и другие инновации для снижения аварийности
Итоги работы по снижению дорожно–транспортного травматизма и совершенствование законодательства в сфере дорожной безопасности стали основными темами заседания президиума Общественного совета при МВД России. Оно состоялось в пресс–центре Международного информационного агентства «Россия сегодня».
Вопросы безопасности дорожного движения являются необходимым элементом устойчивого социально–экономического и демографического развития страны, отметил в своем выступлении начальник ГУОБДД МВД России генерал–лейтенант полиции Михаил Черников. По его словам, комплексная работа, направленная на устранение основных причин смертности на дорогах, приносит свои результаты. «За последнее десятилетие передвигаться по дорогам страны стало безопаснее. На треть уменьшилось количество ДТП, в два раза – число погибших. Многолетняя тенденция к снижению аварийности на дорогах сохраняется и в текущем году», – сообщил он.
Немногим ранее Госавтоинспекция распространила статистику, согласно которой по итогам 5 месяцев 2022 года в России зафиксировано снижение количества ДТП с пострадавшими на 8,2% (41,9 тыс. происшествий), числа погибших в них людей – на 3,1% (4467) и раненых – на 8,5% (53 101). Уменьшилось количество ДТП по причине наезда на пешеходов на 8,3% (однако число погибших в них людей возросло по сравнению с аналогичным периодом 2021 года на 1%, раненых – уменьшилось на 9,4%). Также сократилось количество ДТП с участием детей на 3,1% (5153). Основными причинами автоаварий по–прежнему являются выезд на полосу встречного движения, нарушение требований сигнала светофора, правил проезда перекрестков и пешеходных переходов, правил обгона, неправильный выбор дистанции.
По словам Михаила Черникова, для снижения количества ДТП, погибших и пострадавших в них существенно изменено законодательство. В частности, повышена ответственность за совершение в первую очередь наиболее опасных правонарушений. Продолжается реформирование системы допуска водителей к участию в дорожном движении, существенно упрощены процедуры регистрации транспортных средств. Серьезные изменения претерпело регулирование перевозочной деятельности, регламентированы правила перевозок грузов и организованных групп детей. Использование тахографов позволило в шесть раз снизить количество аварий с участием автобусов. Это позволило снять с линий неисправные машины.
Совместно с Минцифры России ведется работа по внедрению цифровых технологий в деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения. В частности, успешно завершен пилотный проект, который проводился совместно с Минцифры – по переводу в электронный вид документов о регистрации транспортных средств. Данный проект был начат со свидетельства о регистрации транспортного средства. Этот документ наряду с правами водитель всегда должен иметь при себе. Теперь его можно предъявить инспектору в виде QR–кода через мобильное приложение «Госуслуги Авто». Главный эффект от перевода в электронный вид СТС заключается в том, что регистрация смены прав собственности на автомобиль или другое транспортное средство происходит мгновенно. Это полностью исключает разного рода коллизии, связанные с тем, что штрафы за нарушения, которые допустил новый владелец, получает прежний, и это могло продолжаться месяцами.
Как отметил Михаил Черников, проект будет продолжен. Планируется перевести в электронный вид весь пакет документов, которым пользуются автомобилисты, включая страховые полисы и водительские удостоверения. С 1 июля 2022 года в промышленную эксплуатацию запущен сервис «Витрина данных ГИБДД», где синхронизированы все услуги, которые оказывают водителям. Доступ к данным об автомобилистах смогут получить только подключенные к системе участники, наделенные такими полномочиями. Предполагается, что главными клиентами данного сервиса станут работодатели, заинтересованные в выявлении злостных нарушителей, которые пытаются устроиться на работу водителями.
Продолжается работа систем автоматической видеофиксации, включающая на сегодняшний день свыше 23 тыс. стационарных и передвижных комплексов. Информация о местах их установки размещена на интерактивной карте сайта Госавтоинспекции в свободном доступе. С их помощью с начала года вынесены 60 млн постановлений по делам об административных правонарушениях – это 88,1% от общего числа штрафов. Анализ эффективности применения комплексов свидетельствует, что в местах их работы отмечается снижение общего количества ДТП и тяжести их последствий. Ежегодно в результате работы систем фото– и видеофиксации на дорогах страны ликвидируются 1,5 тыс. аварийно опасных участков.
Участники заседания президиума Общественного совета также обсудили перспективы использования потенциала институтов гражданского общества в осуществлении контроля безопасности дорожного движения и защите законных интересов его участников. Как отмечалось, благодаря активности граждан и поступившей от них информации в прошлом году задержаны 38 тыс. водителей с признаками опьянения. Кстати, это серьезная проблема: всего в 2022 году были зафиксированы свыше 250 тыс. нетрезвых водителей. 25 тыс. правонарушителей находились за рулем в пьяном виде повторно в течение года. Возможно, снизить эту статистику поможет еще одна инновация, которую планируют применять в работе инспекторы ГИБДД, – специальный прибор, который позволяет оперативно выявлять признаки наркотического опьянения. Участники дорожного движения будут проходить проверки чаще, прокомментировал Михаил Черников. Благодаря новому устройству, которое будет работать как индикатор, сотрудники ГИБДД смогут вычленять из транспортного потока тех, у кого есть признаки наркотического опьянения, а не отправлять на освидетельствование всех подряд.
Людмила ИЗЪЮРОВА, обозреватель «ТР»