Блогеры на автодорогах не жалеют ни себя, ни других
Эта напасть появилась несколько лет назад, и справиться с ней пока не удалось. Но сколько веревочке ни виться…
Лайк и Live
В конце марта Пресненский суд Москвы приговорил 26–летнего автоблогера Эдварда Била к реальному сроку – одному году и двум месяцам лишения свободы по делу о ДТП, повлекшем тяжкий вред здоровью. Его взяли под стражу в зале суда. Это первый случай, когда блогера, который неоднократно выкладывал в социальные сети провокационные ролики о нарушении скоростного режима и других правил движения, сопровождаемые хамством и матом, отправили в места не столь отдаленные. Пусть посидит, подумает и сделает правильные выводы.
Его дело рассматривалось дважды. Первый приговор – два года ограничения свободы – означал, что ему было запрещено выходить из дома с 20:00 до 8:00, покидать столицу и Московскую область и три года садиться за руль. Причина столь гуманного наказания – статья, по которой было возбуждено уголовное дело, не считается тяжкой. Это нарушение правил по неосторожности, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью. Ключевое слово – «неосторожность». Хотя вся деятельность молодого человека показывает, что шел он к этому уверенной и твердой походкой…
Блогер не раз с ветерком катался по столице и области на скорости под 200 км/час, пересекал разметку, выезжал на полосу для общественного транспорта и агрессивно перестраивался между рядами на высокой скорости. Все это есть в его роликах, которыми он охотно хвастался перед своими подписчиками, которых у него – четыре миллиона! Они поощряли поведение Била своими лайками, приносящими немалые деньги. И толкали на новые «подвиги». Только с января 2021–го он собрал на своем спортивном «Aуди–RS6» мощностью 840 л/с 400 штрафов, в основном за превышение скорости на 60–80 км/час. Всего на его счету значились 566 штрафов. Несмотря на миллионы рублей дохода от своей виртуальной деятельности, с оплатой штрафов молодой человек не спешил. Такой вот не бедный, но жадный молодой человек.
И хотя в ДТП блогер попадал регулярно, на скамье подсудимых оказался только после страшного ДТП в центре Москвы. В апреле 2021 года на своем спорткаре он вылетел на встречную полосу на огромной скорости и снес четыре автомобиля. Дорожные камеры запечатлели, как его «Aуди–RS6» пересекает линию разметки и врезается в «Фольксваген», которым управляла 40–летняя Мария Артемова. Ее машину при ударе сильно смяло, и, чтобы достать водителя, спасателям пришлось срезать крышу. Женщину доставили в больницу с переломами обеих ног, сотрясением головного мозга и внутренним кровотечением. Чтобы спасти ее жизнь, пришлось сделать несколько операций. По словам мужа, Мария была опытным водителем – более десяти лет стажа. В семье двое детей – семилетняя девочка и двухлетний мальчик.
Сам блогер, который серьезно не пострадал, никакого шока от содеянного и вида развороченного и окровавленного «Фольксвагена» не испытывал. Правда, позднее, под давлением общественного мнения, он возместил Артемовой стоимость машины, компенсировал моральный ущерб и оплатил расходы на ее лечение и утраченный заработок.
Как отметил адвокат женщины Андрей Князев, «кассационное представление об отмене приговора подавал лично прокурор города Денис Попов. Он считает, что Бил признал свою вину формально и не раскаялся в содеянном».
Накинули цепи соцсети
Блогеры, не думая о последствиях, творят на дорогах страшные вещи, и цель их одна – при помощи такие маневров увеличить количество подписчиков и просмотров на своих страницах в соцсетях. В современных реалиях этого достаточно, чтобы стать богатым и знаменитым. За миллион просмотров блогеру платят около 100 тыс. руб., еще больше доходы от рекламы – до полумиллиона рублей и выше.
А нужно–то всего ничего – телефон с хорошей камерой и «интересные» идеи, которые было бы правильно назвать бредовыми.
Снимая очередное видео, погиб 23–летний Степан Морков из Балашихи. Он взобрался на постамент из рулонов туалетной бумаги. Его друг на легковушке проезжает сквозь эту гору, Степан спокойно приземляется на землю, все ставят лайки. Так планировалось, но все пошло не по сценарию. Парень зацепился за крышу машины, несколько раз перекрутился в воздухе и ударился головой об асфальт. От полученных травм он скончался на месте.
Еще одной жертвой собственного безумия стал блогер Артем Болдырев, у которого был канал в соцсетях. Он погиб во время съемок очередного видео. Многие его знакомые предрекали: если он не перестанет так гонять на байке, то может случиться что–то плохое. К сожалению, они оказались правы. В своем последнем видео, которое Болдырев успел отправить другу, видно, что Артем рулит ногами на мотоцикле. Спидометр показывал скорость 150 км/час. В итоге байкер не справился с управлением, врезался в попутную машину и скончался на месте. Ему было 33 года.
Но блогеры губят не только свои жизни. Свидетельство тому – наиболее громкий случай последних месяцев. 20 ноября 2021 года в резонансном ДТП на столичном Кутузовском проспекте погиб не только владелец спортивного BMW 28–летний автоблогер Саид Губденский, имевший почти 400 тыс. подписчиков, но и его пассажир – президент Федерации автоспорта Дагестана, рекордсмен России и мира 32–летний Заур Ибрагимов. От сильного удара он вылетел на проезжую часть. Прибывшим медикам спасти его не удалось. В республике смерть Ибрагимова восприняли очень тяжело, о чем красноречиво свидетельствуют многочисленные соболезнования его земляков.
Молодая женщина стала вдовой после аварии с блогером, который снимал видео с опасной ездой. Это произошло вечером 3 декабря 2021 года в Архангельске. 20–летний Даниил Чирков, увлеченный съемкой очередного маневра, на автомобиле Datsun вылетел на встречную полосу и столкнулся с отечественной «пятеркой», которую отбросило на маршрутный автобус. В результате удара погиб 24–летний водитель легковушки. Его 22–летнюю жену Лизу спасатели с трудом смогли вытащить из груды железа, в которую превратилась машина. Она получила множественные переломы, за ее жизнь врачи боролись несколько дней. Константин и Лиза вместе работали на заводе и 15 декабря должны были отмечать четвертую годовщину семейной жизни. В вечер аварии они ехали домой с работы.
Виновник ДТП ранее размещал видеоролики, на которых он под радостные крики своих приятелей проскакивал на красный свет, превышал скорость, пристраивался на выделенной полосе за машиной скорой помощи, смеялся и оскорблял остальных автомобилистов. Чирков даже не пытался связаться с семьей пострадавших, не извинился и не предложил помощь. Он под домашним арестом, идет следствие, блогера ожидает суд. Архангельск в ужасе от подробностей смертельного ДТП. Люди требуют наказать убийцу по всей строгости.
Гримасы судьбы
Блогеры опасны не только тем, что ради хайпа и лайков рискуют жизнями – своей и окружающих. Посредством гримас судьбы деятели подобного рода стали публичными людьми, которые наносят реальный вред городу, стране, обществу. На их блоги подписаны иногда миллионы человек, большинство – подростки, которые нередко берут с них пример. Это раньше кумиры молодежи учили бороться за добро и справедливость. Ныне ситуация другая: подростков учат добиваться славы и денег любыми путями. Что можно стать богатым, совершая провокации, нарушая ПДД и правила человеческого общежития.
И если в 2016 году мы слышали лишь о двух–трех наглецах за рулем с камерами в руках, то сейчас их, по данным отечественного МВД, в десятки раз больше, и эта зараза расползлась по всей стране. «Ролики блогеров–лихачей – пропаганда смертельного оружия. Рано или поздно это становится реальной трагедией с реальными жертвами, что мы уже неоднократно наблюдали. Уже одно это должно стать основанием для блокировки таких каналов, а в особо «запущенных» случаях подобные ролики, на мой взгляд, следует рассматривать как пропаганду насилия. Со всеми вытекающими, в том числе уголовными, последствиями», – считает вице–председатель общественной организации «Комитет по защите прав автовладельцев» Александр Холодов. По его мнению, эффективность борьбы с такого рода «кумирами» повысилась. Привел такой пример: недавно Роскомнадзор впервые по решению Таганского районного суда заблокировал аккаунты нескольких автоблогеров за демонстрацию опасного поведения на дорогах. Ранее прокурорская проверка показала, что они, имея в целом более 3 млн подписчиков, демонстрировали откровенно агрессивное поведение, превышали установленный скоростной режим, не соблюдали требований линий разметки, советовали подписчикам, как бороться с камерами и штрафами, нарушали действующее законодательство. Суд согласился с доводами прокуратуры.
Для блогеров это потеря не только имиджа, но и немалого заработка. В частности, наказан Алан Енилеев, имеющий более 2 млн подписчиков. В 2019 году журнал Forbes оценил его годовой доход в 850 тыс. долл., поставив на четвертое место в рейтинге самых высокооплачиваемых российских блогеров. Он известен своими обзорами дорогих и редких автомобилей в соцсетях. Но дорогие машины прокуратуру и ГИБДД не заинтересовали, а вот опасные выходки на дороге блогера–миллионера внимание привлекли.
Экс–депутат Госдумы, лидер автодвижения «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков отметил: «Я давно предлагал отслеживать социальные сети этих молодцев, собирающих многочисленную аудиторию, которая нередко состоит из незрелых умом юношей. Они же сами выкладывают в Сеть свои нарушения – и превышение скорости, и езду по тротуарам, лестницам и т. п. Видимо, не понимают, что все это далеко не в их пользу. Такие блоги надо блокировать, ведь для них социальные сети – основной источник заработка. Этот опасный бизнес нужно ликвидировать. Таких балбесов нужно выявлять и публично наказывать, чтобы у других не возникло желания вести себя подобным образом».
МВД здравую инициативу поддержало. Как сообщил начальник столичной дорожной инспекции Александр Быков, его ведомство подписано на блогеров–нарушителей, ежедневно мониторит их активность, выявляют и наказывают «героев», не дожидаясь, когда пострадают невинные люди. Видеоролики с безумными скоростными заездами, часто опасными для жизни окружающих и самих авторов, становятся полноценным доказательством совершения нарушений.
За несколько месяцев в ГИБДД приняли более 600 мер административного воздействия в отношении 150 блогеров–нарушителей. «Работа Госавтоинспекции по выявлению неприемлемого контента будет продолжена», – подчеркнула официальный представитель МВД Ирина Волк.
К слову, после появления в КоАП статьи «опасное вождение», сумма штрафа может превышать сумму, которую блогер может заработать от просмотров такого рода роликов. Вот и пусть решают: стоит игра свеч или нет?
Владимир ГОНДУСОВ
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.