Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Река спросит строго

 |  Безопасность

На вопросы «ТР» отвечает первый заместитель руководителя ФГБУ «Канал имени Москвы» – капитан Московского бассейна внутренних водных путей – Владимир Штурмин

– Владимир Вячеславович, какие задачи по обеспечению безопасности судоходства в Московском бассейне вы как капитан Московского бассейна считаете приоритетными?

– Начнем с того, что вся наша страна поделена на 15 бассейнов внутренних водных путей, и в каждом бассейне есть своя государственная администрация. ФГБУ «Канал имени Москвы» осуществляет функции Администрации в Московском бассейне внутренних водных путей и для обеспечения безопасности судоходства осуществляет в бассейне внутренних водных путей следующие мероприятия:

– содержание внутренних водных путей;

– пропуск судов и плавучих объектов через судоходные гидротехнические сооружения;

– диспетчерское регулирование движения судов и управление движением судов на участках внутренних водных путей, имеющих ограничения по условиям плавания, и мониторинг движения судов на остальных участках внутренних водных путей;

– организацию технологической связи на внутреннем водном транспорте;

– государственный портовый контроль;

– государственную регистрацию судов в Государственном судовом реестре, реестре арендованных иностранных судов, реестре строящихся судов;

– дипломирование лиц командного состава судов и членов экипажей спортивных парусных судов;

– выдачу удостоверений личности моряка в установленных случаях;

– выдачу лоцманских удостоверений о праве лоцманской проводки судов в бассейне внутренних водных путей.

6 2 24 2022

По сути, для администрации бассейна все перечисленные задачи можно считать приоритетными. Что же касается приоритетных задач в работе инспекции, первое и основное это конечно соблюдение принципа объективности при осуществлении инспектирования судна. Одно из главных условий работы инспектора инспекции государственного портового контроля (ИГПК) является техническая объективность. Она должна сопутствовать его действиям и решениям в течение всего процесса проверки судна и, что самое главное, должна обязательно проявляться в момент принятия заключения о результатах инспекции и дальнейшей судьбе судна.

У нас подавляющее большинство инспекторов совершенно искренне стараются быть объективными. Но они –люди, и элемент субъективизма в их суждениях неизбежен. Многие правила и рекомендации не поддаются численным стандартам или математическим критериям и выражены в словесной форме. Как показывает практика, отклонения от объективности если и случаются, то они несущественны и не влияют на результаты инспекций.

Если судить о деятельности инспектора в области контроля судов государственного портового контроля, можно сделать уверенный вывод – успех этой деятельности достигается прежде всего за счет компетентности и объективности наших инспекторов.

– Наличие каких документов на судне проверяет Инспекция и проверку соответствия каким требованиям осуществляет ИГПК?

–Здесь все просто. Проверки судов и плавучих объектов проводятся инспекторами ИГПК на основании плановых заданий в соответствии с приказом капитана Московского бассейна внутренних водных путей.

Во время проверки судна или плавучего объекта инспектор ИГПК, осуществляющий государственный портовый контроль в отношении судна, производит только внешний осмотр и проверяет наличие на судне судовых документов:

– свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации или временное свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации;

– свидетельство о праве собственности на судно;

– пассажирское свидетельство (для пассажирского судна);

– мерительное свидетельство;

– свидетельство о минимальном составе экипажа судна;

– свидетельство о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна;

– судовая роль;

– судовой журнал, машинный журнал (для судна с механическим двигателем, эксплуатируемого членами экипажа судна без совмещения должностей);

– разрешение на судовую радиостанцию (если наличие радиостанции предусмотрено классом судна);

– судовое санитарное свидетельство о праве плавания;

– иные судовые документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

– проверяет наличие дипломов и квалификационных свидетельств членов экипажа судна и соответствие указанных дипломов и квалификационных свидетельств требованиям, установленным Положением о дипломировании членов экипажей судов внутреннего водного транспорта;

– проверяет устранение нарушений обязательных требований, обнаруженных во время предыдущей проверки.

В отношении плавучего объекта инспектор производит внешний осмотр и проверяет:

– соответствие плавучего объекта сведениям, содержащимся в реестре плавучих объектов;

– устранение нарушений обязательных требований, обнаруженных во время предыдущей проверки.

Если в результате проверки судна или плавучего объекта выявлены нарушения обязательных требований, инспектор ИГПК должен провести:

– проверку выполнения членами экипажа процедур системы управления безопасностью судов, предусмотренной статьей 34.1 КВВТ РФ;

– проверку комплектности и исправности аварийных, спасательных и противопожарных систем и средств судна, включая аварийную сигнализацию судна или плавучего объекта;

– проверку исправности систем радиосвязи и навигационного оборудования;

– проверку исправности главных и вспомогательных механизмов;

– проверку наличия и исправности оборудования по предотвращению загрязнения окружающей среды с судов;

– проверку исправности грузоподъемных устройств судна (при наличии), наличие на борту информации по остойчивости и непотопляемости судна;

– проверку выполнения требований к размещению и креплению груза (при наличии) на судне;

– внешний осмотр доступных корпусных конструкций.

В случае выявления нарушений обязательных требований, создающих угрозу безопасной эксплуатации судна или безопасности судоходства, являющихся основанием для временного задержания судна или плавучего объекта, инспектор ИГПК временно задерживает судно или плавучий объект на срок не более 30 календарных дней, до устранения нарушений обязательных требований.

– На внутренних водных путях ИГПК сравнительно молодая служба, в этом году ей исполняется 10 лет. Кто такой сотрудник ИГПК и насколько от его компетенции зависит безопасность судоходства?

– Конечно же уровень безопасности судоходства за прошедшие годы повысился. Должен сказать, что в 2021 году на водных путях Московского бассейна внутренних водных путей произошло всего 9 транспортных происшествий, зарегистрированных Службой диспетчерского регулирования движения судов. Из них 4 происшествия с пассажирскими судами и 5 происшествий с другими грузовыми судами и плавучими объектами.

Такой низкий показатель аварийности стал возможен благодаря высокому уровню профессионализма работников водного транспорта, включая и инспекторов ИГПК. Судите сами, в других государственных контрольно–надзорных органах сотрудники могут не иметь профильного образования. Просто высшее образование, и все. А у нас обязательное требование к инспекторам – наличие профильного образования. Мало того, каждый инспектор должен иметь опыт работы не менее трех лет в должности не ниже старшего помощника капитана. Исходя из практической работы на судах, имеются инспекторы, специализирующиеся на инспекциях отдельных видов судов – пассажирских, навалочных, танкеров и т. д. Проверка на судах эксплуатационных требований выполняется инспекторами, как правило, имевшими в прошлом практику работы на таких судах и поэтому хорошо знающими особенности судовых операций и работ. Общий квалификационный уровень – одна из главных составляющих компетентности инспекторов. Другой важной составляющей является специальная подготовка. Такую подготовку получают на курсах по разработанной типовой программе обучения. Таким образом, все сотрудники ИГПК, осуществляющие проверки судов, исключительно специалисты из отрасли. И вопрос не в том, скольких мы наказали или сколько судов мы проконтролировали за эти 10 лет, а в том, сколько аварий и происшествий мы смогли предотвратить. Ведь в нашей работе главное – профилактика. Осмотр судна осуществляется не для того, чтобы что–то выявить и кого–то наказать, а именно для того, чтобы предотвратить трагедию и гибель людей. Инспекторы не имеют коммерческого интереса, штрафы не выписывают, исключительно собирают материалы и направляют в территориальное управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

– Вы возглавляете государственную квалификационную комиссию по дипломированию плавсостава. Как вы оцениваете уровень подготовки молодых специалистов? Сегодня он растет или падает?

– У нас все требования к профессиональному образованию и стажу плавания кандидатов устанавливает Положение о дипломировании членов экипажей судов внутреннего водного транспорта. Для получения дипломов и квалификационных свидетельств необходимо пройти квалификационную комиссию. Требования к специалистам сегодня значительно упростились. Для получения квалификационных документов заявитель проходит письменное или компьютерное тестирование по перечню вопросов, разработанных квалификационной комиссией ФГБУ «Канал имени Москвы». В случае успешного прохождения заявителем квалификационных испытаний квалификационная комиссия ФГБУ «Канал имени Москвы» принимает решение о соответствии кандидата должности, на которую он претендует.

В прошлом, 2021 году квалификационной комиссией ФГБУ «Канал имени Москвы» было выдано 809 квалификационных документов.

– В эту навигацию впервые в России в свой первый рейс выйдет речной электрический круглогодичный трамвай «Синичка». В связи с этим вопрос: как будут осуществляться проверки нового судна, будут ли особые требования?

– Судно находится на ходовых испытаниях. Параллельно с этим идет настройка техники и навигационного оборудования. На данном этапе сложно говорить про особые требования к проверке. Пока проверку судна «Синичка» планируется проводить согласно стандартным нормативным документам.

– Возглавляемая вами служба называется Инспекция государственного портового контроля, однако сотрудники канала им. Москвы не являются государственными служащими. Канал имени Москвы в соответствии с направлениями деятельности осуществляет оказание услуг, к которым сложно отнести проверку судов, налицо явное противоречие и недоработка в части функций и полномочий.

– Да, действительно, наши инспекторы госслужащими не являются, но они в соответствии со статьей 38.1 пункт 6 Кодекса внутреннего водного транспорта являются государственными транспортными инспекторами. Капитан бассейна внутренних водных путей является должностным лицом, возглавляет инспекцию государственного портового контроля, входящую в состав ФГБУ «Канал имени Москвы», который является администрацией Московского бассейна внутренних водных путей, непосредственно подчиняется Федеральному агентству морского и речного транспорта и действует на основании Положения о капитане бассейна внутренних водных путей, утвержденного приказом Минтранса России от 17.08.2012 г. № 314. Капитан бассейна внутренних водных путей является заместителем руководителя ФГБУ «Канал имени Москвы», организует осуществление государственного портового контроля судов в бассейне внутренних водных путей.

Таким образом, инспекторы портконтроля, которые не являются государственными служащими, не ограничены жесткими рамками Федерального закона № 294–ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Противоречий и недоработок в части функций и полномочий нет.

– В то же время у канала им. Москвы имеется технический флот. Каким образом осуществляется проверка технического флота учреждения вашей же службой?

– Проверка судов технического флота ФГБУ «Канал имени Москвы» осуществляется в соответствии с приказом Минтранса России «Об утверждении порядка назначения проверок судов и плавучих объектов на основании оценок рисков нарушения обязательных требований и проведения таких проверок». В соответствии с пунктом 2 названного приказа руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы» не имеет права давать указания капитану Московского бассейна внутренних водных путей по вопросам, отнесенным к компетенции капитана Московского бассейна внутренних водных путей, или любым другим образом влиять на выполнение капитаном Московского бассейна внутренних водных путей функций, отнесенных к его ведению.

Благодаря этому конфликта интересов не возникает.

– Где заканчиваются полномочия ИГПК и начинаются полномочия Госморречнадзора? Каким образом осуществляется взаимодействие структур?

– Государственный портовый контроль подразумевает осуществление исключительно осмотра судов. Госморречнадзор проводит проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в рамках Федерального закона № 294–ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Госморречнадзор также осуществляет лицензирование деятельности по перевозкам пассажиров и опасных грузов внутренним водным транспортом, расследование транспортных происшествий, осуществляет надзор за судоходными и портовыми гидротехническими сооружениями. Взаимодействие осуществляется на основании распоряжения Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и Федерального агентства морского и речного транспорта от 20 июня 2014 г.

№ АК–281–р(фс)/АД–238–р «О взаимодействии капитанов морских портов, администраций бассейнов внутренних водных путей, находящихся в ведении Росморречфлота, и территориальных управлений Ространснадзора при выявлении административных правонарушений в ходе проверок судов и иных плавучих объектов».

– Каких функций или нормативных документов не хватает ИГПК для более эффективного выполнения поставленных задач? Насколько остро стоит вопрос отсутствия патрульного флота у вашей службы?

– Дело в том, что патрулирование внутренних водных путей не входит в функцию государственного портового контроля. Этими вопросами занимаются территориальные подразделения Госморречнадзора, у которых имеются патрульные суда, предназначенные для этих целей. Что же касается функций, все функции ИГПК определены статьей 38.1 Кодекса внутреннего водного транспорта и приказами Министерства транспорта Российской Федерации. Имеющейся нормативной базы достаточно для выполнения поставленных перед ИГПК задач.

– Владимир Вячеславович, на реке такое огромное количество проверяющих властных структур: Госморречнадзор, ИГПК, МЧС (ГИМС), РРР, Минприроды (Агентство водных ресурсов), транспортная прокуратура (294–ФЗ), линейный отдел полиции, правительство Москвы (Организатор перевозок, Гормост). «Так кто же хозяин на реке», как бы вы ответили на этот вопрос?

– Интересный вопрос. Каждое из перечисленных вами госструктур выполняет определенные контрольно–надзорные функции, установленные для них транспортным законодательством Российской Федерации, за исключением организаций Правительства Москвы (Организатор перевозок, Гормост), которые выполняют функции по обслуживанию и техническому содержанию причалов в черте города Москвы. Внутренние водные пути и расположенные на них судоходные гидротехнические находятся в федеральной собственности и используются в целях судоходства любыми юридическими и физическими лицами.

По моему мнению, «хозяином на реке» является народ РФ, и в частности – работники внутреннего водного транспорта.

Беседу вела

 Ольга ОВСЯНКИНА,

обозреватель «ТР»


просмотры:

2255

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться