Кровавый след от «укуса зеленого змия»
Ужесточение ответственности за пьяную езду, к сожалению, пока не привело к резкому снижению количества аварий, виновники которых сели за руль «под градусом».
Горькое похмелье
В апреле жителей Башкирии потрясла жуткая гибель трех женщин в ДТП на берегу водохранилища в Зианчуринском районе.
Все началось с застолья: 17 апреля женщины–повара дома отдыха «Ямашла» на работе отмечали 48–летие своей начальницы Гульгины Тахтаровой. Как говорится, хорошо посидели. Утром следующего дня, приехав на работу, четыре подруги продолжили застолье. Потом кто–то предложил в перерыв «подышать свежим воздухом». Все согласились: стоял теплый солнечный день. Решили доехать до местного водохранилища и часок побыть там. За руль ВАЗ–21140 села хозяйка машины Тахтарова. Веселая компания поехала к дамбе, на которой автоледи начала разворачиваться, но не справилась с управлением. В считаные секунды легковушка ушла на дно. Тахтарова смогла выбраться из тонущей машины и добраться до берега. Там ее в мокрой одежде увидел местный житель, который вызвал скорую, и только потом женщина, которая находилась в шоковом состоянии, сообщила, что в водоеме находится автомобиль с ее подругами.
На место происшествия прибыли экстренные службы, родные и коллеги погибших женщин. Сотрудникам МЧС удалось с помощью трактора вытянуть автомобиль из воды. В салоне находились три тела. Погибли 53–летняя Гуля Сaматова, 49–летняя Надежда Масягутова и 36–летняя Алия Насырова. Все – из одного села. Без матерей остались десять детей, в том числе у одной из жертв их пятеро.
Виновница смертельного ДТП дала признательные показания. По результатам медицинского освидетельствования, у женщины установлено состояние опьянения – 0,928 мг/л. Уголовное дело возбуждено по статье о нарушении ПДД или эксплуатации транспортных средств, повлекшем по неосторожности смерть двух или более лиц, совершенном лицом, находящимся в состоянии опьянения. Обвиняемой грозит до 15 лет лишения свободы.
По словам соседей, Гульгина – веселая и добродушная женщина. Она выкладывала в соцсетях фотографии с внуками и младшими сыновьями. Все закончилось, когда она села пьяной за руль. «Сколько горя родным и близким. Как ей самой–то жить с этим, своих же подруг погубила?» – сокрушаются сельчане.
Трагедий с пьяными компаниями, которые завершились смертельными ДТП, немало. Вот лишь одна из них. Ночью 19 февраля в поселке Романово Калининградской области BMW под управлением 25–летнего водителя врезался в дерево и вылетел в кювет. 22–летний пассажир погиб на месте, еще один молодой человек и девушка получили многочисленные травмы. 24–летний Александр, вылетевший через лобовое стекло, чудом остался жив. Вот что он рассказал: «Выехав, мы заскочили в магазин, купили виски и колу. Потом встали на какой–то парковке, вышли из машины, выпивали и разговаривали». Развязка наступила ближе к полуночи: на высокой скорости иномарка врезалась в дерево. Благодаря подушке безопасности водитель не пострадал. Осознав, что натворил, он сбежал. «На заднем сиденье все стонали, – говорил Александр. – Там я увидел только двоих – Веронику и Игоря. Дениса, который сидел в центре, не было. Присмотревшись, понял, что Дениса от удара выкинуло в багажник. Я разбил стекла, подбегал к ребятам, обтирал их водой. Вскоре появились спасатели и начали всех вытаскивать. Игорь был сильно зажат, его вытащили последним, положили на обочину. Я все время был рядом, проверял пульс. Игорь жил около 30 минут и умер у меня на руках».
Еще трагичнее завершилась авария в Барнауле, где пьяным за руль сел глава семьи. В том ДТП погиб не только он, но и жена, а также трехлетняя девочка и восьмилетний мальчик. По данным следствия, мужчина мчался по трассе на своей Toyota RAV4 со скоростью 120?150 км/час.
В упомянутых ДТП и во многих других трагедиях рядом с нетрезвым водителем были родственники, друзья, коллеги. Располагаясь на пассажирских сиденьях, они, таким образом, одобряют совершение правонарушения водителем, осознанно при этом подвергая опасности свою жизнь и здоровье. Более того, становятся соучастниками преступления, исходя из общечеловеческих моральных принципов и логики. К сожалению, так поступают многие…
Кровь на погонах
Особенно горько осознавать, что нередко пьяными за руль садятся те, кто должен быть образцом для других участников дорожного движения. Речь идет о сотрудниках правоохранительных органов.
В апреле на Кубани завершился судебный процесс, который приговорил бывшего полицейского Петра Курдияшко к 9 годам лишения свободы за ДТП, которое унесло две жизни.
Смертельная авария произошла весной прошлого года в Тихорецке. 26–летний водитель линейного отдела полиции на станции Казанская на машине «Опель Вектра» на скорости более 100 км/час выехал на регулируемый перекресток на красный сигнал светофора и влетел в «Ладу Самару».
В результате ДТП водитель отечественного автомобиля и его 46–летний пассажир от полученных травм скончались на месте, 34–летняя женщина и пятилетний мальчик получили тяжелые травмы.
В ближайшее время должен выслушать приговор и бывший майор юстиции Павел Шадрин. На объездной дороге в Тюмени он сбил двух дорожных рабочих. Перед тем как приступить к чистке отбойников, те выставили дорожные знаки с ограничением движения до 40 км/час. Знаки были освещены, их было видно издалека, но экс–майора это не остановило: на скорости около 150 км/час машина снесла мужчин, одному из которых было 35 лет, другому – более 60. Удар был такой силы, что жертв ДТП просто разорвало на части.
В суде виновник трагедии вел себя спокойно и даже попытался переложить ответственность за случившееся на вымышленного человека. Он также подговаривал своих друзей, которые ехали с ним в машине, дать ложные показания в его пользу.
Две жертвы на совести еще одного силовика – жителя Томской области, который 22 апреля лишил жизни двух 16–летних девушек. «Сотрудниками полиции задержан причастный к происшествию мужчина 1998 года рождения. Установлено, что транспортным средством в свободное от службы время управлял сотрудник ОМВД России по Шегарскому району. По результатам медицинского освидетельствования у него установлено состояние алкогольного опьянения», – это строки из сообщения регионального главка МВД.
По данным очевидцев, девушки шли по краю проезжей части. Пьяный полицейский после наезда на пешеходов скрылся с места происшествия. От полученных ран девушки скончались на месте.
Как с гуся вода…
Несмотря на ужесточение наказания за «пьяную езду», последнее из которых ввели год назад, количество ДТП и жертв по вине любителей «веселых поездок» снижается незначительно. Официальные данные свидетельствуют, что в 2021 году в России произошло более 120 тыс. ДТП с пострадавшими людьми. Из них около 15 тыс. аварий произошли с участием пьяных водителей, то есть каждое девятое ДТП. Тревожны другие цифры: в пьяных авариях погиб каждый пятый от общего числа граждан, нашедших смерть на дорогах России, – 3702 человека. Еще около 14,5 тыс. получили раны и травмы. Такие данные позволяют сделать вывод о том, что нетрезвых водителей можно считать одной из основных проблем на дорогах страны.
И – несколько фактов вдогонку. В Челябинской области за одну неделю поймали 364 пьяных водителя, при этом 48 из них сели за руль в таком виде не впервые. И вряд ли эта апрельская неделя чем–то отличается от других семидневок. По данным МВД, каждый пятый наказанный за езду в нетрезвом виде снова садится за руль. Но это «температура в среднем по больнице». Например, в Удмуртии за пьяное вождение повторно задержан почти каждый второй водитель (49%), в Мурманской области – каждый третий (30%), а в Волгоградской области – каждый четвертый (25%). В столице в прошлом году сотрудники ГИБДД задержали более 21 тыс. водителей, которые находились за рулем в состоянии опьянения. Каждый десятый в такой ситуации оказался не в первый раз.
Что этому противопоставить? Вот размышления на эту тему автоэксперта и журналиста Константина Сорокина: «У нас сейчас наказание за управление автомобилем в нетрезвом виде жестче, чем в абсолютном большинстве стран Европы. Конечно, можно поставить перед собой цель сделать как в арабских странах и ввести смертную казнь за пьяное ДТП, но при этом надо понять, что даже с таким жестким наказанием какое–то число негодяев осмеливается сесть за руль в пьяном виде. Некоторое количество маргиналов, для которых закон не писан, есть в любой стране. И самое главное – не придумать новое наказание, а придумать, как у этих людей убрать возможность сесть за руль. То есть надо придумать, как работать с этой группой людей. Это психологи, это семья и школа, это нетерпимое отношение в обществе и так далее... Время быстрых решений, когда можно было ввести новое наказание, и это приводило к снижению аварийности, прошло. Сейчас, скорее, время воспитательных мер и неотвратимости уже существующих наказаний».
В последнее время многие профессионалы и эксперты заговорили об установке на автомобилях алкозамков. О появлении в России приборов, позволяющих за считаные секунды определить наличие алкоголя или наркотиков у водителей в крови, глава ГИБДД Михаил Черников заявлял неоднократно. По его словам, такое оборудование уже применяется во многих странах мира, и оно блокирует зажигание до тех пор, пока водитель не пройдет тест на содержание алкоголя. Идею алкозамков ГИБДД лоббирует с 2012 года, в 2018–м дорожная полиция предложила проработать внедрение алкозамков для граждан, уличенных в пьяной езде. Предложение ГИБДД поддерживает отечественный Минпромторг, однако сегодня нужен закон, который бы четко обязывал установку алкозамков в транспортные средства.
Разумеется, за один месяц или год оборудовать все российские автомобили невозможно, поэтому специалисты предлагают 6–летний переходный период. За это время и промышленность сможет освоить производство встроенных алкодетекторов, и общество осознает необходимость такой меры. А позже можно будет запретить постановку на учет автомобилей без алкозамков. Они со временем станут такой же нормой в авто, как подушки безопасности и системы эффективного торможения. А что касается затрат, то они с лихвой окупятся за счет сокращения пьяных ДТП тысячей и тысячей спасенных жизней.
«Международная практика показала, что установка алкозамков, не допускающих запуск двигателя автомобиля без предварительной проверки состояния водителя, может стать эффективным решением в обеспечении безопасности дорожного движения. Их следует устанавливать на коммерческий и служебный транспорт, на транспорт, который занимается перевозкой опасных грузов, где ошибка может дорого стоить, на каршеринг и, возможно, такси. Между тем, если мы будем воспитывать своих детей в концепции, что алкоголь за рулем – это зло, то через некоторое время нам уже не понадобится внедрять алкозамки или другие жесткие меры», – считает автомобильный эксперт Фархад Мамедов.
Владимир ГОНДУСОВ
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.