В этом году исполняется 160 лет со дня основания Нижегородской речной полиции
Тесак с медной рукоятью – за поясом. Револьвер в черной кобуре. И человек в морской форме с серебряным знаком на лацкане пиджака с гербом Нижегородской губернии и надписью «Комитет Нижегородской речной полиции». Таков прообраз сегодняшних хранителей общественного порядка на водном транспорте.
На паях
Начало второй половины ХIХ века.
Функции речной полиции достаточно широкие. Принятые тогда правила прописывали схемы расстановки судов, погрузки–выгрузки, содержали предписания судовладельцам по соблюдению норм противопожарной безопасности, наличия на борту различного инвентаря. Члены вышеназванного комитета пользовались правами полицейских чинов. Обязанности – постоянное и неуклонное наблюдение за точным исполнением всех установленных правил.
Для этого нужно было создать исполнительскую структуру. Председатель комитета в обращении к губернатору писал: «Ввиду того, что речной полиции предстоит немедленно приступать к действию, Комитет имеет честь просить доставить ему формальное утверждение в должности начальника речной полиции контр–адмирала Ивана Никонова». Он и стал первым начальником нового речного ведомства.
В 1874 году речная полиция начинает свою деятельность в полную силу. В фондах Центрального архива Нижегородской области сохранилось дело «О способах содержания речной полиции без получения денег на то от правительства».
«Сормовская катастрофа»
Новый этап в развитии речной полиции начался с момента ее признания Государственным советом, утвержденным Александром II в мае 1882 года.
Важнейшими задачами речной полиции были обеспечение противопожарной безопасности на судах, организация зимнего отстоя флота. Падение людей за борт, особенно грузчиков, намеренное подтопление груза, аварии судов – все это требовало незамедлительного вмешательства речной полиции.
Обычно начальник речной полиции менялся после перехода на новую должность предыдущего. Однако в 1886 году произошел случай особый. В результате ледохода и неумелых действий начальника речной полиции Алексея Одинцова погибли зимовавшие в Сормовском затоне суда. В прессе это происшествие назвали «сормовской катастрофой».
Была создана комиссия по расследованию. Для чинов речной полиции и судовладельцев разработали вопросник. Однако мнения сторон оказались противоречивыми. Позицию судовладельцев красноречиво выразил известный судовладелец Гордей Чернов: «При Сормовском затоне караван погиб от самоуправства и неумения начальника речной полиции г. Одинцова. Своевременно не был очищен лед».
Последний начальник Нижегородской речной полиции Д. Шкот 11 января 1918 года подал рапорт об освобождении его от исполнения обязанностей и передаче дел помощнику П. Протасову. Он назначался временно исполнять обязанности начальника речной полиции. Это был первый советский начальник речной милиции в Нижнем Новгороде (впоследствии она стала именоваться водной милицией).
Первым основополагающим документом Советской власти в этой сфере стал Декрет Совета Народных Комиссаров (СНК) «Об учреждении речной милиции» от 25 июля 1918 года. Декрет в самой общей форме провозглашал учреждение «особой речной милиции» в составе Наркомата по внутренним делам.
Почти через год, 23 апреля 1919 года, Всероссийский Центральный исполнительный комитет (ВЦИК) принял декрет, которым утвердил Положение «О речной советской рабоче–крестьянской милиции».
В начале 1920 года были приняты важнейшие решения по созданию организационной структуры речной и морской милиции в стране в соответствии с приказом № 3 по речной и морской милиции Главного управления Советской рабоче–крестьянской милиции от 25 февраля 1920 года.
В основу новой структуры водной милиции был положен географический принцип.
Часы – выдать!
Формирование органов речной милиции на местах началось незамедлительно. Архивные документы сохранили запросы в органы Советской власти с просьбой выдать пишущие машинки, канцтовары, мебель для водной милиции; полным ходом идет оснащение помещений. Дефицит тех лет сегодня удивляет. Так, была подана записка в Губсоюз следующего содержания: «Управление водной милиции просит отпустить одни карманные часы для инспектора водной милиции, которому по роду своей службы приходится разъезжать по области, а потому указанные часы необходимы при исполнении служебных обязанностей».
На водную милицию возлагались многочисленные обязанности. Составление всевозможных юридических актов и протоколов в связи с нарушением порядка на пристанях и на пароходах в пути – специальная обязанность водмилиции.
10 июня 1920 года решением ВЦИК и СНК было утверждено «Положение о Рабоче–крестьянской милиции». В соответствии с ним «для борьбы с систематическими хищениями, преступлениями уголовного характера, спекуляцией и т. д.» на водных путях при областных и районных управлениях организуются следственно–разыскные отделы, а при участковых управлениях следственно–разыскные столы. Ведению водной милиции подлежат все судоходные реки, а также и те, на которых производятся гонки леса, и побережье морей, находящихся в пределах РСФСР, со всеми сооружениями, имеющими отношение к судоходству.
…Управлением внутренних дел на транспорте по ПФО к 160–летию Нижегородской речной полиции подготовлена книга, основанная на архивных документах. Она, безусловно, будет интересна не только тем, кто сейчас с честью продолжает нести службу в органах внутренних дел на речном транспорте, но и речникам.
Татьяна ЕЛАТИНА, собкор «ТР»
Нижний Новгород