Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Меры усилены

 |  Безопасность

в отношении водителей, лишенных водительских прав

Госдума приняла в первом чтении два законопроекта, усиливающие меры ответственности для водителей, лишенных водительских прав.

Проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в Уголовно–процессуальный кодекс Российской Федерации в части усиления ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств водителями, лишенными права управления транспортными средствами» разработан в пакете с проектом федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Законопроекты подготовлены группой депутатов и направлены на повышение мер общественной безопасности, сохранение жизни и здоровья граждан, предупреждение общественно опасных действий, совершаемых лицами, лишенными права управления транспортными средствами.

В пояснительной записке отмечается, что на протяжении последних пяти лет продолжают расти показатели аварийности по вине водителей, лишенных права управления транспортным средством.

В 2020 году зафиксирован существенный рост таких правонарушений: судами были рассмотрены более 91 тыс. дел, что на 25% превысило показатели 2019 года, когда были рассмотрены около 72 тыс. подобных дел. В 2021 году в суды поступили более 102 тыс. дел по факту управления транспортными средствами лицами, лишенными права управления.

Данные происшествия характеризуются достаточно высокой степенью тяжести последствий, в них погибает каждый десятый пострадавший. Каждое девятое ДТП, связанное с выездом на полосу встречного движения, совершено лицами, лишенными права на управление ТС либо не имеющими такого права, число погибших в таких ДТП в 2020 году возросло почти на 15%.

Учитывая, что по вине лиц, которые не должны были участвовать в дорожном движении в качестве водителей, совершено более трети (35,3%) ДТП, связанных с выездом на полосу встречного движения, а доля числа погибших по их вине приближается к половине всех погибших из–за выездов на полосу для встречного движения, совершенно очевидно, что действующие меры административной и уголовной ответственности не обеспечивают в должной степени защиту общественных интересов и решение задач безопасности.

Также неуклонно растет количество дел по факту управления транспортным средством лицами, находящимися в состоянии опьянения и лишенными права управления транспортным средством или не имеющими такого права. В частности, в 2020 году число таких правонарушений по сравнению с 2019 годом выросло более чем на 11% (с 54 126 до 60 153 дел). В 2021 году в суды поступили почти 60 тыс. таких дел.

Таким образом, действующие нормы административного законодательства фактически позволяют водителям, лишенным водительских прав, многократно нарушать запрет, что девальвирует решения, принятые судом.

Предлагается внести соответствующие изменения в статью 264 («Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств») УК РФ, а также дополнить УК РФ статьей 264.3 «Управление транспортным средством лицом, лишенным права управления транспортными средствами и подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость».

Кроме того, часть первую статьи 104.1 УК РФ предлагается дополнить нормой, предусматривающей конфискацию транспортного средства, принадлежащего обвиняемому и использованного им при совершении преступления, предусмотренного статьей 264.1 («Управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость»), 264.2 («Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами») или проектируемой статьей 264.3 УК РФ.

Корреспондирующие изменения предлагается внести в статьи 31 и 151 Уголовно–процессуального кодекса Российской Федерации.

Законопроектом «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» предлагается установить самостоятельную и повышенную административную ответственность за повторное управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством. В настоящее время по таким деяниям вообще отсутствует признак повторности.

В пояснительной записке подчеркивается, что ответственность за повторное управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством, будет наступать не только в тех случаях, когда лицо ранее совершило правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 12.7 КоАП РФ, но и в случае, когда лицо ранее было подвергнуто административному наказанию за совершение иных административных правонарушений, связанных с управлением транспортным средством, являясь лишенным права управления транспортными средствами (например, за управление транспортным средством в состоянии опьянения), если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Внесение изменений в действующее законодательство позволит повысить уровень безопасности дорожного движения, сократить показатели аварийности на дороге и обеспечить дополнительные условия для профилактики дорожно–транспортных происшествий.

Фото: ГУ МЧС России по Ивановской области



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться