточно развита и нормативная база для комплексного перехода к цифровизации. Многие документы требуют предоставлять сведения исключительно в бумажном виде или дублировать их.
К слову, о слове
Об актуальных вопросах транспортной (авиационной) безопасности в сфере воздушного транспорта рассказала Наталья Власова, начальник Управления транспортной безопасности Росавиации. Она остановилась на деятельности Росавиации по анализу правоприменительной практики и предоставления госуслуги.
Прежде всего, это аккредитация сил ОТБ. Пройти ее с первого раза, по информации спикера, практически невозможно. Основные замечания ведомства связаны с тем, что в положениях о структурных подразделениях СТИ не учитывают требования постановлений Правительства РФ № 1604, 1605 и 2090. Также часто наблюдается несоответствие структуры подразделений и должностей по штатному расписанию. Любое недописанное слово, как подчеркнула спикер, уже недостоверная информация, а значит, штрафные санкции. К слову, за два административных протокола у ПТБ может быть аннулирована аккредитация, и такие случаи есть. Также много нарушений требований законодательства в части согласия на обработку персональных данных. В ближайшее время, по информации спикера, на сайте Росавиации появятся обновленные рекомендации по проведению аттестации сил ОТБ.
Наталья Власова также проинформировала, что Минтранс России в настоящее время проводит переработку ряда приказов, поэтому правила аккредитации в ближайшем будущем изменятся. И очень важно при подаче документов это учитывать.
По информации спикера, немало ошибок возникает и при предоставлении в Росавиацию оценок уязвимости. В документах часто содержатся противоречия. Большая проблема связана с тем, что специализированные организации, нанимаемые СТИ, чаще всего переписывают нормативные документы без конкретизации или дают общие требования. Бывают и совсем казусные ситуации, когда к оценкам уязвимости, разработанным летом, прикладывались фото объекта зимой. Выявлены также нарушения сроков проведения оценки уязвимости.
С 1 марта вступает в силу приказ Минтранса России от 01.11.2021 № 370 «О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации», отменяющий прошлый документ. ОУ будет необходимо предоставлять в 2 экземплярах: электронный, подписанный электронной подписью, и бумажный, который ему полностью соответствует.
Кроме того, документом определяется, что срок проведения оценки уязвимости – 30 дней, затем в течение 7 календарных дней оценка должна быть направлена в Росавиацию. При нарушении сроков информация будет передана в Ространснадзор для принятия мер реагирования.
У агентства также много замечаний к предоставлению планов ОТБ, и главное из них – несоответствие планов ОТБ оценке уязвимости. План должен соответствовать утвержденным результатам оценки уязвимости. Электронный документ должен соответствовать бумажному.
Наталья Власова отдельно остановилась на самом остром вопросе профессионального сообщества – гармонизации требований по авиационной и транспортной безопасности. Законопроект по внесению изменений в ФЗ–16 и Воздушный кодекс прошел первое чтение в Государственной думе, в марте планируется второе чтение. Профессиональное сообщество ждет подписания документа для организации работы. После его принятия предстоит разработать и внести на рассмотрение ряд подзаконных НПА, чтобы изменения заработали в полной мере.
Пресс–служба Ространснадзора
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.